Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Правовые формы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом.


Кулжабаева, Ж. О.

Аннотация: Статья подготовлена по материалам научно-практической конференции ¨Проект Закона о борьбе с терроризмом : организационные и правовые проблемы¨.
Полный текст документа:

Терроризм – одна из важных проблем современного мира, негативно влияющая на состояние международных отношений. Количество жертв террористических актов возрастает, а методы, которыми пользуются террористы, становятся все более разнообразными и изощренными.

Международный терроризм в зависимости от характера и степени общественной опасности может быть преступлением как по национальному праву, так и преступлением международным, т.е. деянием, за которое предусмотрена ответственность по международному праву.

Борьба с терроризмом должна вестись на общих для всех государств ценностях и нормах международного права. Основной путь к устранению проблемы терроризма лежит через сотрудничество государств.

Политико-правовое взаимодействие государств по борьбе с терроризмом прошло через определенные этапы, зная особенности которых возможно наметить последующие шаги для искоренения международного терроризма.

Международное сотрудничество в изучаемой сфере началось с работы международных конференций по унификации международного законодательства в конце 20-х второй половины 30-х годов ХХ столетия.

В 1934 году на V Международной конференции было определено понятие терроризма – как применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации. К этим действиям приравнивались преднамеренное изготовление, хранение, использование или перевозка веществ или предметов, предназначенных для совершения вышеупомянутого правонарушения. Кстати, именно в 1934 г. в международном сообществе впервые отметили необходимость борьбы с терроризмом в связи с убийством в Марселе короля Югославии Александра I и премьер-министра Франции – Луи Борту. По инициативе Лиги Наций в 1937 г. принимается Конвенция о предупреждении терроризма и наказании за него и Конвенция о создании Международного Уголовного Суда, некоторые внесли существенные изменения в институт юрисдикции, подробно регламентировались вопросы сотрудничества между национальными правоохранительными органами. Международное сообщество определило возможные пути регулирования споров по дипломатическим каналам, на основе соглашений между сторонами, арбитражного или судебного разбирательства, вынесения спора на рассмотрение Совета или Ассоциации Лиги Наций. Таким образом, Конвенции 1937 года являлись новыми элементами международного взаимодействия. Несмотря на то, что последние не вступили в силу, они все же послужили прообразом соглашений в этой области ныне действующих.

Международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом обусловлено, во-первых объективно существующей потребностью координации действий, во-вторых реальными возможностями согласования соответствующих международных и внутригосударственных средств. Бесспорен тот факт, что предотвращение преступной деятельности, квалификация, регламентация уголовно преследования и наказания – внутренняя компетенция государства. При этом эффективным становится согласование, взаимодействие национально-правовых и международно-правовых средств.

Если в прошлом преобладали фрагментарные совместные акции в связи с конкретными ситуациями, случаи индивидуальных решений по вопросам оказания правовой помощи, то в последнее десятилетие отмечается комплексный подход к проблеме.

На наш взгляд, современные пути сотрудничества можно определить в следующем.

1. Необходимость разработки многосторонних конвенций, ориентированных на регламентацию вопросов квалификации преступлений.

2. Сочетание договорных институционных форм межгосударственного сотрудничества с использованием потенциала Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений.

3. Использование универсальных и локальных средств сотрудничества. Бесспорно, что более эффективным является сотрудничество на двустороннем уровне.

4. Согласование международно-правовых и внутригосударственных механизмом; определение уголовно-правовых и уголовно-процессуальных аспектов сотрудничества.

Вышеперечисленные правовые формы сотрудничества обеспечиваются следующим механизмом. Прежде всего, необходимы координационные меры по согласованию вопросов квалификации преступлений. Во-вторых, международного терроризма. В третьих, установление юрисдикции над совершенным правонарушением. В-четвертых, в вопросах сотрудничества обеспечение неотвратимости наказания; оказание правовой помощи.

  1. Сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом вырабатывает эффективные меры по предупреждению террористического насилия. Эти меры включают в себя сотрудничество между правоохранительными, следственными, судебными органами; в основе координации усилий государств рассматриваются вопросы уважения основных прав и свобод человека. Необходимо обеспечить активное просвещение и расширение подготовки сотрудников в правоохранительных органах по вопросам борьбы с международным терроризмом.

Республика Казахстан, являясь субъектом международного права, совершенствует формы сотрудничества государств в борьбе с терроризмом. Подтверждением этого явилась организация научно-практической конференции “Проект Закона Республики Казахстан “О борьбе с терроризмом” Организационные и правовые проблемы”. Конференция проводилась 16 апреля 1999 года. Ее организаторами стали Комитет по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан и Казахский государственный юридический университет.

Республика Казахстан ратифицировала соглашение о межпарламентском сотрудничестве в правовой сфере в 1992 г; в 1994 г. – Договор с Монголией о выдаче лиц, совершивших преступления, для привлечения их к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение; в 1996 г. ратифицировала Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов; в 1996 г. присоединилась к Международной конвенции по борьбе с захватом заложников.

Применение на национальном уровне закона о терроризме является современной редакцией нашего государства на выполнение международного стандарта в области борьбы с международными преступлениями.

Ознакомление с проектом закона вызвало много противоречивых мнений практических и научных работников, прозвучавших на конференции. Представляется целесообразным высказать некоторые собственные соображения с точки зрения международного права.

Трудно поверить в то, что рабочая группа проекта закона не анализировала имеющийся опыт государств в борьбе с терроризмом. Однако, последнее никаким образом не отражено в содержании проекта закона.

На наш взгляд, несколько не типичен понятийный аппарат. В международной практике имеются традиционные понятия “международный терроризм”, “террористический акт”.

Предлагаем следующие формулировки:

а) Международный терроризм – совокупность общественно-опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей, затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортные связи между государствами.

Данная формулировка приемлема в рамках национального законодательства. Однако, несомненно, что международный терроризм, с точки зрения международного права, намного шире по содержанию.

б). Возможен альтернативный вариант. Международный терроризм – незаконные и преднамеренное совершение лицом (группой лиц) на территории государства насильственного акта в отношении пользующихся защитой, согласно международного права, иностранных государств, или международных органов, или учреждений, или/и их персонала, средств международного транспорта и связи, других иностранных международных объектов.

в). Террористический акт – организованное или поощренное иностранным государством на территории данного государства незаконное и преднамеренное совершение лицом (группой лиц) насильственного акта в отношении национальных государственных общественных деятелей, населения или иных объектов в целях изменения государственного общественного строя, провокация международных конфликтов и войн.

Проект закона о борьбе с терроризмом не содержит вопросов о международном сотрудничестве государств. Предлагаем ввести статью “международное сотрудничество и взаимная правовая помощь в вопросах борьбы с терроризмом” в следующей редакции: “Республика Казахстан оказывает максимальную взаимопомощь и осуществляет сотрудничество государств в уголовно-правовых вопросах в борьбе с терроризмом. Республики Казахстан заключает договоры о взаимной помощи в области уголовного правосудия, создающих основы для расширения международного сотрудничества”.

Кроме того, считаем необходимым в общих положениях закона внести статью “Неприменимость оправдательных аргументов” в следующей редакции: “Такие аргументы, как подчинение приказам сверху; действия в интересах государства и другие иммунитеты, предоставленные в отношении совершения преступления, не должны применяться в отношении лиц, нарушивших международных конвенции, запрещающие акты террористического насилия”.

Предлагаем определить в отдельной статье перечень потенциальных объектов нападений с высокой степенью уязвимости. К примеру – гидроэлектростанции. Атомные электростанции.

В контексте проекта закона, определяющем перечень государственных органов, в чью компетенцию входит борьба с терроризмом, предлагаем включить согласование усилий таможенного и пограничного контроля для предупреждения транснационального перемещения.

Статью 19 проекта закона предлагаем представить в 2-х частях:

Часть 1 – 1 защита судей, работников уголовного правосудия, участвующих в процессе о террористическом акте.

Часть 2 – защита жертв, свидетелей.

Считаем необходимым внести в статью “Роль средств массовой информации в борьбе с терроризмом” следующую редакцию: “Средствам массовой информации запрещено распространять стратегическую информацию о потенциальных целях, методах действий террористических группировок, а так же о принимаемых ответных мерах со стороны правоохранительных органов”.

Таким образом данные предложения, на наш взгляд, приведут национальное законодательство Республики Казахстан в соответствие с международными стандартами в борьбе с терроризмом.

Международные сотрудничество государств безоговорочно осуждает терроризм. Строгое соответствие нормам и принципам международного права позволяет государствам обеспечить уважение прав личности. Укрепить доверие между субъектами права.

Республика Казахстан активно включается в сотрудничество государств по заключения новых соглашений, содержащих тезис о неотвратимости наказания за международный терроризм. В необходимых случаях Республика Казахстан заключает договоры об оказании правовой помощи в экстрадиции террористов.


Источник информации:
¨Казахская Государственная Юридическая Академия - Студенческий сервер¨. ( http://kazgua.co.kz/stat/pig3_2000/kulzhab.shtml )

Информация обновлена:01.01.2008


Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru