Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Биография М. А. Остроумова.



Полный текст документа:
Остроумов, Михаил Андреевич,   профессор  по кафедре цер­ковного права,   сын священника, родился  30 дек. 1847 г. в  селе Акаеве Темниковского уезда Тамбовской губернии. В 1858 году был определен в Шацкое духовное училище,   напоминавшее   по  своему строю и быту воспитанников бурсу, описанную   Помяловским. В 1864 году перешел в Тамбовскую духовную семинарию, о которой сохранил самые лучшие воспоминания. В 1869 году, пробыв один год в богословском классе, сдал экзамен за второй год и, получив аттестат об окончании полного курса семинарии, поступил в Петербургский   университет   на историко-филологический факультет, но вскоре, перешел в медико-хирургическую академию. Однако тиф и полное отсутствие средств принудили его оставить  медико-хирурги­ческую академию, хотя интерес к естественным  наукам он со­хранил навсегда. В 1870 году, выдержав вступительный экзамен, он поступил в Московскую духовную академию на историческое отделение.  Во  главе академии стоял в то время ее знаменитый ректор протоиерей А. В. Горский, а в числе профессоров находились: Субботин, Голубинский,   Казанский, архимандрит Михаил Ключевский и другие светила „старой" Московской академии. В июне 1873 г., по окончании третьего курса, по тогдашнему  уставу,  он был удостоен степени кандидата богословских наук, и, посвятив четвер­тый курс приготовлению к преподавательской  деятельности и маги­стерскому экзамену, в 1874 году 11 июля был выпущен магистрантом. 25 августа того же 1874 г. был утвержден в должности преподавателя  всеобщей  церковной истории в Тамбовской духовной семинарии, причем ему было поручено преподавание истории русского раскола и логики  в семинарии, и всеобщей гражданской истории в женском епархиальном училище. Чтобы   быть ближе к академиче­ской библиотеке, он решил перейти в Вифанскую семинарию (близ Троицкой Сергиевой лавры, где находится Московская   академия) и 17 сент. 1875 г. был утвержден в должности наставника психологии, обзора философских учений, педагогики и дидактики, будучи предварительно избран педагогическим советом семинарии. Как препо­даватель педагогики он заведовал воскресной школой при семина­рии. В 1878 г. был утвержден в звании члена педагогических собраний и, по старым порядкам,   назначен помощником инспек­тора семинарии. Неоднократно избирался   членом комиссии для рассмотрения отчетов духовных училищ Московской епархии. Написал по обзору философских учений учебник, удостоенный Св. Синодом полной премии  высокопреосвящ.  Макария. В 1881 г. 29 января, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку и поступил на службу в Козловское уездное земство наблюдателем за хозяйствен­ною частью начальных училищ и в тоже время преподавал педа­гогику в Козловской женской прогимназии. Вследствие доклада о состоянии училищ и мерах к поднятию дела народного образования в уезде, представленного им очередному земскому собранию в том же 1881 г., Козловским земством, по примеру Елабужского земства, учре­ждена была должность инспектора с содержанием от земства и на эту должность определен был, по ходатайству земства, сам докладчик. В должности инспектора М. А. Остроумовым был выработан план лучшей и более широкой постановки училищного дела, который, благо­даря сочувствию земства,   был в дальнейшее время осуществлен на практике как самим М. А., так и его преемниками по должности. В ноябре 1883 г. О—в был приглашен принять участие в  конкурсе для занятия кафедры истории философии в   Московской духов­ной академии, для чего должен был представить диссертацию pro venia legendi и прочитать две лекции, одну по собственному избранию, а дру­гую по назначению Совета академии. 1 марта 1884 г. происходила за­щита диссертации на тему : Введение в историю философских систем (затеряно в   рукописи) и чтение пробных лекций ; 16 марта он был избран советом академии и 25 утвержден в звании приват-доцента, а 15 августа того же года согласно новому академич. уставу переименован в исправляющие должность доцента. В основу своих лекций по истории философии О—в положила свое учение о коренных типах философских систем: космологическом,   антропологическом, теологическом и религиозном (в противоположность рациональному), в которых выражается человеческое миросозерцание при постижении совокупности сущего и которые отделяются друг от друга скептиче­скими кризисами. Этот взгляд развит им в магистерской диссертации, написанной в 1886 г. и в следующем году удостоенной Московской академией Макарьевской премии. 29 января 1887 года О—в был утвержден в степени магистра. Еще будучи преподавателем семинарии и занимаясь обзором философских учений и психологией, О—в имел случаи высказывать свои взгляды на психологические материализм и физиологический метод в психологии, но систематически физиологиче­ский метод подвергнут им был критике только в академии при изложении материалистических систем. Вообще в критике материализма он примыкает к новокантианцам, как это видно из книги „О физиологическом методе" (1888 г.). Помимо чтения лекций по истории философии ему поручено было советом академии (12 марта 1886 г.) также чтение лекций по вакантной кафедре „введение в круг богословских наук"; занятия этим предметом дали ему побуждение сделать разбор и характеристику богословских воззрений графа Л. Н. Толстого с христиански-теистической точки зрения (сначала в журнале „Вера и Разум", а потом в отдельной книге, посвященной памяти умершего горячо любимого брата 1887 г.) В январе 1887 года О—в приглашен был М. Н. Катковым в Катковский лицей преподавать логику, но преподавал только один семестр, ибо осенью того же года переселился в Харьков, куда он был приглашен попечителем учебного округа Н. П. Воронцовым-Вельяминовым на кафедру церковного права в университет по указанию архиепископа Харьковского Амвросия. 2 мая 1887 года по всеподданейшему докладу министра народного просвещения И. Д. Делянова Государь Императар соизволил на назначение его экстраординарным проф. церковного права в Харьковский университет. 9 сентября был начат им курс лекций вступительным чтением „о духе церковного права." В качестве пособия для изучения церковного права О-в при помощи студентов были состав­лены и литографированы: „Краткие ответы на вопросы министерской про­граммы по церковному праву", изданные несколько раз. Предполагалось обработать их для печати и уже было испрошено цензурное разрешение ректора, но последовавшие и имеющие совершиться реформы в цер­ковной области, естественно, приостановили дело. Одновременно с теоре­тическими лекциями велись и практические занятия 2 часа в неделю; на этих занятиях читались и комментировались памятники, анализи­ровались сборники церковного права и сообщались необходимые сведения из истории церкви. (См. обозрения преподавания). С 1889 года О—в начал писать „Очерк православного церковного права", первый том которого под особым заглавием : „Введение в православное церковное право" вышел отдельным изданием в 1893 г. В том же году 25 декабря О—в был возведен в звание ординарного профессора, а в следующем году за вышесказанный труд Московская ду­ховная академия удостоила автора степени доктора церковного права. (12 июля 1894 г.). С 1888 года, кроме занятий церковным правом, О—в начал читать юристам курс логики „в связи с теорией познания" и продолжал это чтение впоследствии, выходя из той мысли, что студентам таких ученых учреждений, как университета, подобает всем ознакомиться „с наукою о науке" (т. е. о научном знании). Подобные общие курсы он считал необходимыми в университете и потому не раз предлагал молодым преподавателям организовать их. Эти же побуждения заставили его объявить в 1895/6 и 1901/2 г. курс лекций по истории философии для юристов. В мае 1902 года, по окончании чтений, студентами разных факультетов, слушателями этого курса, был поднесен О-ву адрес в знак признательности за понесенные им труды. В том же году он на устроенных М. А. Шимковой временных женских курсах при университете, прошел курс логики в связи с Теорией познания. В 1899 г. О—в был командирован в Москву для участия в заседаниях предварительного комитета Московского Археологического Общества по устройству XII археологич. съезда в Харькове, которые про­исходили в январе 1900 г. На самом съезде в 1902 г. 19 августа им был прочитан реферат под заглавием : „Вопрос о греческом оригинале текста правил славянской Кормчей или так называемом Синопсисе церковных правил и его первоначальном значении". В 1902 году О—в был снова командирован в Москву для участия в предварительном комитете по устройству XIII археологического съезда в Екатеринославе. С 12 января 1891 года по 6 сентября 1905 г. О—в состоял непрерывно секретарем юридического факультета. С 12 июня 1905 года, по выслуги 30 лет по учебной и ученой службе, числится в числе профессоров вне штата. С 21 марта 1903 года по 27 апреля 1906 года включительно состоял редактором „Харьковских губернских Ведомостей", которым он придал строго консервативный характер. — Государь Император, в 14 день апреля сего 1906 года, Высочайше соизволил на назначение проф. Остроумова в число членов Высочайше учрежденного для раз­работки и подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению поместного собора Всероссийской церкви, Особого Присутствия (Церк. Вед. 1906 г. № 20).
Источник информации:
Из книги : Юридический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования, 1805 - 1905 / Под ред. М. П. Чубинского и Д. И. Багалая. - Харьков, 1908. ( )

Информация обновлена:01.01.2008


Сопутствующие материалы:
  | Персоны 
 

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru