3

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Проводимые в Российской Федерации экономические, политические, судебно-правовые реформы напрямую зависят от повышения действенности работы юридических механизмов.

Одним из наиболее адекватных современным условиям средством «мягкого» правового регулирования выступают правовые поощрения. Наблюдаемая в последнее время тенденция приоритетности использования позитивного стимулирования при выборе эффективных юридических инструментов обеспечения функций государства обусловливает и повышенный интерес к названному правовому средству.

Действительно, поощрительные нормы регулируют отношения в сфере конституционного, трудового, административного, уголовного (нормы, предусматривающие освобождение от уголовной ответственности, отсрочку отбывания наказания, стимулирующие деятельное раскаяние), уголовно-исполнительного (сокращение сроков отбывания наказания, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, уменьшение объема обязанностей и запретов и т.п.), предпринимательского, экологического права.

С помощью правовых поощрений решаются вопросы укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, стихийными бедствиями, воспитания подрастающего поколения, поддержания законности и правопорядка, стимулируется профессиональная деятельность граждан и многое другое - то есть вопросы общегосударственного характера.

Отметим, что рассматриваемое явление неоднородно по структуре. Наиболее важным и универсальным инструментом поощрительного стимулирования можно признать государственные награды, применяемые для регулирования практически всех областей жизни российского общества, а также в качестве средства влияния на межгосударственные отношения (награждение иностранных граждан). Столь высокая степень востребованности рассматриваемого инструмента заключена в возмож-

4

ности эффективного воздействия награждения на сознание и поведение отдельно взятого индивида. Награда, являясь наиболее значимой формой морального, государственно-официального одобрения деятельности поощряемого субъекта (что выражается в особенностях процедуры ее вручения: особая торжественность, освещение средствами массовой информации и проч.), как правило, предусматривает и предоставление определенных материальных благ, льгот и преимуществ ее владельцам. Сочетание морального и материального начала предопределяет значительную действенность данного вида поощрений, выявляет приоритетность его развития, а также позволяет комплексно использовать волеформирующий аспект поощрений (моральных, материальных).

В то же время, анализ российского наградного законодательства свидетельствует о ряде факторов, негативно сказывающихся на функционировании института наград. Необходимо отметить, что причины, отрицательно воздействующие на государственное награждение, кроются не только в правовом регулировании, но и в недостаточно полном и глубоком теоретическом исследовании данного вопроса.

Так, отсутствие научно-обоснованного определения государственной награды, характеристики ее отличительных признаков приводит к разнообразию трактовки данного понятия государственными органами (и федерального и регионального уровня), уполномоченными учреждать награды. Например, ряд субъектов РФ в качестве государственных наград (помимо орденов, медалей, знаков отличия) используют премии, благодарность главы субъекта, почетные грамоты.

Неразработанность классификации наград обусловливает сложность восприятия системы государственных наград Российской Федерации (с точки зрения внутреннего строения) как рядовыми гражданами, так и сотрудниками министерств, ведомств, департаментов, в том числе - Управления по кадровым вопросам и государственным наградам.

При изучении содержательного аспекта рассматриваемой формы поощрения нередко вызывает недоумение несовпадение основания награждения с названием награды, совершенно не соответствующим духу времени, основам конституционного

5

строя. Ярким примером тому служит определение Положением о государственных наградах в качестве высшей награды светского государства Россия ордена Святого апостола Андрея Первозванного. И это не единственный казус: в соответствии с Указом Президента РФ высшей военной наградой признан Орден Святого Георгия. В этой связи существует необходимость теоретического осмысления механизма разработки и учреждения статутов государственных наград.

Исследование процедурно-правовых норм наградного законодательства разного уровня выявляет ряд пробелов, восполнение которых возможно лишь при тщательной научной проработке процессуальных стадий награждения.

Изложенные выше проблемы определяют актуальность теоретического изучения государственного награждения и выбор данной темы диссертации.

Научная и практическая значимость работы. Научная значимость работы связана с фактором повышения внимания к применению в различных сферах государственной деятельности стимулирующих правовых средств, позитивно влияющих на мотивацию поведения. Соответственно, и правовые поощрения как наиболее действенный правовой стимул, нуждаются в более детальном изучении, в том числе с точки зрения их отдельных видов.

Комплексное теоретическое исследование государственных наград позволяет систематизировать имеющиеся знания и сделать определенные выводы о данном виде поощрений, в том числе: обозначить механизм его влияния на формирование активно-положительных качеств личности; разработать основные понятия рассматриваемого правового феномена; обосновать его отличительные признаки; обозначить структуру изучаемого объекта, принципы взаимосвязи компонентов, их характерные черты; выявить причины, негативно влияющие на эффективность функционирования института государственного награждения и найти оптимальные способы их устранения.

Содержащиеся в работе рекомендации, связанные с совершенствованием нормативных правовых актов, а также предлагаемый проект наградного закона могут найти практическое выражение в нормотворческой деятельности государ-

6

ственных органов федерального и регионального уровней, повлиять на процесс правоприменения (содержание его стадий).

Практическая значимость работы состоит и в том, что результаты диссертационного исследования можно использовать в учебном процессе при преподавании курса теории государства и права, написании курсовых и дипломных работ по данной теме, а также положить в основу спецкурса наградного права.

Степень научной разработанности проблемы. В целом проблема поощрения в праве не является новой. Большой вклад в отечественную и мировую науку внесли такие мыслители-правоведы, как Ч. Беккария, И. Бентам, H.A. Гредескул, Р.Иеринг, А.Н. Радищев, П.А. Сорокин. В частности, П.А. Сорокин изучал различные аспекты правовых поощрений: связь «услужливого акта» (заслуги) с наградой; соотношение подвига с преступлением и наград с наказанием; влияние кар и поощрений на поведение человека и т.п.

В советский период существенный вклад в разработку проблемы поощрения внесли ученые отраслевых наук. Тем не менее, выводы и положения последних нуждались в обобщении (развитии) на теоретическом уровне.

Большую роль в исследовании поощрительных норм как правовой категории сыграла работа В.М. Баранова «Поощрительные нормы советского социалистического права»[1], в которой на основе анализа принципов государственного поощрения рассмотрена правовая природа, структура и функционирование поощрительных норм, обосновано выделение поощрительных норм как особой разновидности норм права.

В настоящее время весомый вклад в разработку проблемы поощрений внес A.B. Малько, рассматривающий данную категорию в теоретико-информационном аспекте, в соотношении стимулов и ограничений в праве, как элемент соответствующей поощрительной политики.

Немалый интерес и практическое значение имеют монография H.A. Гущиной (изучение поощрительных норм в соотношении теории и законодательной

7

практики), диссертационные исследования A.C. Налбандяна (раскрывающее проблемы применения поощрительных норм), О.М. Киселевой (о поощрении как методе правового регулирования), В.В. Ныркова (анализ поощрений и наказаний как парных юридических категорий).

В то же время, разработка проблем, связанных с государственным награждением, вопросами наградного правотворчества, правоприменения, не нашла должного внимания со стороны российской правовой науки. Проблема совершенствования правового регулирования государственного награждения поднималась в диссертационном исследовании В.А. Гринчишина в начале 90-х годов. К сожалению, до настоящего момента дискуссия на данную тему не продолжена.

Следует отметить, что в юридической литературе опубликованы лишь отдельные статьи, характеризующие некоторые аспекты рассматриваемой проблемы: публикации В.А. Григорьева, Е.В. Котельниковой посвящены изучению заслуги, как основанию награждения, статья Г. Лобанова - вопросу правомочия Президента РФ присваивать почетные звания отдельным категориям граждан.

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящей работы заключается в комплексном теоретическом исследовании государственных наград как разновидности правовых поощрений, раскрытии их характерных черт и отличительных признаков, определении места и роли в структуре поощрительных стимулов, выявлении критериев отграничения государственных наград от иных видов поощрительных средств.

В соответствии с намеченной целью были определены следующие задачи исследования:

- выявление и определение понятия, целей и функций правовых поощрений;

- исследование государственных правовых поощрений, их видовая характеристика;

- выделение на основе анализа российского наградного законодательства (а также на базе проведенного исследования правовых поощрений) отличительных признаков понятия «государственная награда», места и роли государственных наград в системе поощрений;

8

- осуществление классификации государственных наград, определение научной обоснованности выделения критериев классификации;

- выявление проблем правового регулирования вопросов государственного награждения на основе сравнительного анализа федеральных и региональных государственных наград;

- рассмотрение процессуальных основ награждения, определение и оценка стадий наградного процесса;

- исследование генезиса института награждения в праве на примере России и некоторых зарубежных стран;

- выявление препятствий эффективного функционирования наградной системы, внесение предложений и рекомендаций по оптимизации наградной политики современного Российского государства. Методологическую основу работы, наряду с основополагающим диалектико-материалистическим методом познания правовой действительности, составили системный подход к изучению государственных наград, а также иные общенаучные (функциональный, анализа и синтеза, прогнозирования, моделирования) и частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический и др.).

Теоретической основой работы послужили научные разработки по общей теории права, специальная юридическая литература, научные труды по истории, философии, социологии, политологии.

Автор опирался на работы ученых, исследующих вопросы правового воздействия, методов правового регулирования, стимулов и ограничений в праве, правовых поощрений, коллизий правовых норм, общей теории систем. Основную теоретическую базу составили работы С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, Д.Н. Бахраха, H.A. Власенко, В.М. Горшенева, H.A. Гущиной, О.М. Киселевой, В.Н. Кудрявцева, A.B. Малько, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, В.В. Ныркова, Т.Н. Радько, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, Л.С. Явича и др.

Основой эмпирической базы диссертации послужили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федера-

9

ции, Указы Президента Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты СССР, дореволюционной России, некоторых зарубежных стран.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы, а также намеченными задачами и заключается в том, что диссертация представляет собой первое комплексное монографическое изучение вопросов государственного награждения на уровне общей теории права.

Исходя из законодательного закрепления государственных наград как высшей формы официального поощрения, диссертант рассматривает исследуемый объект через систему правовых поощрений, выявляя признаки, цели и функции последних. Соответственно, понятие и основные характеристики категории «государственная награда» определяются с учетом ее взаимосвязи с другими элементами указанной системы.

Обосновывается вывод, согласно которому основным критерием отграничения правовых поощрений (государственных правовых поощрений в частности) от иных видов стимулирующих правовых средств являются основания применения правовых поощрений. Особое внимание в работе уделяется дифференциации оснований поощрения на правомерные поступки и заслуженные действия (заслуги).

Диссертантом изучаются различные уровни государственного награждения (федеральные, ведомственные, региональные награды), их специфика и взаимоотношения друг с другом, что позволяет выявить ряд проблем, снижающих эффективность функционирования названных образований.

С целью более глубокого понимания роли и значения института государственного награждения анализируется его происхождение и развитие в истории российского и зарубежного права. На основе проведенного исследования автор выделяет три качественно самостоятельных этапа становления российского наградного права, дает сравнительную характеристику функционирования наградных систем России, Японии, США.

10

В работе обосновываются выводы по совершенствованию наградного законодательства, а именно - по его систематизации (инкорпорации, кодификации), оптимизации процессуальной стороны награждения, повышению действенности института правовых поощрений в целом. Также изучается перспектива передачи вопросов награждения в ведение судебных органов, аргументируется возможность рассмотрения данной категории дел судом общей юрисдикции в порядке особого производства.

На защиту диссертантом выносятся следующие основные теоретические положения:

1. Правовые поощрения - комплексный межотраслевой институт, регулирующий отношения по установлению и реализации мер государственного одобрения добросовестного исполнения обязанностей субъектами права, а также позитивной деятельности, выходящей за рамки обычного правомерного поведения, обладающий специфическим (одноименным) методом правового регулирования.

2. Поощрительные средства весьма разнообразны. К ним относятся государственные награды, почетные грамоты, премии, ценные подарки, продвижение по службе, сокращение сроков отбывания наказания, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и проч. Необходимо разграничивать фактические основания применения названных видов поощрения, подразделяя их на: заслуги (основание государственного награждения) и правомерные поступки, добросовестное исполнение обязанностей (основание иных видов государственного поощрения).

3. Заслуга есть результат целенаправленных, выходящих за рамки обычного правомерного поведения, действий субъекта права, принесший существенную пользу государству, обществу или конкретным индивидам, соответствующий оценочным критериям, разработанным государственными органами в целях награждения достойных кандидатур.

4. Юридическим основанием государственного награждения является фактический состав, представляющий собой систему юридических фактов: достижение субъектом результатов, подпадающих под определение заслуги; возбуждение

11

ходатайства о награждении; согласование данного ходатайства в различных государственных инстанциях; издание правоприменительного акта о назначении поощряемому лицу (организации) конкретной награды.

5. Государственная награда - высшая форма официального поощрения, применяемая государственными органами для положительной оценки заслуженной деятельности индивидуально-определенного субъекта права, имеющая конкретное внешнее символическое выражение (орден, медаль, знак отличия), а также порождающая правовое последствие в виде пожизненного изменения правового статуса субъекта (как правило, несущее в себе блага и морального, и материального характера).

6. Государственные награды России - самостоятельная целостная система, основными компонентами которой являются федеральные и региональные награды. Взаимодействие указанных компонентов основано на началах координации, что выражается в следующем: находясь в относительно равном положении, указанные виды наград не дублируют, а дополняют друг друга, осуществляя конкретные функции в рамках института награждения, поддерживая своими согласованными действиями его целевое назначение.

7. Компоненты системы государственных наград РФ неоднородны по структуре и, в свою очередь, состоят из определенного числа взаимосвязанных элементов. Так, федеральные государственные награды подразделяются на: награды общефедеральные и ведомственные, региональные - на награды, учреждаемые представительными (законодательными) органами и должностными лицами субъектов РФ. Рассматриваемые элементы наградной системы обладают различной степенью значимости.

8. Анализ процедурно-правовых норм представления к государственному награждению позволяет выделить ряд стадий наградного процесса, выявив при этом условия, негативно влияющие на качество организации наградной системы. В частности, существующий порядок награждения представляет собой логически и законодательно незавершенную последовательность действий, что требует тщательной разработки процедуры отмены награждения, корректировки отдель-

12

ных процессуальных стадий (государственной и общественной оценки наградных материалов, принятия решения о награждении).

9. Повышение эффективности функционирования наградной системы Российской Федерации зависит от комплекса мер, осуществление которых возможно только в рамках наградной политики государства. Под наградной политикой понимается юридически значимое выражение стратегии развития государством сферы официального награждения.

10. В качестве первоочередных шагов по совершенствованию системы наград России предлагается:

- изменить процедуру учреждения наград, передав данный вопрос в ведение законодательного органа страны;

- разработать и принять федеральный закон о государственных наградах, а на его основе - модельный закон о государственных наградах субъектов РФ и типовое положение о ведомственных наградах РФ;

- усовершенствовать информационно-воспитательный аспект воздействия правовых (государственных) поощрений на сознание и волю субъекта. В этой связи представляется целесообразным ввести в высших учебных заведениях юридического профиля спецкурс «Наградное право», а в рамках главы «Правомерное поведение» учебной дисциплины «Теория государства и права» более подробно рассматривать социально-активное поощряемое поведение (основание, юридический состав поощряемого правомерного поведения, связь поощряемого поведения с противоправным, поощрения с наказанием).

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена к защите на кафедре теории права, государства и судебной власти Российской академии правосудия, где проводилось ее обсуждение. Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях. Материалы и результаты исследования были использованы при преподавании курса теории государства и права в Российской академии правосудия. Проблемы, выявленные в ходе исследования, а также пути их возможного решения обсуждались автором с сотрудниками Управления Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам.

13

Структура диссертации обусловлена целью и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, подразделенных на шесть параграфов, заключения и библиографии.


[1] Баранов В.М Поощрительные нормы советского социалистического права / Под ред. М.И. Байтина. 1978.