Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог библиотеки

юридического факультета СПбГУ

Специальные налоговые режимы :

Упрощенная система налогообложения /
Ю. Г. Дмитриева.

Дмитриева, Ю. Г.
2003

Полный текст документа:

Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения*

Залогом устойчивого и поступательного развития экономики во всех развитых странах является наличие широкого слоя частных предпринимателей и малых предприятий. Традиционно наибольшее их количество присутствует в таких сферах, как бытовое обслужи­вание, торговля, производство продуктов питания. Частные пред­приниматели и малые предприятия являются наиболее мобильной частью субъектов рыночных отношений, которая быстро реагирует на потребности рынка и имеет возможность приспосабливаться к его быстро меняющимся условиям.

Опыт ведущих мировых государств показывает, что малому предпринимательству принадлежит значительная роль в экономике, в насыщении рынка разнообразными товарами и услугами. Вместе с тем следует отметить, что эта часть участников экономических отношений является и самой незащищенной.

Деятельность субъектов малого бизнеса во многом зависит от государства. Без специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства развитие малого бизнеса невозможно.

В 1995 г. предлагаемые государством меры по развитию малых предприятий были оформлены специальным нормативным актом — Федеральным законом № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.1 В Законе было дано определение понятия «субъект малого предпринимательства». В частности, было установлено, что это коммерческие организации, имеющие небольшую численность, в уставном капитале которых доля государства и юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не пре­вышает 25 %, а также индивидуальные предприниматели.

По этому Закону одним из направлений создания благоприятных условий для развития малого бизнеса является установление льгот­ного порядка налогообложения малых предприятий, снижающего налоговое бремя, упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета для данных субъектов.

Введение специального налогового режима, предусмотренного ст. 18 Налогового кодекса РФ, в виде упрощенной системы налого­обложения направлено именно на реализацию положений Феде­рального закона «О государственной поддержке малого предпри­нимательства».

Впервые упрощенная система налогообложения была установ­лена Федеральным законом № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого пред­принимательства» от 29 декабря 1995 г. (далее — Закон № 222-ФЗ).2 Данный Закон установил общие принципы упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, положе­ния которого были конкретизированы в законах субъектов Россий­ской Федерации.

Закон № 222-ФЗ был поистине революционным. Впервые у малых предприятий появилось право выбора системы налогообложения. Он позволил заменить сложную систему налогов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, единым налогом. Стало возможным вести бухгалтерский учет также по упрощенной форме, в связи с чем отпала необходимость в содержа­нии штата бухгалтеров, что значительно снизило управленческие расходы малых предприятий, позволив направить освободившиеся средства на развитие бизнеса. Кроме того, субъекту Российской Феде­рации предоставлялось право определять ставку единого налога, которая поступает в бюджет субъекта Российской Федерации.

За последние полгода произошли коренные изменения в зако­нодательстве об упрощенной системе налогообложения. Они каса­ются как организаций и индивидуальных предпринимателей, кото­рые применяют данную систему налогообложения, так и тех, кто только собирается это сделать.       

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также признании утра­тившими силу отдельных актов законодательства Российской Феде­рацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ3 с 1 января 2003 г. введена новая глава Налогового кодекса РФ 26.2 «Упрощен­ная система налогообложения». За основу при разработке данной главы Налогового кодекса РФ был взят все тот же Закон № 222-ФЗ, поэтому новая упрощенная система для организаций напоминает действующую. Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них упрощенная система налогообложения изменилась в корне: если до 1 января 2003 г. они уплачивали только стоимость патента, которая являлась заранее установленным фиксированным плате­жом, то с 2003 г. упрощенная система для организаций и индивиду­альных предпринимателей будет практически одинаковой.

Необходимо учитывать, что Федеральным законом № 191-ФЗ от31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и неко­торые другие акты законодательства Российский Федерации» в главу 26.2 Налогового кодекса РФ были внесены существенные изменения и дополнения.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ любой налог должен быть законно установлен, т. е. в законе должны быть описаны все элементы налогообложения, которыми являются объект налогооб­ложения, налогоплательщики, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период и др. Этот принцип касается и единого налога при упрощенной системе налогообложения. Глава 26.2 Налогового кодекса РФ определяет все элементы налогообложения данным налогом.

Рассмотрим подробнее и элементы, и в целом упрощенную сис­тему налогообложения, которая применяется с 1 января 2003 г., и сравним отдельные ее моменты с системой, действовавшей до этого периода.

Налоги при упрощенной системе налогообложения. Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) — это система, которая предусматривает уплату единого налога вместо совокупности нало­гов, присущих традиционной системе налогообложения.

В соответствии с ч. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ4 орга­низации, перешедшие на применение упрощенной системы нало­гообложения в 2003 г. и уплачивающие единый налог, не должны платить пять основных налогов:  

— налог на прибыль;

— налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации);

— налог с продаж;

— налог на имущество предприятий;

— единый социальный налог

Индивидуальные предприниматели, применяющие с 2003 г. упро­щенную систему налогообложения и уплачивающие единый налог, освобождаются от уплаты следующих налогов:

— налог на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности;

— налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации);

— налог с продаж;

— налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

— единый социальный налог как с доходов от предпринима­тельской деятельности, так и с выплат в пользу физических лиц.

В Налоговом кодексе РФ в отличие от Закона № 222-ФЗ преду­сматривается закрытый перечень налогов, которые заменяются единым налогом.

С 2003 г. субъекты, применяющие УСН, обязаны уплачивать все иные налоги в случаях, если они являются налогоплательщиками по ним, не указанные в ч. 2 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ; таким образом, перечень налогов, которые необходимо будет упла­чивать, является открытым.

Основным налогом, который необходимо уплачивать, стал еди­ный налог при упрощенной системе налогообложения. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г.5 организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, обязаны платить следующие налоги, сборы, взносы:

— страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

— страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

— таможенные платежи;

— государственные пошлины;     

— лицензионные сборы;

— транспортный налог (с 1 января 2003 г.);

— налог на рекламу;

— земельный налог;

— плата за пользование водными объектами;

— налоги, которые организация и индивидуальный предпри­ниматель должны уплатить в качестве налоговых агентов;

— налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Необходимо отметить, что глава 26.2 Налогового кодекса РФ устанавливает похожий перечень налогов, отменяемых при пере­ходе на УСН, для организаций и индивидуальных предпринимателей, в то время как по Закону № 222-ФЗ индивидуальные предпринима­тели освобождались только от уплаты налога на доходы физических лиц.

С 1 января 2003 г. порядок применения упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предприни­мателей является единым.

Основным преимуществом упрощенной системы налогообложе­ния является снижение налоговой нагрузки на организации и пред­принимателей, перешедших на упрощенную систему налогооб­ложения. Для налогоплательщика это означает также сокращение объема представляемой в налоговые органы отчетности.

Налогоплательщики. В соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками при упрощенной системе нало­гообложения признаются организации и индивидуальные предпри­ниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налого­вого кодекса РФ.

Налоговым кодексом РФ однозначно определен круг субъектов, которые не могут применять упрощенную систему налогообложе­ния. Ограничения, предусмотренные главой 26.2, можно разделить на следующие группы:

по видам деятельности:                

— банки;

— страховые организации;

— негосударственные пенсионные фонды;

— инвестиционные фонды;          

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— ломбарды;

— нотариусы;          

— организации и индивидуальные предприниматели, занимаю­щиеся:

а)         производством подакцизных товаров,

б)        добычей и реализацией полезных ископаемых,

в)        игорным бизнесом;

по структуре уставного капитала:

Организации имеют право перейти на УСН в случае, если в их уставном капитале не более 25 % принадлежит организациям. При этом не имеет значения, является ли организация субъектом малого предпринимательства или нет. Таким образом, не менее 75 % уставного капитала организации должно принадлежать физическим лицам.

Исключение по структуре уставного капитала установлено для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Такие предприятия вправе применять УСН, если численность инвалидов среди работ­ников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 %;

по размеру доходов:

Глава 26.2 устанавливает два разных ограничения по размеру доходов: 1) доход от реализации более 11 млн. руб. за девять месяцев года, предшествующего году, в котором организация хочет перейти на упрощенную систему налогообложения; 2) доходы организации (от реализации и внереализационные) более 15 млн. руб., получен­ные в период применения упрощенной системы налогообложения;

по численности:

Упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, средняя числен­ность работников которых превышает 100 человек. Средняя чис­ленность работников определяется в порядке, устанавливаемом Госкомстатом РФ, за период с начала года и включает в себя:

— среднесписочную численность работников;

— среднюю численность внешних совместителей;

— среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера;

по стоимости амортизируемого имущества:

Не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, опреде­ляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.;

прочие ограничения:           

Организации и предприниматели, на которых распространя­ется особый порядок налогообложения, не вправе применять упро­щенную систему налогообложения. К таким налогоплательщикам относятся организации и предприниматели:

— плательщики единого налога на вмененный доход;

— плательщики единого сельскохозяйственного налога;

— участники соглашений о разделе продукции.

Важно, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ, если орга­низация или предприниматель по какому-то виду деятельности обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход, то по дру­гим видам деятельности они не имеют права применять упрощен­ную систему налогообложения. Таким образом, с 1 января 2003 г. запрещается совмещать «упрощенку» и «вмененку» в рамках одной организации.

Не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и представительства. Требование, ограничивающее возможность применения упрощенной системы налогообложения организацией со сложной структурой, является новым. Однако оно не распростра­няется на организации, в состав которых входят обособленные под­разделения, не оформленные как филиал или представительство. Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее под­разделение, по месту нахождения которого оборудованы стацио­нарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организа­ционно-распорядительных документах организации, и от полно­мочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Ограничения по кругу потенциальных налогоплательщиков были одним из самых серьезных камней преткновения в процессе при­нятия главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Предприниматели настаи­вали на увеличении предельного дохода до 30-50 млн. руб. в год и численности штата работников в пределах от 300 до 500 человек. Правительство же уверяло, что около 95 % всех малых предприятий укладывается в установленные Налоговым кодексом рамки.6

Принципиальным отличием новой упрощенной системы явля­ется то, что глава 26.2 вообще не содержит термина «малое пред­принимательство».

Если до 2003 г. упрощенную систему налогообложения могли применять только субъекты малого предпринимательства, удовлетво­ряющие критериям Федерального закона № 88-ФЗ «О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г., то с 2003 г. на эту систему могут перейти организации, не имеющие статуса малого предприятия, в частности, некоммерче­ские организации.

Несмотря на это, упрощенная система налогообложения по-преж­нему в большей части ориентирована именно на малые предприятия.

По моему мнению, изменение критериев перехода на упрощен­ную систему налогообложения в целом является положительным. Увеличение предельного размера доходов и численности организа­ции приведет к тому, что большее число организаций сможет при­менять упрощенную систему налогообложения. Следовательно, большее число организаций смогут выйти из «тени» и уплачивать налоги, ведь уплата единого налога при упрощенной системе налогообложения на практике значительно выгоднее, чем уплата налогов организацией, находящейся на традиционной системе налогооб­ложения. Кроме того, это позволит избежать деления крупных орга­низаций на множество мелких, ведь большинство схем «оптимиза­ции» налогообложения для торговых и ряда иных организаций заключается в разделении работников и денежных потоков на разные организации.

Переход на упрощенную систему налогообложения. Переход к упро­щенной системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, что прин­ципиально отличает данный специальный налоговый режим от еди­ного налога на вмененный доход, применение которого является обязательным.

По сравнению с законодательством об упрощенной системе налогообложения, действовавшим до 1 января 2003 г., главой 26.2 Налогового кодекса РФ предусмотрен более проработанный механизм перехода на упрощенную систему налогообложения и воз­врата на общепринятую систему налогообложения.

В соответствии со ст. 346 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшест­вующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (места жительства).

Положения главы 26.2 существенно отличаются от ранее дейст­вовавшего порядка перехода на упрощенную систему налогообло­жения. К таким отличиям, в частности, относится следующее:

— переход на упрощенную систему налогообложения возможен только с начала нового года (согласно Федеральному закону № 222-ФЗ на упрощенную систему налогообложения можно было перейти с начала любого квартала);

— глава 26.2 не предусматривает выдачи какого-либо разреши­тельного документа на право перехода на упрощенную систему налогообложения и процедуры рассмотрения заявления, т. е. поря­док перехода — уведомительный (согласно Федеральному закону № 222-ФЗ решение о переводе на упрощенную систему налогооб­ложения принимает налоговый орган, который В течение 15 дней рассматривает заявление и выдает патент на право применения упрощенной системы налогообложения);

— не предусмотрена Налоговым кодексом РФ обязанность еже­годно обращаться в налоговые органы с заявлением о продолжении применения упрощенной системы налогообложения.

В Налоговом кодексе РФ определен момент, с которого вновь созданные организации могут применять упрощенную систему налогообложения. Вновь созданные организации и вновь зарегист­рированные индивидуальные предприниматели, изъявившие жела­ние перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогооб­ложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налого­обложения в текущем календарном году с момента создания орга­низации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Данная статья Налогового кодекса РФ в настоящее время вызвала существенные разногласия между вновь создаваемыми организациями и налоговыми органами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002г. №317 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем госу­дарственную регистрацию юридических лиц» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридиче­ских лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Таким образом, в настоящее время органы данного Мини­стерства осуществляют государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов граж­данского оборота, а также их регистрацию в качестве налогопла­тельщиков. Возникает вопрос, в какой момент вновь создаваемая организация должна подать заявление на применение упрощенной системы налогообложения — вместе с подачей заявления на регистра­цию в качестве юридического лица или индивидуального предприни­мателя или заявления на регистрацию в качестве налогоплательщика. Налоговыми органами этот вопрос сейчас решается однозначно: они считают, что необходимо подать заявление на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с подачей заявления на регистрацию в качестве юридического лица или инди­видуального предпринимателя. Данная позиция налоговых органов сейчас оспаривается организациями, которым было отказано в при­менении упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что они подали заявление на применение упрощенной системы налого­обложения вместе с заявлением о постановке на налоговый учет.

Сейчас налоговые органы не выдают патент на право примене­ния упрощенной системы налогообложения, исчезла формулировка «налоговый орган рассматривает заявление», на основании этого можно было бы сделать вывод о том, что основным новшеством в порядке перехода на упрощенную систему налогообложения явля­ется уведомительный порядок перехода на «упрощенку», но реально получается не совсем так.

В 40-м номере газеты «Экономика и Жизнь» за 2002 г. опубли­кован Приказ Министерства по налогам и сборам РФ от 19 сен­тября 2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Данным Приказом утверждены следующие формы документов:

— заявление о переходе на упрощенную систему налогообложе­ния;

— уведомление о возможности применения упрощенной сис­темы налогообложения;

— уведомление о невозможности применения упрощенной сис­темы налогообложения;

— уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения;

— сообщение об утрате права на применение упрощенной сис­темы налогообложения.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на установление Нало­говым кодексом РФ уведомительного характера перехода на упро­щенную систему налогообложения, на практике он останется раз­решительным, поскольку налоговые органы по-прежнему остав­ляют за собой право разрешать или не разрешать переход на упро­щенную систему. В то же время необходимо отметить, что данный Приказ не проходил регистрацию в Минюсте РФ, поэтому, веро­ятно, в него будут внесены еще определенные коррективы.

По моему мнению, положительным нововведением является отмена необходимости ежегодно подтверждать свое желание при­менять упрощенную систему налогообложения.

Возврат к традиционной системе налогообложения. В соответст­вии со ст. 346.13 налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, может вновь перейти на традиционную систему налогообложения как по собственной инициативе, так и в связи с наступлением определенных условий, при возникнове­нии которых налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения.

Важно то, что по собственной инициативе возвратиться к общему режиму налогообложения можно только с начала календарного года, следующего за годом применения упрощенной системы нало­гообложения.           

Помимо инициативного возврата на традиционную систему налогообложения Налоговый кодекс РФ описывает условия, когда переход на традиционную систему обязателен.

Эти условия можно разделить на две группы.

Первая группа — это обстоятельства, при наступлении которых налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налого­обложения с начала того квартала, в котором они возникли. К ним относятся:

— доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб. в год, когда налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения;

— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с правилами бухгалтерского учета, превысит 100 млн. руб.     

Превышение этих критериев определяется по итогам налого­вого (отчетного) периода, т. е. первого квартала, полугодия, девяти месяцев, календарного года.

Вторая группа — условия, при наступлении которых организа­ция не вправе применять упрощенную систему налогообложения и обязана перейти на общий режим налогообложения с начала кален­дарного года, следующего за годом их возникновения. Подробнее эти условия описаны в главе «Налогоплательщики».

Организация, которая по итогам налогового (отчетного) периода получила доход свыше 15 млн. руб., обязана в течение 15 дней по истечении налогового (отчетного) периода сообщить в налоговый орган о возврате к традиционной системе.

В остальных случаях при переходе на общий режим налогооб­ложения с начала календарного года организация-налогоплательщик уведомляет об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает вернуться на общий режим налогообло­жения.

Приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 19 сен­тября 2002 г., как было уже сказано выше, утверждена форма уве­домления об отказе от применения упрощенной системы налогооб­ложения и сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения.

Важно и то, что в соответствии с новым порядком, установлен­ным Налоговым кодексом РФ, в случае, если налогоплательщик по тем или иным основаниям вернулся к применению традиционной системы налогообложения, то вновь перейти на «упрощенку» он сможет не ранее чем через один год.

Кроме того, хотелось бы отметить, что вся ответственность за соблюдение условий применения упрощенной системы налогооб­ложения лежит на самом налогоплательщике. Иными словами, получение от налогового органа уведомления о возможности пере­хода на упрощенную систему не исключает в дальнейшем негативных последствий для налогоплательщика, если при последующих провер­ках (камеральных и выездных) или в результате затребования у нало­гоплательщика дополнительных пояснений и документов в порядке ст. 31 Налогового кодекса РФ выявится, что, несмотря на информа­цию, указанную в заявлении, налогоплательщик не соблюдал или перестал соблюдать ограничения на применение упрощенной сис­темы.

Объект налогообложения и ставки налога. С 1 января 2003 г. объек­том обложения единым налогом могут быть или доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно ст. 346.14 Налогового кодекса РФ налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения, который не может меняться в течение всего периода применения упрощенной системы налогообложения.

Это отличается от порядка, установленного Законом № 222-ФЗ, в соответствии с которым право выбора объекта обложения еди­ным налогом оставалось за субъектом Российской Федерации.

Вместе с тем предполагается, что с 1 января 2005 г. будет уста­новлен только один объект налогообложения — «доходы минус рас­ходы».

Глава 26.2 при определении доходов и расходов организации отсылает налогоплательщика к главе 25 Налогового кодека РФ «Налог на прибыль организаций». Эксперты считают это большим недос­татком главы 26.2 Налогового кодекса РФ, так как она описывает упрощенную систему налогообложения, т. е. более простую и понят­ную систему, в то время как глава 25 Налогового кодекса РФ очень сложна.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что если объектом налого­обложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. В случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %.

Ставки единого налога при упрощенной системе налогообложе­ния по сравнению с действовавшими до 1 января 2003г. значи­тельно снижены. По налогу с доходов ставка снижена с 10 до 6 %, по налогу с доходов за вычетом расходов с 30 до 15 %.

Весьма любопытное новшество в уплате налога предлагает налого­плательщикам п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса. Указанным пунк­том предусмотрено уменьшение суммы исчисленного налога (авансо­вых квартальных платежей) на сумму страховых взносов на обяза­тельное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, уплачи­ваемых за этот же отчетный (налоговый) период. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Кроме того, нельзя не упомянуть еще об одном вопросе. Пункт 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ предусматривает механизм исчис­ления налога, ранее не встречавшийся в налоговой практике. Пре­дусматривается, что организации и индивидуальные предпринима­тели, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, независимо от его размера должны уплачивать так называемый минимальный налог в размере 1 % от суммы доходов без уменьшения их на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма единого налога, определенная по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы исчисленного минимального налога.

Выбранный им объект налогообложения налогоплательщик должен указать в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения. Если после подачи заявления налогоплательщик решил выбрать другой объект, то он должен это сделать до 20 дека­бря года, предшествующего году, в котором впервые будут приме­нена упрощенная система налогообложения.

Эффективность применения упрощенной системы налогообложе­ния. Организация и индивидуальный предприниматель указывают выбранный ими объект налогообложения в заявлении на примене­ние упрощенной системы. Как уже упоминалось, им нужно сделать этот выбор до 20 декабря текущего года. Для определения выгодно­сти выбора объекта налогообложения каждая организация и пред­приниматель должны произвести соответствующие расчеты.

Выгодность того или иного объекта налогообложения опреде­ляется структурой доходов и расходов налогоплательщика. Иными словами, если у организации большие расходы, то ей выгоднее приме­нять систему «доходы минус расходы», а если рентабельность дея­тельности организации высока, то эффективнее будет применение системы, при которой объектом налогообложения будут «доходы».

По расчетам экономистов,7 при низких показателях рентабель­ности (менее 6,7 %) выгоднее уплачивать налог на доходы за мину­сом расходов (точнее — будет уплачиваться минимальный налог), при средних (от 6,7 до 40 %) — также налог на доходы за минусом расходов, а при высокой рентабельности (более 40 %) выбор в каче­стве объекта налогообложения доходов без вычета расходов пред­почтительнее (см. табл.). Следует учесть, что вариант уплаты 6 % налога с доходов удобнее, поскольку не придется вести сложный налоговый учет расходов. Кроме того, сумма налога в этом случае будет уменьшаться на сумму пенсионных взносов.

Таблица

 

Рентабельность (доходы-расходы)/ доходы

Сумма налога при системе «налог на доходы», в % от общего дохода

Сумма налога при системе «налог на доходы минус рас­ходы», в % от общего дохода

Менее 6,7 %

6%

1 % дохода (мини­мальный налог)

6,7-40 %

6%

От 1 до 6 % дохода

 

Более 40 %

 

6%

 

Более 6 % дохода

 

Упрощенная система налогообложения должна способствовать благоприятному развитию малого бизнеса. Система, которая воз­никла первоначально по Федеральному закону № 222-ФЗ «Об упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъек­тов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г., была далеко не совершенна. Как считает депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева,8 последние 10лет показали падение темпов развития малого бизнеса, самая главная причина которого в тяжелом налого­вом прессе и невыгодности упрощенной системы налогообложения для большинства малых предприятий. Популярность упрощенной системы в Санкт-Петербурге связана исключительно с тем, что положе­ния Санкт-Петербургского закона об «упрощенке» изначально про­тиворечили федеральному законодательству, что сделало данную систему привлекательной для организаций.

Давая оценку изменениям, вносимым в упрощенную систему налогообложения, можно констатировать ряд положительных ново­введений. К ним, в частности, относится значительное расшире­ние круга организаций, имеющих право на применение УСН.

Одним из основных достоинств является снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, по сравнению с упрощенной сис­темой, действовавшей до 1 января 2003 г., что выразилось в сокра­щении числа уплачиваемых налогов; снижении ставки налога для налогоплательщиков, уплачивающих единый налог с доходов без вычета из них расходов с 10 до 6 %, а для плательщиков, уплачивающих налог с доходов за вычетом из них расходов, с 30 до 15 %; замещении единым налогом большего числа значимых с точки зре­ния налоговой нагрузки налогов.

Новая упрощенная система имеет огромное преимущество перед прежней. Это связано с предоставлением налогоплательщикам права самостоятельно выбирать объект налогообложения, который позволит оптимизировать налогообложение и наилучшим образом исполь­зовать заработанные средства на развитие бизнеса.

Очень важным нововведением является отмена необходимости уплачивать единый социальный налог. Не секрет, что высокий уро­вень налогообложения заработной платы препятствует развитию бизнеса и повышению уровня доходов. Заработная плата теперь может быть выведена из тени, что является несомненным благом для работников.

Кроме того, глава 26.2 уравняла в правах индивидуальных пред­принимателей с юридическими лицами. Теперь и предприниматели освобождены от НДС и налога с продаж. Предприниматели, также как и юридические лица, с 1 января 2003 г. уплачивают налог, зави­сящий от фактических результатов их деятельности.

Конечно, не обошлось и без недостатков, но разве бывают иде­альные законы?

Эффективность новой упрощенной системы и то, насколько она будет способствовать развитию малого бизнеса, покажет время.

 

* Статья подготовлена студенткой 5-го курса вечернего отделения юридиче­ского факультета СПбГУ Ю. Г. Дмитриевой.

1 СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343.

2 Там же. 1996. № 1. Ст. 15.

3 Там же. 2002. №30. Ст. 3021.        

4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Там же. 2000. № 32. Ст. 3340.

5 Российская газета. 1992. 10 марта.

6 Попов П. А. Патенты кончились// Главная книга. 2002. № 31. С. 93-95.

7 Попов П. А. Сколько стоит упрощение // Главная книга. 2002. № 17. С. 92.

8 Дмитриева О. Исчезает даже тень // Предприниматель Петербурга. 2002. №32.

 

 


Источник информации:
Юридическая практика. - 2003. - № 2 (33). - С. 27 - 42. ( )

Информация обновлена:01.01.2008


Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru