Основное содержание работы

Во введении обоснованы выбор темы и ее актуальность, определены объект и предмет исследования, хронологические рамки. Здесь содержится историографический анализ литературы, устанавливается состояние изученности темы. Поставлены цели и задачи исследования, сформулирована методологическая основа работы, охарактеризована источниковая база, раскрываются новизна исследования и его практическая значимость.

Первая глава «Основные черты семейного права в зарубежном законодательстве» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Становление и развитие условий и порядка заключения брака в законодательстве зарубежных стран с древнейших времен до нового времени» рассматриваются и анализируются условия и порядок заключения брака в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Древнем Риме, Византии, средневековой Европе.

Диссертантом сделан вывод о том, что уже в древних государствах Месопотамии вставали проблемы законодательного оформления условий и порядка заключения брака. Законодатель в первых нормативных актах определял обязательные условия заключения брака, к которым относились: согласие отца невесты, уплата брачного выкупа и заключение брачного договора. Согласие лиц, вступающих в брак, не требовалось. В последующем развитии другим обязательным условием заключения брака стало являться наличие определенного социального статуса: брак мог быть заключен только между лицами, социальный статус которых был равным. Особенно это ярко проявилось в Законах Ману, согласно которым мужчина не мог жениться на женщине выше своей касты.

Наиболее четкую законодательную регламентацию условия и порядок заключения брака получили в классическом римском праве, где уже были установлены условия заключения брака между лицами, во-первых, управомоченными на вступление в брак; во-вторых, достигшими половой зрелости; в-третьих, находящимися в здравом рассудке. Здесь брак рассматривался, в первую очередь, как договор. Римским правом были также определены условия признания брака законным: намерение создать семью

11

и право на заключение законного брака. Впервые законодательно были установлены и препятствия к заключению брака: состояние в другом нерасторгнутом браке; близкое родство; социальное неравенство; должность и функции этой должности; совершение преступления; состояние на военной службе; психическое заболевание.

Римское частное право сыграло наиболее значительную роль в правовой истории ранних государств, повлияв на дальнейшее развитие институтов гражданского права, в том числе и на семейное.

Дальнейшие законодательные установления являлись, в большинстве случаев, лишь рецепцией римского права.

В средневековой Византии новеллами, по сравнению с законодательством древних государств, являлось то, что одним из условий брака было согласие сторон, а брачный договор заключался в письменной форме с обязательным нотариальным удостоверением, что получило свое развитие в дальнейшей эволюции брачно-семейных установлений, в частности, в странах Европы, но уже в более поздний период.

В период сословно-представительных монархий брачные отношения в ряде стран Европы стали регулироваться нормами католического права. Уже в раннее Средневековье церковь активно проводит идею моногамного брака, основанного на свободном обоюдном согласии супругов.

Во втором параграфе «Становление и развитие условий и порядка заключения брака в законодательстве зарубежных стран в новое и новейшее время» отмечается, что в период буржуазных революций в ряде зарубежных стран стала получать распространение обязательная государственная регистрация заключения брака, что привело к широкому распространению гражданско-правовой формы брака, несоблюдение которой влекло за собой недействительность брака. Именно с этого периода гражданско-правовая форма брака постепенно становится преобладающей, что свидетельствует об усилении роли государства в урегулировании брачно-семейных отношений.

Брак как гражданский договор рассматривался в законодательстве Франции, Испании, Мексики, Аргентины, некоторых других странах Латинской Америки. Гражданско-правовая форма брака была установлена

12

здесь еще законодательством конца XIX века. Только такой брак мог привести к гражданско-правовым последствиям. Браки, заключаемые в церкви, должны были быть обязательно зарегистрированы в Гражданском реестре. Полно и четко регламентировались условия заключения брака.

В современном зарубежном семейном законодательстве правовое регулирование порядка и условий заключения брака отличается большим л разнообразием. В настоящее время основные институты брачного права зарубежных стран регламентированы более четко и подробно. Большое распространение получили брачные договоры, которые в ряде стран рассматриваются как необходимое условие заключения брака. Моногамные браки распространены фактически только в европейских государствах. Во многих странах Африки и мусульманского мира до настоящего времени практикуется полигамия и полиандрия.

Новеллами некоторых зарубежных стран является еще и то, что понятие брака стало включать сожительство лиц одного пола. В этом проявилась определенная эволюция брачно-семейных отношений современного периода. Законодателем были узаконены те фактические отношения, которые сложились в среде так называемых сексуальных меньшинств.

Проанализировав развитие семейно-брачного законодательства зарубежных стран, можно сделать вывод, что брак во все времена являлся объектом пристального внимания законодателя, который всегда пытался подробно урегулировать вопросы, связанные с его заключением.

Вторая глава «Становление и развитие законодательства России об условиях и порядке заключения брака в XI-XIX вв.» состоит из двух параграфов. В первом «Становление и развитие законодательства Российской империи об условиях и порядке заключения брака (ХI-начало XIX в.)» рассматривается эволюция брачно-семейных установлений, начиная с периода, когда Древнерусское государство только начало формироваться. Первой формой брака у славянских народов было насильственное похищение невесты. Такое положение сохранялось даже после того, как была закреплена христианская форма брака, о чем свидетельствует ст.2 Устава Ярослава

13

о судах, которая предусматривает ответственность за несоблюдение христианских форм брака.

С принятием христианства заключение брака стало находиться в юрисдикции церкви, которая уже с одиннадцатого века присвоила себе право утверждения брака. Для заключения брака требовалось согласие родителей, достижение брачного возраста (для женщин — 13-14 лет; для мужчин— 15 лет). К этому времени уже оформились препятствия к заключению брака. Кроме запрета на брак с близкими родственниками, запрещались браки с иноверцами, не признавались браки разных социальных слоев, запрещались многократные браки. Позднее, в XIV-XV веках, стал разрешаться третий брак, но только в том случае, если в двух первых не было детей. Основным документом в области регулирования брачно-семейных отношений с этого времени становится Кормчая Книга, которая содержала понятие брака, смысл которого состоял в образовании союза мужчины и женщины с целью рождения детей и избежания греховной жизни.

Одним из первых законодательных памятников, где стали прописываться нормы брачного права, стало Соборное Уложение 1649 года.

В период правления Петра I брачно-семейное законодательство претерпело определенные изменения. Им были отменены сговорные записи о браках, безусловное подчинение детей родителям при выборе брачного партнера. В этот же период существенным изменениям был подвергнут возраст вступления в брак — повышен на пять лет, изменилась политика и в отношении браков, заключаемых с лицами другой национальности и инославных вероисповеданий, а также к бракам между раскольниками. Вводились дополнительные условия для вступления в брак в отношении определенных категорий военнослужащих — разрешение начальства. Для них же был установлен особый возраст для вступления в брак — 25 лет.

Второй параграф носит название «Трансформация условий и порядка заключения брака в законодательстве Российской империи в Х1Х-начале XX в.».

Свод Законов Российской империи начала XIX века усложнил законодательство о браке. Во-первых, был установлен предельный брачный

14

возраст — 80 лет. Во-вторых, изменения коснулись лиц, состоявших на военной или гражданской службе, которые не могли вступать в брак без разрешения начальства. Кроме того, для лиц, состоящих на военной службе, устанавливались: особый возраст для вступления в брак — не ранее 25 лет; наличие имущественного обеспечения в виде недвижимости или единовременного денежного вклада в размере 5000 рублей. Для лиц, состоящих на гражданской службе, требования были несколько мягче.

Во второй половине XIX века законодательство о браке претерпело некоторые изменения. Церковно-государственное право предусматривало следующие обязательные нормы для вступления в брак всех граждан, вне зависимости от принадлежности к тому или иному сословию: определенный возраст для вступления в брак; отсутствие родства и свойства между женихом и невестой до четвертой степени включительно; согласие родителей на брак; согласие на брак лиц, вступающих в брак. Препятствиями к заключению брака служили: сумасшествие одного из лиц, вступающих в брак; не мог быть заключен четвертый брак; прежний непрекратившийся брак; различие вероисповеданий.

Порядок заключения брака также обставлялся многими формальностями. К ним следует отнести брачный обыск, т.е. опрос брачующихся и свидетелей о неимении законных препятствий к заключению брака; троекратное воскресное оглашение в церкви. Все это делалось для того, чтобы отследить возможные препятствия к заключению брака. Заключение брака также производилось приходским священником, который после завершения процедуры бракосочетания, вносил запись в метрические книги, что являлось, по сути, официальной регистрацией заключения брака.

Таким образом, в течении XI-XIX вв. российское законодательство о порядке и условиях заключения брака претерпевало определенную трансформацию, в результате которой все больше усиливалась роль церковно-правовых установлений, брачно-семейные отношения регулировались императивными нормами, что продолжалось до 1917 г., времени коренных преобразований в России.

15

Третья глава диссертации «Порядок и условия заключения брака в советской России и Российской Федерации» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Условия и порядок заключения брака в законодательстве первых лет Советской власти» отмечается, что 1917 год явился переломным в жизни России, как в плане установления нового общественного строя, так и нового российского законодательства. Отделение церкви, считавшей семью сферой своего действия, от государства повлекло за собой коренную ломку брачно-семейного права, в частности, условий и порядка заключения брака. Один из первых декретов советской власти о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния 1917 г. был направлен на борьбу с нормами церковного права. Дальнейшие законодательные установления советского государства — Кодексы 1918 г. и 1926 г. — продолжили политику борьбы со старыми нормами, которые стали отвергаться как несоответствующие требованиям пролетарского государства.

В стране вводился гражданский брак. Сама процедура заключения брака была значительно упрощена. Были сняты запреты с лиц, состоящих на военной или гражданской службе, вступать в брак без дозволения начальства. В отличие от правил церковного брака, по которым не допускалось вступление в четвертый брак, гражданский брак был лишен такого ограничения.

Нормами Декрета о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния многие нормы церковного права, регулирующие брачно-семейные отношения, отменялись. Отмена церковного порядка заключения и расторжения брака давали простор для разрешения семейно-правовых конфликтов в соответствии с провозглашенными принципами, один из которых заключался в полном равноправии мужчины и женщины. Брачный союз теперь рассматривался не как освященный церковью союз, а как свободный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью ведения совместной жизни. Определяющим становилась свободная воля лиц, вступающих в брак, что определяло и семейные правоотношения в целом.

16

Результатом дальнейшей правотворческой деятельности стало принятие в 1918 году Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, содержащим ряд новелл. Брак определялся как отношение совместного сожительства, основанного на началах любви, дружбы, сотрудничества. Устанавливалось, что возникновение брачных отношений возможно лишь при условии их государственной регистрации.

Раздел Кодекса о брачном праве открывался статьей о признании государством лишь гражданского брака. Однако, в отличие от Декрета 20 декабря 1917 г., Кодекс уже содержал положения, определявшие судьбу церковных браков, заключенных до опубликования Декрета. Это положение было зафиксировано в Примечании к ст.52, в которой указывалось, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года с соблюдением условий и формы, предусмотренных статьями прежде действовавших законов гражданских, имеют силу зарегистрированных браков. Следует также отметить, что согласно определению Высшего судебного контроля советское государство на тот момент не навязывало обязательной регистрации брачных отношений. В этом проявилась противоречивость первых законодательных актов советского государства в области регулирования брачно-семейных отношений.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. явился следующим этапом реформирования советского права. В основу Кодекса легло определение понятия брака в качестве наличия таких фактических отношений между мужчиной и женщиной, как совместное сожительство, ведение при этом сожительстве общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей (ст. 12 КЗоБСО).

Четко определялось, что только зарегистрированный брак порождает взаимные права и обязанности супругов, однако появилось положение, в соответствии с которым цель регистрации брака — в интересах государственных и общественных, ради охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Регистрация брака теперь рассматривалась как бесспорное доказательство наличия «брака.

17

Таким образом, начавшаяся в 1917-1918 гг. ломка семейных отношений, освященных церковью, получила свое логическое завершение Кодексом 1926 года, устанавливающим в том числе условия и порядок заключения брака, которые, по сравнению с законодательством Российской империи, претерпели коренные изменения.

Советское государство в первые годы своего существования прошло определенную эволюцию в вопросах совершенствования брачно-семейного права. Особенностью являлось то, что в отличие от императивного регулирования, которое было характерным для законодательства Российской империи, в первые годы советской власти регулирование брачно-семейных отношений носило в большей степени диспозитивный характер. Но такое положение сохранялось достаточно недолго. Новым этапом в трансформации советского семейного права с 1944 года стала политика императивного регулирования брачно-семейных отношений, которая выразилась в том, что государство отказалось признавать фактические брачные отношения, введя обязательную регистрацию заключения брака.

Второй параграф носит название «Порядок и условия заключения брака по Кодексу о браке и семье РСФСР 1969 г.».

Понятие брака в советском законодательстве этого периода также отсутствовало, но оно вытекало из самой сути семейно-брачных норм исследуемого периода. Под браком понимался свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в установленной законом форме. Установленная законом форма - это, прежде всего, юридическая регистрация брачных отношений. Фактические брачные отношения государством уже не признавались. К зарегистрированным бракам приравнивались религиозные браки, совершенные до образования или восстановления советских органов записи актов гражданского состояния. С фактическими супружескими отношениями вне зависимости от их длительности, правовые последствия не связывались.

Условия заключения брака не претерпели особых изменений с 1917 г. и в дальнейшем были закреплены в нормах Кодекса о браке и семье РСФСР 1969г.: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; достижение ими брачного

18

возраста. Провозглашался принцип единобрачия (моногамии), что повлекло за собой включение в уголовное законодательство советского государства норм, предусматривающих ответственность за многоженство. Другие условия заключения брака, характерные для законодательства Российской империи, начиная с 1917 г., в семейно-брачное законодательство включены не были. Кодекс 1969 г. фактически повторил эти положения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период расцвета советской власти, брачно-семейные отношения носили больше императивный, чем диспозитивный характер, что способствовало контролю государства над такой важнейшей ячейкой общества как семья. Это было установлено и тем, что законодательством советского периода правовые последствия предусматривались только за зарегистрированными в установленном порядке брачными отношениями; фактические брачные отношения во внимание не принимались.

Третий параграф «Условия и порядок заключения брака в современном российском законодательстве» рассматривает нынешнее состояние этих институтов семейного права и их трансформацию в современных условиях.

Правовым аспектом порядка и условий вступления в брак по семейному законодательству РФ является возникновение прав и обязанностей супругов со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Это положение российского законодательства представляется нам дискуссионным. Как известно, до 1944 года в России фактические брачные отношения приравнивались к официально зарегистрированным отношениям. Регистрации брака отводилась только роль бесспорного доказательства брака. Таким образом защищались права рожденных в браке детей, оперативно решались вопросы, связанные с наследованием и т.п. В настоящее время большинство пар не регистрируют свои фактические брачные отношения. Права детей, рожденных в результате фактических брачных отношений, не защищены. Статистика свидетельствует, что почти 25% детей рождаются вне брака. Поэтому автор диссертационного исследования считает, что в настоящее время назрела необходимость

19

приравнять фактические брачные отношения к зарегистрированному браку со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Зарегистрированный в установленном порядке брачный союз в ряде стран имеет альтернативу в форме простого брачного сожительства или зарегистрированного в церковной форме брака. Кроме того, многие европейские страны (и не только — как известно, закон о статусе гомосексуальных пар обсуждается и в Мексике) пришли к пониманию того, что следует урегулировать правовыми средствами возникающие отношения, связанные с фактическим сожительством лиц одного пола. Российским законодательством браки между лицами одного пола не признаются. И хотя, как уже было сказано выше, понятие брака в Семейном кодексе РФ отсутствует, однако оно вытекает из основополагающих принципов отечественного семейного права — это союз мужчины и женщины. Следовательно, сожительство между двумя лицами одного пола не является браком, правового оформления требуют только их имущественные отношения по правилам гражданского законодательства.

Анализ норм семейного законодательства, регулирующих заключение брака российскими гражданами на территории иностранного государства показывает, что достаточно соблюдения условий ст. 14 СК РФ для того, чтобы брак признавался действительным на территории РФ, при этом остаются без внимания условия ст. 12 и ст. 13 СК РФ о добровольном согласии и достижении брачного возраста.

Новеллой Семейного кодекса РФ явилось включение в него нормы о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак. Такое обследование проводится учреждением государственной и муниципальной системы здравоохранения бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. Результаты обследования составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены будущему супругу только с согласия лица, прошедшего обследование. Многие маститые исследователи говорят о том, что есть смысл снять в законодательном порядке такое ограничение и обязательно информировать лицо, вступающее в брак о наличие у будущего супруга ВИЧ-инфекции, что являлось бы нарушением норм о медицинской тайне. Но, с другой стороны, если у лица, вступающего в брак и добровольно

20

прошедшего медицинское обследование, будет обнаружено наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, то, на наш взгляд, у него должна быть не только моральная, но и правовая обязанность сообщить об этом лицу, с которым он намерен вступить в брак.

Недопущение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке, является одним из принципов отечественного семейного права — принципом моногамии, который был заложен еще законодательством Российской империи и продолжен в законодательстве советского периода. В целях недопущения полигамии ст.26 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предусматривается обязательное указание в заявлении лиц, желающих вступить в брак, состоял ли каждый из них в другом браке или нет.

Исследователями отмечается, что принцип единобрачия должен рассматриваться как своеобразное средство охраны здоровья супругов и их потомства, а также обязательный элемент упорядочения отношений в области брака и семьи. Также отмечается, что эпизодически появляющиеся предложения об отказе от принципа единобрачия и законодательном разрешении полигамных браков (многоженстве) путем внесения соответствующих изменений в СК выглядят совершенно неприемлемыми, как противоречащими основным началам семейного законодательства и традициям русского народа. Диссертанту такой подход представляется дискуссионным. Еще законодательством Российской империи были предусмотрены случаи отхода от принципа единобрачия, который не распространялся на лиц, исповедующих магометанство. Случаи незарегистрированного брачного сожительства с двумя женами зафиксированы в ряде республик Северного Кавказа. Однако, до настоящего времени этот вопрос не разрешен.

Учитывая, что брачное сожительство с несколькими женщинами имеет место, а также достаточно сложную демографическую ситуацию в нашей стране, диссертант считает, что следует отказаться от безусловного применения моногамии, которая характерна для традиций русского народа, но не характерна для некоторых других народов, проживающих в нашем многонациональном государстве.

21

В связи с вышеуказанным диссертантом предлагается следующее определение брака: Брак — это взаимный и добровольный, свободный, равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, порождающий для супругов взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности, и не исключающий возможности состояния одного из них одновременно в аналогичных семейных отношениях.

В Заключении обобщены итоги исследования, сделаны выводы, связанные с особенностями становления и развития условий и порядка заключения брака.