Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Марусин, И. С.
Специальный Суд по Сьерра-Леоне - новый орган
международной уголовной юстиции /И. С. Марусин.
//Правоведение. -2003. - № 2 (247). - С. 145
- 156
  • Статья находится в издании «Правоведение :»

  • Материал(ы):
    • Специальный Суд по Сьерра-Леоне - новый орган международной уголовной юстиции.
      Марусин, И. С.

      Марусин И. С.*

      Специальный Суд по Сьерра-Леоне — новый орган международной уголовной юстиции

      2002 год вошел в историю международной уголовной юстиции как год вступления в силу Римского Статута Международного Уголовного Суда и начала его деятельности. Однако в этом же году произошло и событие, имеющее немаловажное значение для дальнейшего развития международного правосудия: в январе 2002 г. было подписано соглашение между ООН и пра­вительством Сьерра-Леоне об учреждении Специального Суда по Сьерра-Леоне, призванного привлечь к ответственности лиц, совершивших тяжкие преступления во время гражданской войны в этой африканской стране. Новый международный уголовный суд, четвертый по счету из ныне дейст­вующих (после Международных Уголовных Трибуналов по бывшей Югосла­вии и Руанде и Международного Уголовного Суда), во многом не похож на своих предшественников.

      Сьерра-Леоне — небольшое западно-африканское государство, распо­ложенное на берегу Атлантического океана и граничащее с севера и востока с Гвинеей, а с юга — с Либерией. Столицей Сьерра-Леоне является город Фритаун, уже известный истории международного правосудия. Именно в этом городе в период с 1819 по 1866 г. работала британо-американская дву­сторонняя комиссия, рассматривавшая дела о захвате в открытом море судов под флагами США и Великобритании, подозреваемых в перевозке рабов. Всего комиссия рассмотрела 535 дел, в результате чего было освобождено более 55 000 рабов.1 В 1961 г. Сьерра-Леоне стало независимым государством в составе Британского Содружества, а в 90-х годах XX столетия в этой стране разгорелась кровопролитная гражданская война. При активном посредниче­стве Экономического Содружества западноафриканских государств в 1999 г. в Ломе (Того) было заключено мирное соглашение между противоборствую­щими группами, которое, однако, выполнялось не полностью.2

      14 августа 2000 г. Совет Безопасности ООН, ссылаясь на письмо Прези­дента Сьерра-Леоне Генеральному Секретарю ООН от 12 июня 2000 г. и док­лад Генерального Секретаря от 31 июля 2000 г., принял резолюцию № 1315, в которой поручил Генеральному Секретарю провести переговоры с правительством Сьерра-Леоне об учреждении специального суда с целью положить конец атмосфере безнаказанности в стране, привлечь к ответственности лиц, виновных в грубейших нарушениях международного гуманитарного права и преступлениях против персонала ООН, и тем самым способствовать нацио­нальному примирению и установлению прочного мира в этой стране.3

      В результате проведенных переговоров 16 января 2002 г. заместитель Генерального Секретаря ООН по правовым вопросам Ханс Корелл и министр юстиции и генеральный прокурор Сьерра-Леоне Соломон Барева подписали Соглашение об учреждении Специального Суда по Сьерра-Леоне. К Соглашению прилагается Устав Суда. 19 января 2002 г. это Соглашение было ратифициро­вано Парламентом Сьерра-Леоне. Акт о ратификации внес в законодательство Сьерра-Леоне изменения, необходимые для обеспечения функционирова­ния Суда. Эти три документа и являются правовой основой деятельности Специального Суда по Сьерра-Леоне.4

      Согласно ст. 1 Устава Суда главной задачей Специального Суда является уголовное преследование лиц, которые несут основную ответственность за серьезные нарушения международного гуманитарного права и законов Сьерра-Леоне, совершенные на территории этого государства после 30 ноября 1996 г. Среди таких лиц — политические и военные лидеры, которые, совершая подобные преступления, поставили под угрозу установление и укрепление мира в Сьерра-Леоне. Преступления, подпадающие под юрисдикцию Специ­ального Суда, можно разделить на две группы — нарушение международного гуманитарного права и нарушение законов Сьерра-Леоне.

      К первой группе относятся преступления против человечности, нару­шение ст. 3, являющейся общей Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительного протокола 2 к ним 1977 г., иные серьезные нарушения международного гуманитарного права. Под преступлениями про­тив человечности Устав Специального Суда понимает убийство, порабоще­ние, депортацию, лишение свободы, пытки, изнасилование, принуждение к проституции, преследование по политическим, расовым, этническим или религиозным основаниям, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население. Нарушения ст. 3 Женевских конвенций и Дополнительного протокола к ним включают в себя: лишение жизни; нанесение ущерба здоровью, физическому и душевному благополучию в результате применения пыток, искалечения, телесных нака­заний, коллективных наказаний; взятие заложников; совершение террори­стических актов, оскорбление человеческого достоинства; совершение гра­бежей; вынесение приговоров и приведение их в исполнение иначе как законно учрежденным судом, обеспечивающим обвиняемому все необходимые процессуальные права для защиты; угрозы совершить все вышеперечисленные действия. Статья 4 Устава — «Иные серьезные нарушения международного гуманитарного права» — предусматривает ответственность за: преднамеренное вооруженное нападение на гражданское население в целом или отдельных гражданских лиц, не принимающих прямого участия в боевых действиях; преднамеренное вооруженное нападение на лиц, выполняющих миротвор­ческие или гуманитарные функции в соответствии с Уставом ООН, а также использование принадлежащих им помещений, оборудования, транспортных средств; призыв или прием в вооруженные формирования детей моложе 15 лет или использование их в военных действиях.

      К второй группе преступлений, подпадающих под юрисдикцию Специ­ального Суда — нарушения законов Сьерра-Леоне, — относятся развратные действия в отношении девочек моложе 14 лет и похищение девочек в амо­ральных целях, запрещенные Актом 1926 г. о предотвращении жестокости по отношению к детям, а также умышленный поджог жилых домов, обществен­ных и иных зданий, запрещенный Актом о злонамеренном причинении вреда 1861 г.

      При анализе перечня деяний, преследуемых Специальным Судом по Сьерра-Леоне, сразу обращает на себя внимание следующая особенность: Специальный Суд вправе привлекать физических лиц к ответственности не только за нарушения международного гуманитарного права, как предусмот­рено уставами Международных Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, но и за нарушения внутригосударственного права. Перечень международных преступлений, предусмотренных Уставом Специального Суда, соответствует характеру гражданской войны в Сьерра-Леоне — в нем отсутствует геноцид, имевший место в Руанде, и не выделены в отдельный раздел нарушение зако­нов и обычаев войны, поскольку в Сьерра-Леоне, в отличие от бывшей Юго­славии, широкомасштабных военных действий между организованными армейскими соединениями не велось. Но в этот перечень добавлены такие деяния, как нападение на персонал ООН и сотрудников гуманитарных мис­сий, вынесение судебных приговоров неправомочными органами и исполь­зование детей в военных действиях.

      В отношении вышеперечисленных преступлений и Специальный Суд, и суды Сьерра-Леоне имеют параллельную юрисдикцию, однако Специаль­ный Суд имеет приоритет. На любой стадии процесса он вправе потребовать от любого суда Сьерра-Леоне передать ему ведение данного дела. Лицо, уже судимое Специальным Судом, не может за то же самое деяние быть привле­чено к ответственности в суде Сьерра-Леоне. Вместе с тем лицо, уже оправ­данное или понесшее наказание по приговору суда Сьерра-Леоне, может быть повторно осуждено Специальным Судом за то же самое нарушение меж­дународного гуманитарного права (но не за нарушение законов Сьерра-Леоне — по подобным преступлениям, хотя и подпадающим под юрисдикцию Специального Суда, приговор компетентного суда Сьерра-Леоне является окончательным), если это деяние было квалифицировано как обычное пре­ступление, или процесс в национальном суде не был беспристрастным, или судебное следствие было недостаточно полным или имело целью укрыть обвиняемого от международной уголовной ответственности. При повторном осуждении лица за то же самое преступление Специальный Суд, назначая наказание, должен учитывать размеры уже отбытого лицом наказания, назна­ченного судом Сьерра-Леоне за то же самое преступление.

      Эти нормы практически совпадают с посвященными тому же вопросу нормами Устава Международных Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, а также Международного Уголовного Суда. Отличие Устава Специального Суда состоит в сфере его действия. Уставы Международных Трибуналов утверждены резолюциями Совета Безопасности ООН и потому обязательны для всех государств. Международные Трибуналы вправе истребовать дела и возобновлять уголовное преследование, несмотря на наличие приговора, вынесенного в любом государстве мира. Международный Уголовный Суд пользуется таким правом в отношении государств — участников Суда, число которых уже превышает 80. Специальный Суд имеет такие правомочия только на территории Сьерра-Леоне. Даже на территории соседней Либерии, граждане которой активно вмешивались в гражданскую войну в Сьерра-Леоне, у Специального Суда нет никаких юрисдикционных прав, равно как и права пересмотреть явно несправедливый, но вступивший в законную силу приговор либерийского суда.

      Временные границы юрисдикции Специального Суда определяются датой 30 ноября 1996 г. Он вправе привлекать к ответственности физических лиц, совершивших указанные в ст. 2—5 Устава преступления после этого дня. Соглашение 1999 г., подписанное в Ломе, предусматривает объявление амни­стии всем участникам конфликта за действия, совершенные до 7 июля 1999 г. Однако эта амнистия, как прямо предусмотрено ст. 10 Устава Суда, не рас­пространяется на нарушения международного гуманитарного права и отно­сится лишь к нарушению законов Сьерра-Леоне. Таким образом, нарушение Актов 1861 и 1926 гг. может являться основанием привлечения к ответствен­ности в Специальном Суде только в том случае, если оно было совершено после 7 июля 1999 г.

      По кругу лиц юрисдикция Специального Суда распространяется на тех, кто планировал, побуждал, приказывал, совершал или каким-либо образом помогал или подстрекал к планированию, подготовке и исполнению пре­ступлений, подпадающих под юрисдикцию Специального Суда. Официаль­ное положение лица в качестве главы государства, главы правительства, высокопоставленного государственного служащего не освобождает его от ответственности и не служит смягчающим вину обстоятельством. Совершение преступления подчиненным не освобождает его начальника от ответствен­ности, если он знал или должен был знать, что его подчиненный собирается совершить или совершил такое преступление и не принял возможных и необ­ходимых мер для предотвращения или наказания этих преступлений. Дейст­вие по приказу не освобождает от ответственности, однако может рассматри­ваться как основание для смягчения наказания. Эти правила применяются только к нарушениям международного гуманитарного права, преследуемым Специальным Судом. Порядок привлечения к ответственности за нарушения законов Сьерра-Леоне определяется соответствующими нормами сьерра-леонского права.

      Юрисдикция Специального Суда не распространяется на лиц, которым не исполнилось 15 лет на момент совершения предполагаемого преступле­ния. В случае, если подсудимый был моложе 18 лет, Специальный Суд должен учитывать это обстоятельство и при определении наказания прибегать к существующими методам и программам исправления несовершеннолет­них. Это положение Устава Специального Суда по Сьерра-Леоне представля­ется шагом вперед, по сравнению с Уставами Международных Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, в которых (а равно и в их Правилах процедуры и доказывания) не установлено никаких оснований для освобождения от уго­ловной ответственности, в том числе и для малолетних и душевнобольных.

      Конечно, пока что в практике Международных Трибуналов еще не было случая осуждения детей, но само наличие такого права не способствует повышению их авторитета.

      Статья 1 Устава Специального Суда регулирует вопросы уголовной ответственности лиц, входивших в состав миротворцев, находившихся на территории Сьерра-Леоне по ее соглашениям с ООН, другими государ­ствами, а при отсутствии таких соглашений — с иначе выраженного согласия на это правительства Сьерра-Леоне. Согласно п. 2 и 3 этой статьи преимуще­ственное право осуществления юрисдикции над миротворцами имеет госу­дарство, направившее их в Сьерра-Леоне. Только в том случае, если данное государство не способно или не желает осуществить полное и объективное расследование деяний этих лиц, Специальный Суд вправе, с разрешения Совета Безопасности ООН, даваемого по предложению любого государства, осуществить свою юрисдикцию над этими лицами. С одной стороны, право­мочия Специального Суда в отношении иностранных военнослужащих, находящихся в Сьерра-Леоне по мандату ООН или международному дого­вору, уже, чем полномочия Международных Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. Формально Международные Трибуналы имеют преимущественную юрисдикцию в отношении всех указанных в их уставах преступлений неза­висимо от того, совершено ли оно местным жителем или лицом из состава иностранного военного контингента. С другой стороны, Устав Специального Суда создает особый механизм, с помощью которого на Специальный Суд возлагается обязанность начать преследование преступлений, совершенных иностранным военнослужащим. В отношении Международных Трибуналов такого механизма нет и поэтому вопрос — отчего Международный Трибунал по бывшей Югославии не обнаружил среди действий военнослужащих стран НАТО в ходе весенней войны 1999 г. против Югославии ни одного подпадаю­щего под признаки военного преступления — остается риторическим. Обви­нители Международных Трибуналов единолично определяют, против каких лиц необходимо начинать уголовное преследование.

      С организационной точки зрения Специальный Суд состоит из Судебной палаты, Апелляционной палаты, Обвинителя и его службы, а также Секрета­риата во главе с Секретарем. В состав Судебной палаты входят трое судей, в состав Апелляционной палаты — пятеро. Судьей может быть лицо, облада­ющее высокими моральными качествами, беспристрастностью и честностью, имеющее право на занятие высших судебных должностей в своем государ­стве. Устав требует, чтобы при формировании Суда принимался во внимание опыт судей в применении международного права, в том числе международного гуманитарного права, уголовного права и защиты прав несовершеннолетних.

      Двое судей Судебной палаты и трое судей Апелляционной палаты назна­чаются Генеральным Секретарем ООН, один судья Судебной палаты и двое судей Апелляционной палаты назначаются правительством Сьерра-Леоне. Кандидатуры на должность судей предлагаются Генеральному Секретарю государствами — членами ООН. При этом особое внимание, в соответствии с Соглашением об учреждении Суда, Генеральный Секретарь должен уделить кандидатам от стран — членов Экономического Сообщества западно-афри­канских государств. Все судьи назначаются сроком на три года с правом повторного назначения. Судьи каждой палаты избирают своего Председа­теля; Председатель Апелляционной палаты одновременно становится и Председателем Специального Суда. Назначение первого состава Суда произошло 28 июля 2002 г. Судьи были приведены к присяге и приступили к исполне­нию своих обязанностей 2 декабря того же года. Соглашение предусматривает учреждение второй судебной палаты, формируемой в том же порядке, что и первая, если по прошествии не менее чем шести месяцев с момента начала работы Суда его Председатель или Генеральный Секретарь сочтут это необ­ходимым, а также назначение двух резервных судей.

      Обвинитель Специального Суда назначается Генеральным Секретарем ООН после консультаций с правительством Сьерра-Леоне. Правительство Сьерра-Леоне после консультаций с Обвинителем и Генеральным Секрета­рем назначает заместителя Обвинителя. И Обвинитель, и его заместитель должны быть лицами высоких моральных качеств и обладать как высокой профессиональной компетенцией, так и большим опытом в расследовании уголовных преступлений. При исполнении своих обязанностей они должны быть полностью независимы и не просить и не получать указаний от какого-либо правительства или лиц. При выполнении обязанностей помощь Обви­нителю оказывают сотрудники его Службы, которые могут быть гражданами как Сьерра-Леоне, так и иностранных государств.

      Секретарь Специального Суда отвечает за техническое обслуживание Суда, найм и руководство сотрудниками Суда, распоряжение его финансо­выми средствами. Секретарь Суда назначается Генеральным Секретарем после консультаций с Председателем Суда сроком на три года с правом повторного назначения. Согласно ст. 4 Соглашения Секретарь является слу­жащим ООН.

      Процедура формирования Специального Суда по Сьерра-Леоне весьма отлична от процедуры формирования других международных судебных орга­нов. Так, судьи и Международных Трибуналов, и Международного Уголов­ного Суда избираются, равно как и их секретари: судьи Международных Трибуналов — Генеральной Ассамблеей ООН по спискам кандидатов, утвер­жденных Советом Безопасности; судьи Международного Уголовного Суда — Ассамблеей государств-участников; председатели и секретари этих судов избираются всеми судьями на пленарном заседании.

      По своему правовому статусу Специальный Суд по Сьерра-Леоне ближе к Международному Уголовному Суду. Международные Трибуналы по быв­шей Югославии и Руанде являются вспомогательными органами Совета Безопасности, учрежденными в соответствии со ст. 29 Устава ООН. Они содержатся за счет бюджета ООН, а все их сотрудники — служащие ООН. Специальный Суд по Сьерра-Леоне является самостоятельной международ­ной организацией, учрежденной по соглашению между ООН и правительст­вом Сьерра-Леоне. Международный Уголовный Суд также учрежден по меж­дународному договору, однако только между государствами, и при этом число государств, подписавших Устав Международного Уголовного Суда, превы­шает 130.

      Источники финансирования Специального Суда очень своеобразны. Если Международный Уголовный Суд содержится за счет взносов госу­дарств-участников (хотя допускаются также и частные пожертвования), то бюджет Специального Суда формируется, как сказано в ст. 6 Соглашения, за счет добровольных взносов международного сообщества. Хотя подробнее это положение и не разъясняется, в дипломатической практике выражение «международное сообщество» означает в первую очередь «сообщество госу­дарств», и потому можно считать, что необходимые для деятельности Специ­ального Суда средства должны быть представлены именно государствами, а не частными организациями или лицами. Согласно ст. 6 сбор пожертвова­ний для Суда ведет Генеральный Секретарь ООН, который должен приступить к учреждению Суда только тогда, когда он будет располагать достаточными средствами для финансирования первого года работы Суда и обязательствами в отношении еще двух следующих лет. Сбор пожертвований необходимо про­должать и после начала работы Суда. Соглашение предусматривает, что, если добровольных взносов окажется недостаточно для выполнения Специальным Судом поставленных перед ним задач, Генеральный Секретарь и Совет Без­опасности должны рассмотреть альтернативные способы его финансирования. Выражение «альтернативные способы» очень многозначительно и практически предоставляет Генеральному Секретарю свободу действий в поиске дополни­тельных средств для нужд Суда. Этот поиск может идти по двум направле­ниям: с одной стороны, путем привлечения средств негосударственных орга­низаций и частных лиц, а с другой — путем придания Специальному Суду такого же статуса, как и Международным Трибуналам по бывшей Югославии и Руанде, т. е. путем включения его в структуру органов ООН. На последний путь указывает упоминание в тексте ст. 6 Соглашения Совета Безопасности.

      Для оказания помощи Генеральному Секретарю в привлечении средств, а также для определения основных направлений административной и финан­совой деятельности Суда и повышения эффективности этой деятельности учреждается Комитет по управлению. В него входят государства, сделавшие самые значительные взносы в пользу Специального Суда, а также его учре­дители. В настоящее время в Комитет по управлению входят Великобритания, Канада, Лесото, Нигерия, Нидерланды, США, Сьерра-Леоне и ООН. Непо­средственное распоряжение денежными средствами Суда осуществляет его Секретарь — единственное должностное лицо ООН (в ранге заместителя Генерального Секретаря) среди служащих Суда. Финансовая документация Суда должна подвергаться проверке аудиторов, назначенных Комитетом по управлению, каждые шесть месяцев. В течение трех месяцев после окончания финансового года Секретарь должен предоставлять Комитету по управлению свой годовой отчет о деятельности Суда. Председатель Суда также предоставляет свой годовой отчет Генеральному Секретарю и правительству Сьерра-Леоне.

      В отличие от Трибунала по бывшей Югославии, расположенного в Гааге (Нидерланды), и Трибунала по Руанде, расположенного в Аруше (Танзания), местопребыванием Специального Суда является Сьерра-Леоне. Статья 10 Соглашения в принципе допускает возможность при необходимости перене­сти деятельность Суда за пределы Сьерра-Леоне. В этом случае Соглашение требует заключения специального договора между Сьерра-Леоне и ООН, с одной стороны, и государством, на территории которого будет работать Суд, — с другой.

      Правоспособности Специального Суда посвящена ст. 11 Соглашения, в которой смешаны элементы международной правосубъектности и право­способности по праву Сьерра-Леоне. Как юридическое лицо Специальный Суд вправе заключать договоры, приобретать и отчуждать движимое и недви­жимое имущество, предъявлять иски и совершать иные действия, разрешае­мые организациям по праву Сьерра-Леоне. В международно-правовой сфере Специальный Суд вправе заключать соглашения с государствами и иными субъектами международного права, которые могут быть необходимы для осу­ществления его функций.

      Привилегии и иммунитеты, предоставляемые Специальному Суду, традиционны и в основном совпадают с привилегиями и иммунитетами ранее учрежденных международных судебных учреждений. Помещения Суда, его имущество, денежные средства, архивы и документы являются неприкосно­венными и не могут подвергаться обыску, изъятию, реквизиции, конфиска­ции, а также наложению ареста по решению властей Сьерра-Леоне. Сам Суд и его имущество пользуются полным иммунитетом от судебного преследова­ния, за исключением случаев ясно выраженного отказа Суда от этого имму­нитета. Денежные средства и операции с ними Суда не подчиняются ника­ким ограничениям в Сьерра-Леоне и могут свободно переводиться за гра­ницу, или из-за границы, или в Сьерра-Леоне.

      Судьи, Обвинитель, Секретарь, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, пользуются привилегиями и иммунитетами, которые предостав­ляются дипломатическим агентам по Венской Конвенции 1961 г. о дипломати­ческих сношениях, в том числе личной неприкосновенностью; иммунитетом от уголовной, гражданской, административной юрисдикции; неприкосно­венностью всех бумаг и документов; освобождением от всех иммиграцион­ных ограничений и от налогообложения доходов, полученных от работы в Суде. Правом снять иммунитеты с этих лиц пользуется Генеральный Секре­тарь ООН после консультаций с Председателем Суда.

      Другие служащие Суда, как граждане Сьерра-Леоне, так и иностранные граждане, пользуются иммунитетом от судебной ответственности за все ска­занное и написанное ими и за все действия, совершенные ими при исполне­нии своих обязанностей, а также освобождаются от налогообложения их доходов, полученных за работу в Суде. Кроме того, служащие Суда — не граж­дане Сьерра-Леоне освобождаются от всех иммиграционных ограничений, а также имеют право беспошлинно ввозить свое имущество при первоначаль­ном занятии должности в Суде. Правом снятия иммунитета с этих лиц поль­зуется Секретарь Суда. В соответствии со ст. 16 Соглашения, обеспечение безопасности помещений Суда и его сотрудников возложено на миссию ООН в Сьерра-Леоне.

      Необходимо учитывать, что сотрудники Специального Суда пользуются привилегиями и иммунитетами только на территории Сьерра-Леоне. Един­ственное исключение составляет Секретарь, который, по Соглашению, является должностным лицом ООН и, следовательно, пользуется защитой Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. Однако именно его статус может стать предметом спора в каком-либо государстве (кроме Сьерра-Леоне) в случае, если заинтересованная в привлечении его к ответст­венности сторона заявит о том, что должностными лицами ООН могут быть лица, служащие именно в ООН, а не в какой-либо иной самостоятельной организации.

      Порядок привлечения к уголовной ответственности и рассмотрения дел в Специальном Суде определяется его Правилами процедуры и доказывания. В соответствии со ст. 14 Устава, Специальный Суд должен пользоваться Пра­вилами процедуры и доказывания Международного Уголовного Трибунала по Руанде (необходимо отметить, что Правила процедуры и доказывания Трибунала по Руанде сами в свою очередь заимствованы у Трибунала по бывшей Югославии). Судьи Специального Суда вправе вносить в эти Правила необ­ходимые изменения, руководствуясь, если это будет уместно, Актом Сьерра-Леоне об уголовном процессе 1965 г. Рабочим языком Специального Суда является государственный язык Сьерра-Леоне — английский.

      Уголовное преследование начинает Обвинитель. Убедившись в наличии достаточных оснований предполагать совершение преступления, подпадаю­щего под юрисдикцию Суда, он вправе просить судью выдать ордер на вре­менное задержание подозреваемого. По итогам предварительного расследо­вания, Обвинитель должен представить обвинительный акт, который подле­жит утверждению судьей. В случае утверждения обвинительного акта, судья также выдает ордер на арест обвиняемого.

      По Соглашению, правительство Сьерра-Леоне обязалось оказывать полное содействие Специальному Суду и его Обвинителю в совершении необходимых следственных действий, в том числе открывать доступ служа­щим Суда к местам совершения преступлений и необходимым документам, проводить опознание, розыск, арест и предоставление в распоряжение Суда физических лиц. Согласно ст. 20 Акта о ратификации, ордер или постановле­ние Специального Суда имеют на территории Сьерра-Леоне такую же силу, как и ордер или распоряжение, выданное судом Сьерра-Леоне. Запрос об оказании правовой помощи направляется Генеральному прокурору Сьерра-Леоне, который и обеспечивает его выполнение. Если Генеральный проку­рор сочтет, что выполнение данного запроса (например, предоставление определенных документов) может представлять угрозу для национальной безопасности Сьерра-Леоне, он должен уведомить об этом Специальный Суд. Если, несмотря на такое заявление Генерального прокурора, судья Спе­циального Суда повторно требует исполнения данного запроса, он должен быть выполнен.

      Акт о ратификации устанавливает уголовную ответственность за пре­ступления против отправления правосудия в Специальном Суде. Преступ­ными объявлены следующие действия: воспрепятствование деятельности Суда или выполнению его служащими своих обязанностей, дача или получе­ние взятки судьями и иными должностными лицами Суда, запугивание слу­жащих Суда или свидетелей, фальсификация доказательств. Максимальное наказание установлено за взятку — лишение свободы на срок до 10 лет и (или) штраф до 30 млн леоне. За остальные преступления наказание составляет до двух лет лишения свободы и (или) штраф до 2 млн. леоне. Юрисдикция в отношении этих преступлений принадлежит судам Сьерра-Леоне.

      Обвиняемый должен быть доставлен к судье и, ознакомленный с обви­нениями, ответить на вопрос — признает ли он себя виновным или нет. В случае положительного ответа обвиняемого слушания дела по существу не производится, и Судебная палата переходит к определению размеров наказа­ния. В случае отрицательного ответа обвиняемого в отношении хотя бы одного пункта обвинений определяется день начала судебных заседаний. На стадии подготовки к слушанию дела обвинение и защита должны предоста­вить Судебной палате меморандумы с изложением своей позиции, а также обменяться списком вызываемых свидетелей.

      Устав Специального Суда предоставляет обвиняемым тот же объем про­цессуальных прав, что и обвиняемым в иных международных судебных учреждениях. Все обвиняемые считаются равными перед Специальным Судом они имеют право на справедливое рассмотрение своего дела с учетом мер, необходимых для защиты потерпевших и свидетелей и должны считаться невиновными до тех пор, пока в Суде не доказано иное. Обвиняемый имеет право: 1) быть проинформированным незамедлительно и подробно о предъ­являемых ему обвинениях на понятном ему языке; 2) иметь достаточно вре­мени и возможностей для подготовки своей защиты; 3) предстать перед судом без неоправданной задержки; 4) присутствовать на суде; 5) пользо­ваться помощью адвоката по своему выбору, защищать себя сам или просить о назначении ему защитника при отсутствии необходимых средств; 6) зада­вать вопросы свидетелям и вызывать свидетелей защиты на тех же условиях, на которых вызываются и свидетели обвинения; 7) пользоваться услугами переводчика, если он не понимает или не говорит на языке, используемом в Специальном Суде; 8) не давать показаний против самого себя и не при­знавать себя виновным.

      Приговор выносится большинством голосов судей Судебной палаты и оглашается публично. Он должен быть обоснован и к нему могут быть при­ложены особые мнения судей. Специальный Суд может назначать два вида наказаний: лишение свободы и конфискация имущества. Максимальный срок лишения свободы в Уставе не определяется. Устанавливая его размеры, Специальный Суд должен учитывать практику Международного Трибунала по Руанде и судов Сьерра-Леоне. Суд может также распорядиться о конфи­скации имущества, приобретенного незаконным путем и возвратить его или законным владельцам, или Республике Сьерра-Леоне.

      И осужденный, и Обвинитель вправе подать апелляционную жалобу в Апелляционную палату по следующим основаниям: 1) совершение процес­суального нарушения; 2) ошибка в применении права; 3) ошибка в установ­лении факта. Апелляционная палата вправе утвердить приговор Судебной палаты, отменить его и направить на новое рассмотрение или вынести при­говор сама. В своей деятельности Апелляционная палата должна руковод­ствоваться практикой Апелляционной палаты Международных Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде (она общая у обоих Трибуналов) и Верхов­ного Суда Сьерра-Леоне.

      Вступивший в силу приговор может быть пересмотрен по вновь открыв­шимся обстоятельствам, которые не были известны во время слушаний дела и которые могли иметь решающее значение для вынесения приговора. Хода­тайство о пересмотре подается в Апелляционную палату, которая вправе либо отвергнуть его, либо признать обоснованным и передать дело в Судебную палату или вынести новый приговор. Устав Специального Суда не определяет тех сроков, в течение которых необходимо подать апелляционную жалобу или ходатайство о пересмотре дела. В соответствии с Правилами процедуры и доказывания Трибунала по Руанде срок подачи апелляционной жалобы составляет 30 дней со дня предоставления стороне мотивированного приго­вора, а со дня внесения ходатайства о пересмотре приговора Обвинителем — один год после его вынесения.

      По общему правилу, лица, осужденные Специальным Судом, должны отбывать наказание в Сьерра-Леоне. Однако в ряде случаев наказание может отбываться также в тех государствах, которые заключили с ООН специаль­ные соглашения о приеме лиц, осужденных Международными Трибуналами по бывшей Югославии и Руанде, и которые выразят свое согласие принять и лиц, осужденных Специальным Судом по Сьерра-Леоне. Порядок отбыва­ния наказания и условия содержания определяются законодательством соот­ветствующего государства, однако Специальный Суд должен осуществлять контроль над его исполнением. В случае если по законодательству государ­ства исполнения приговора осужденный получает право на помилование или сокращение срока наказания, соответствующее государство должно сообщить об этом Специальному Суду. Решение о помиловании или сокращении срока наказания вправе вынести только Председатель Специального Суда после консультаций с соответствующими судьями.

      Специальный Суд по Сьерра-Леоне представляет собой новую модель международного уголовного суда. Главными его особенностями являются ограничение его юрисдикции территорией одного государства и порядок финансирования его деятельности. Специальный Суд был учрежден по дву­стороннему соглашению между Сьерра-Леоне и ООН. С одной стороны, такой порядок учреждения исключает все возможные споры о законности создания Судан о пределах его полномочий. С другой стороны, юрисдикция Суда ограничена только территорией государств-участников, т. е. лишь Сьерра-Леоне. Уже на территории соседней Либерии Специальный Суд не имеет никаких прав. Международный Трибунал по Руанде, учрежденный резолюцией Совета Безопасности ООН, также преследует преступления, совершенные на территории только одной страны, однако сотрудничать с Трибуналом, т. е. передавать на его рассмотрение уголовные дела и выполнять его запросы по задержанию и передаче подозреваемых, — обязаны все госу­дарства — члены ООН. Сотрудничать со Специальным Судом обязаны только власти Сьерра-Леоне.

      Определенные в учредительных документах источники финансирования Специального Суда свидетельствуют о тех трудностях, с которыми встреча­ется ООН при содействии осуществлению международного правосудия. Так, Совет Безопасности констатирует факты массового нарушения международ­ного гуманитарного права в Сьерра-Леоне, неспособность правовой системы республики самостоятельно справиться с ними и выражает желание учредить международный судебный орган. Вместе с тем ООН не готова понести рас­ходы на осуществление деятельности такого органа из своего бюджета, как это делается в отношении Международных Трибуналов по бывшей Югосла­вии и Руанде. В результате Специальный Суд по Сьерра-Леоне учреждается не как вспомогательный орган ООН, а как самостоятельная международная организация со своим бюджетом, формируемым за счет добровольных пожертвований. Участие ООН в этой организации обеспечивает ей между­народный статус, предоставление кадровой помощи, а также гарантию для доноров в том, что предоставляемые Специальному Суду средства будут рас­ходоваться по назначению. При этом бюджет ООН каких-либо существен­ных расходов не несет.

      Слабым местом подобной модели является полная зависимость Специ­ального Суда от добровольных взносов. Как уже отмечалось выше, Соглаше­ние от 16 января 2002 г. не определяет характер возможных доноров (т. е. могут ли ими быть только государства и межправительственные организации или и частные лица), а также способ правового закрепления их отношений со Специальным Судом. Например, если одному из доноров Специального Суда не понравится своя деятельность ион просто перестанет, направлен, Суду обещанные средства, то будет ли это иметь какие-либо правовые последствия для донора? Или, если по истечении четырех лет работы Суда его финансирование прекратится, то что будет с делами, все еще находящимися в его производстве? Ответы на подобные вопросы сможет дать только сама деятельность Специального Суда, и если она окажется успешной, так-то модель можно будет использовать и в дальнейшем.

      * Кандидат юрид. наук, доцент СПбГУ.

      © И. С. Марусин, 2003

      1 Хадсон М. О. Международные суды в прошлом и будущем. М., 1947. С. 33.

      2 Voeten T. How de Body? Hope and Horror in Sierra-Leone. New York, 2002; Bundu A. Democracy by Force? A Study of International Military Intervention in the Civil War in Sierra-Leone 1991-2000. Parkland (Fl.), 2001.

      3 United Nations S / Res / 1315(2000).

      4 Опубликовано в: Supplement to «Sierra-Leone Gazette». Vol. CXXX. № II. 7 March 2002. С этими документами можно познакомиться также в Интернете по адресу

    Информация обновлена:16.01.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru