Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Судницын, Ю. Г., Скуратов, Ю. И.,канд. юрид.
наук.
Народный и национальный суверенитет в
советском государстве /Ю. Г. Судницын, Ю. И.
Скуратов.
//Правоведение. -1979. - № 4. - С. 3 - 11
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Народный и национальный суверенитет в советском государстве.
      Судницын, Ю. Г.

      Ю. Г. Судницын,

      доктор юридических наук,

      Ю. И. Скуратов,

      кандидат юридических наук

      Народный и национальный суверенитет в советском государстве.

      Одна из характерных особенностей социалистического переустрой­ства общества в СССР — одновременное освобождение трудящихся от социально-классового и национального гнета. Ленинская программа по национальному вопросу исходит из того, что достижение нацио­нальной свободы и национального равноправия является составной частью борьбы за демократию и социализм. «Выступая за боевой со­юз трудящихся всех наций и народностей, — отметил Л. И. Брежнев, — партия, В. И. Ленин всегда отстаивали право наций на самоопределе­ние, их полное и безусловное равноправие. И победа Октября была одновременно и победой в борьбе за национальное освобождение».1 Наиболее полное и последовательное воплощение принципов демокра­тии в сфере национальных и межнациональных отношений стало воз­можным только в результате завоевания политической власти трудя­щимися и осуществления социалистических преобразований экономи­ческой и классовой структуры общества.

      Взаимосвязь социально-классовых и национальных отношений в процессе построения социалистического общества находит свое госу­дарственно-правовое выражение в единстве и диалектическом сочета­нии принципов народного и национального суверенитета. Эти важней­шие политические принципы были закреплены в ряде конституцион­ных актов Советского государства: «Декларации прав народов Рос­сии», «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в Конституциях Союза ССР и союзных республик. Они зафиксированы и в новой Конституции СССР в качестве действующих правовых норм советского общества (ст. ст. 2, 70).

      Советская государственно-правовая наука различает три основных формы суверенитета: народный, национальный и государственный. Ведущая роль принадлежит народному суверенитету, который пред­ставляет собой верховенство и полновластие народа в общественной жизни.2 Принцип национального суверенитета означает свободное волеизъявление наций в решении вопросов своей внутренней жизни и во взаимоотношениях с другими нациями, в том числе и реализацию ими права на самоопределение.3 Сущность государственного суверенитета — в верховенстве государства и государственной власти на своей территории и их независимости в международных отношениях.4 В статье рассмотрено соотношение народного и национального сувере­нитета в Советском государстве.

      Данная проблема может быть исследована в трех аспектах: един­ство принципов народного и национального суверенитета, их самостоя­тельность, их взаимосвязь.

      Единство принципов народного и национального суверенитета в Советском государстве имеет глубокие социально-экономические осно­вы и разнообразные формы проявления. Однако оно не означает тож­дества категорий «суверенитет народа» и «национальный суверенитет». Каждая из них — относительно самостоятельное политико-правовое явление, характеризующее различные стороны социалистической госу­дарственности. В этой связи анализ соотношения принципов народного и национального суверенитета является важным аспектом исследования проблемы суверенитета в Советском многонациональном государстве.5

      1. Самостоятельное значение принципов народного и националь­ного суверенитета обусловлено различиями в субъектах, спецификой политико-правового содержания и несовпадением государственно-пра­вовых форм проявления.

      Отличие данных принципов с точки зрения субъектного состава связано с тем, что субъектом народного суверенитета выступает соци­ально-политическая форма общности людей — народ, а носителями национального суверенитета — формы социально-этнической общности людей: нации, народности, этнические группы. Безусловно, на­ция и народность как субъекты национального суверенитета харак­теризуются не только элементами чисто этнического характера (общность языка, некоторые особенности быта, духовной культу­ры и т. д.), но имеют и признаки социально-политического, клас­сового содержания.6 Однако это не дает оснований для отождествле­ния категорий «народ» и «нация» и соответственно связанных с ними социально-классовых и национальных отношений.7 «Социально-поли­тическое единство советского народа, — подчеркнул Л. И. Брежнев, — вовсе не означает исчезновения национальных различий. Благодаря последовательному проведению ленинской национальной политики мы, построив социализм, одновременно — впервые в истории — успешно решили национальный вопрос. Нерушима дружба советских народов, в процессе коммунистического строительства неуклонно происходит их сближение, взаимное обогащение их духовной жизни. Но мы вста­ли бы на опасный путь, если бы начали искусственно форсировать этот объективный процесс сближения наций».8

      Специфика народного и национального суверенитета, обусловлен­ная различием их субъектов, отчетливо проявляется и при сопостав­лении их политико-правового содержания. Содержание народного и национального суверенитета в государственном (конституционном) праве определяется полнотой суверенных прав народа и нации в раз­личных сферах общественной жизни. Система суверенных прав народа в концентрированной форме выражает полновластие трудящихся в об­ществе и государстве и определяется: а) типом социально-экономиче­ской организации общества — право народа на распоряжение основ­ными средствами производства (право общенародной собственности), право на свободный от эксплуатации труд и распределение по труду; б) характером взаимоотношений трудового народа с политической (го­сударственной) властью и системой государственных органов — суве­ренное право народа учреждать и избирать представительные органы власти, осуществлять законодательную деятельность, участвовать в государственном управлении, правосудии, осуществлять контроль и надзор за работой государственных органов; в) уровнем духовной сво­боды трудящихся — право народа на образование и пользование все­ми благами культуры. Суверенные права, образующие содержание народного суверенитета, непосредственно связаны с основными устоями и принципами социально-экономической и политической системы со­ветского общества, определяют классовую сущность Советского обще­народного государства.

      Принцип национального суверенитета также обеспечивается пол­нотой суверенных прав, без которых нация не может существовать как социально-этническая общность людей. Система суверенных прав нации характеризуется: а) социально-экономической самостоятельно­стью нации — право нации на свободное экономическое развитие, на свободное распоряжение своими естественными ресурсами, на свою национальную территорию; б) самостоятельностью политической жиз­ни — право на самоопределение, право свободно определять свой общест­венный и государственный строй и т. д.; в) самостоятельностью разви­тия национальной культуры — право свободного развития национальной культуры и национального языка, право на уважение национальной чести, национального достоинства и прогрессивных обычаев нации.

      Отличие политико-правового содержания принципов народного и национального суверенитета связано, с одной стороны, с несовпаде­нием конкретного состава суверенных прав народа и нации, а с дру­гой — с различной степенью взаимосвязи прав народа и нации с соци­ально-экономической и классовой структурой общества. Если суверен­ные права народа непосредственно воплощают основные принципы социально-экономического и политического устройства общества, орга­низованного по социалистическому типу, то социальные связи, отра­жаемые политико-юридической конструкцией суверенных прав нации, образуют самостоятельную группу общественных отношений (нацио­нальных и межнациональных), которые лишь производны от социаль­но-экономической и классовой структуры общества.

      Подчеркивая необоснованность попыток рассматривать национальный суверенитет как некое «естественное свойство» нации, В. С. Шев­цов правильно отмечает, что данный принцип, характеризуя политико-правовое положение нации, «обеспечивается в свою очередь социально-экономическими мероприятиями, политическим и государ­ственным строем общества».9

      Содержание суверенитета народа и национального суверенитета находит свое выражение и закрепление в совокупности государствен­но-правовых институтов. Государственный суверенитет опосредует в государственно-правовых формах принципы народного и националь­ного суверенитета.10 Отличие суверенитета народа от национального находит свое проявление и в существовании самостоятельных систем государственно-правовых институтов, обеспечивающих и гарантирую­щих верховенство и полновластие народа, а также суверенитет социа­листических наций, т. е. содержание этих принципов реализуется в оп­ределенных государственно-правовых формах.

      На необходимость всестороннего обеспечения верховенства и пол­новластия народа государственно-правовыми средствами указывал В. И. Ленин. «Чтобы большинство действительно решало в государст­ве, — писал он, — для этого нужны определенные реальные условия. Именно: должен быть прочно установлен такой государственный поря­док, такая государственная власть, которая давала бы возможность решать дела по большинству и обеспечивала превращение этой воз­можности в действительность».11 Обеспечить выражение и реализацию суверенитета народа государственно-правовыми средствами — значит: а) закрепить в основном законе социалистического государства эконо­мическую, классовую, политическую и идеологическую основы верхо­венства и полновластия народа в обществе и государстве; б) устано­вить посредством правового института гражданства четкие юридиче­ские рамки социально-политического субъекта суверенитета — совет­ского народа; в) возвести суверенную волю народа в общегосударст­венную и выразить ее в виде закона, обязательного для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражда­нами страны; г) придать суверенным правам народа (посредством закрепления в основном законе) форму конституционных принципов и норм; д) организовать государственную систему таким образом, чтобы ведущее место в ней принадлежало представительным органам вла­сти — непосредственным выразителям воли и интересов народа; е) соз­дать сеть институтов непосредственной демократии в качестве важней­шего канала практического осуществления народом своих суверенных прав; ж) определить круг демократических прав и свобод граждан для эффективного их участия в управлении государством; з) создать систему юридических гарантий, обеспечивающих нормальное функциони­рование механизма социалистического народовластия, включая и пра­вовые формы подотчетности и подконтрольности государственных орга­нов и должностных лиц перед народом.

      Все это осуществляется в Советском общенародном государстве и обеспечивается системой конституционных институтов нового Основ­ного Закона страны, расширившего демократические принципы совет­ского общества.12

      Система государственно-правовых институтов народного суверени­тета в социалистическом государстве носит комплексный характер, охватывает классовые и социально-экономические основы организации общества, правовое положение личности, основные принципы органи­зации Советского государства. Принцип народного суверенитета опре­деляет демократизм общенародного государства с точки зрения его социально-классовой, социально-политической структуры, обеспечения участия широких трудящихся масс в государственном управлении.

      Государственно-правовую форму осуществления национального суверенитета можно рассматривать в двух аспектах — внешнем и вну­треннем. С точки зрения внешней формы осуществления национального суверенитета он проявляется в различных государственно-правовых формах национальной государственности и формах национально-госу­дарственного устройства наций. Суверенитет наций в зависимости от конкретно-исторических объективных условий социалистические нации СССР реализуют в различных формах (союзная республика, автоном­ная республика, автономная область, автономный округ). Независимо от политической формы государственного устройства все нации и на­роды являются суверенными и равноправными, все они реализуют свое право на самоопределение. Необходимо особо подчеркнуть, что в дан­ном случае речь идет именно о национальном суверенитете, поскольку государственным суверенитетом обладает только такая форма совет­ской национальной государственности, как союзная республика. При­знание всех наций и народностей СССР суверенными, конечно, не означает, что все созданные ими национально-государственные обра­зования обладают государственным суверенитетом.

      С точки зрения внутренней формы осуществления национальный суверенитет проявляется в целом ряде государственно-правовых инсти­тутов, которые закрепляют внутреннее устройство (правовой статус) данной нации в Советском государстве. Суверенные права нации объединяются в определенные государственно-правовые институты на­ционального суверенитета, находят в них свое правовое закрепление и выражение, способствуя всестороннему развитию данной нации и про­цессам интернационализации. К основным государственно-правовым институтам национального суверенитета относятся: закрепляющие по­литическую самостоятельность нации; национально-государственного представительства; национально-территориального верховенства; за­крепляющие свободное экономическое развитие наций; культурную самостоятельность наций.

      Система государственно-правовых институтов национального суве­ренитета характеризует демократизм Советского общенародного госу­дарства с точки зрения воздействия его на национальные и межнацио­нальные отношения, обеспечения национального равноправия, свободно­го развития и сближения всех наций и народностей. Социалистическое государство стремится максимально использовать в области на­циональных отношений те государственно-правовые институты, кото­рые дают возможность развивать творческую инициативу масс, обес­печивают расцвет и сближение социалистических наций.

      2. Соотношение принципов народного и национального суверените­та в Советском государстве тесно связано с формированием и разви­тием новой исторической общности людей — советского народа. «Мы исходили и исходим из того, — отмечалось на XXV съезде КПСС, — что у нас сложилась новая историческая общность — советский народ, в основе которой лежит нерушимый союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции при ведущей роли рабочего класса, дружба всех на­ций и народностей страны».13 С одной стороны, формирование новой исторической общности людей есть прямой результат воплощения в политико-правовой жизни страны принципов народного и национального суверенитета, а с другой — советский народ выступает в качестве со­циальной основы, определяющей характер соотношения народного и национального суверенитета.

      Как новая историческая общность советский народ имеет двуеди­ную сущность, синтезирует два аспекта: социально-классовый и меж­национальный (интернациональный).14 В связи с этим важное значе­ние имеет марксистско-ленинское положение об определяющей роли классовой общности в системе общественных групп (общностей).15 Во взаимодействии социально-классовых и национальных отношений определяющая роль принадлежит первым. Именно социалистические пре­образования классов и социальных групп нашего общества позволили создать новую систему национальных и межнациональных отношений, основанную на принципах равноправия, дружбы, сотрудничества и интернационального единства. «Союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции при ведущей роли рабочего клас­са стал прочной, нерушимой основой сложившейся в нашей стране новой исторической общности — советского народа».16

      Соотношение принципов народного и национального суверените­та — это, по существу, государственно-правовая характеристика взаи­мосвязи социально-классовых и национальных отношений в рамках советского народа как новой исторической общности. Принцип народ­ного суверенитета (полновластия трудящихся) лежит в основе нацио­нального суверенитета, обусловливая его наиболее полное и последо­вательное воплощение в условиях Советского многонационального го­сударства.

      Прежде всего политическое господство трудящихся (суверенитет народа) обусловливает социалистический тип и сущность националь­ного суверенитета. Классовая сущность самоопределения обусловлива­ется тем, какие социальные, силы выступают носителями воли нации к национальному самоопределению.17 Право нации на самоопределение выступает необходимой предпосылкой, основой национального сувере­нитета,18 поэтому и характер национального самоопределения обус­ловливает в дальнейшем содержание национального суверенитета.

      Последовательное и всестороннее осуществление национального суве­ренитета возможно лишь в условиях социалистической революции, ког­да носителями воли нации к национальному самоопределению высту­пает подавляющее большинство нации — трудящиеся массы, руково­димые рабочим классом.

      Во-вторых, суверенитет народа в Советском государстве обуслов­ливает интернациональную сущность суверенитета социалистических наций. Утверждение суверенитета каждой социалистической нации отвечает не только ее национальным интересам, но и классовым инте­ресам всех трудящихся, всего советского народа. Однотипная социаль­но-классовая структура социалистических наций, политическое господст­во трудящихся обусловливают тот факт, что национальный суверенитет выступает не в качестве основы разобщения и обособленности, наций, но как один из необходимых факторов единства трудящихся различных национальностей. Принципы социалистического интернационализма ста­новятся основой межнациональных отношений суверенных социалисти­ческих наций.

      Соотношение интернациональных и национальных начал в содер­жании национального суверенитета не является данным раз и навсег­да.19 Оно определяется диалектикой развития национальных отноше­ний в Советском государстве, взаимодействием двух закономерностей: всестороннего расцвета социалистических наций, а также дальнейшего их сближения на основе пролетарского интернационализма.20 Всесто­роннее сближение социалистических наций существенно изменяет со­держание суверенитета. В условиях общенародного государства зна­чительно изменяется соотношение национальных, социально-классовых и интернациональных моментов, возрастает значение последних. Суве­ренитет советских социалистических наций все более приобретает общенародное содержание.

      Связь суверенитета народа и национального суверенитета носит взаимный характер. Не только классовая, общенародная сущность определяет содержание национального суверенитета, но и реальное осуществление суверенитета советского многонационального народа немыслимо без реализации суверенитета составляющих его социалистических наций. Национальный суверенитет «в условиях на­шего государства придает народному суверенитету новое качество — национально-интернациональную форму выражения его сущности»,21 он означает осуществление принципов социалистической демократии в сфере взаимоотношений между нациями и их социально-экономиче­ского и политического развития. Полное и последовательное вопло­щение принципов национального равноправия, дружбы и сотрудниче­ства между нациями и народами означает, что такая важная сфера общественной жизни, как национальные и межнациональные отношения, пронизаны началами социалистической демократии. Подлинный народ­ный суверенитет в условиях социалистического многонационального государства становится политической реальностью потому, что его осуществление связано со свободным социально-экономическим, поли­тическим и духовным развитием социалистических наций, их подлин­ным равноправием и сотрудничеством в рамках единого многонацио­нального народа.

      Соотношение суверенитета советского народа с суверенитетом со­циалистических наций в своем практическом выражении связано с определением путей развития отдельных наций и народностей и оп­тимального сочетания интересов каждой из них с общими интересами всего народа в целом, что является одной из важнейших задач партии и государства.22 Политической формой выражения интересов отдель­ных классов и слоев, а также социалистических наций и советского многонационального народа выступает социалистическая государст­венность. Если социальной основой единства и сочетания народного и национального суверенитета является советский народ как новая ис­торическая общность, то государственно-правовая форма этого сочета­ния — Советское общенародное государство.

      Двуединой сущности советского народа, синтезирующей не только социально-классовые, но национальные и межнациональные отноше­ния, соответствует и двуединая сущность Советского социалистическо­го государства. Оно является не только общенародным в плане соци­ально-классовой структуры общества и осуществления политической власти трудящихся, но одновременно государством общенациональ­ным, выражающим интересы и волю всех социалистических наций, на­родностей, составляющих единый советский народ. Именно это поло­жение закреплено в новом Основном Законе страны. «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интел­лигенции, трудящихся всех наций и народностей страны» (ст. 1).

      Составной частью общей системы социалистической государствен­ности является советская национальная государственность, выступа­ющая не только как конкретная форма реализации права наций на самоопределение, но и как совокупность государственно-правовых уч­реждений и институтов, посредством которых осуществляется социаль­но-политическое регулирование национальных отношений в СССР. Та­кое регулирование — государственно-правовое средство обеспечения со­четания интересов отдельных наций и народностей и всего советского многонационального народа. Выражая классовую волю всех трудя­щихся, социально-политическое регулирование национальных отноше­ний является средством проведения ленинской политики Коммунисти­ческой партии и Советского государства в области национальных от­ношений, которая обеспечивает фактическое равенство всех наций и народностей во всех сферах жизни общества, расцвет культуры — на­циональной по форме и социалистической по содержанию, утверждает подлинное братство людей труда, независимо от их национальности, братство, спаянное общностью коренных интересов, целей и марксист­ско-ленинской идеологии.

      Диалектическое единство народного и национального суверените­та, объективной основой которого является новая историческая общ­ность— советский народ, а государственно-правовой формой выраже­ния — Советское общенародное государство, находит свое наиболее концентрированное воплощение в принципах социалистического интер­национализма.

      Социалистический интернационализм непосредственно определяет классовое содержание народного, государственного и национального суверенитета.23 Он представляет собой определенный способ взаимо­связи социально-классовых и национальных моментов в жизни социа­листического общества и государства, включает в себя теорию и прак­тику решения национального вопроса и развития национальных отношений на базе общенародной собственности, союза рабочего класса, колхозного крестьянства и социалистической интеллигенции при руко­водящей роли рабочего класса.

      Принципы социалистического интернационализма как обобщающая форма сочетания народного и национального суверенитета лежат в ос­нове организации Советского государства. Организационная структу­ра советской социалистической государственности в целом и в ее от­дельных звеньях максимально приспособлена для претворения в жизнь общих классовых задач советского народа в неразрывной связи со специфическими интересами социалистических наций и народностей. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, спла­чивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма (ч. 2 ст. 70 Конституции СССР). Это обеспечивается на­личием многообразных форм советской национальной государственно­сти, структурой и организационными принципами построения системы государственных органов (прежде всего представительных), системой советского законодательства.

      Проблема воплощения народного и национального суверенитета в социалистическом интернационализме имеет и динамический аспект. Принципы социалистического интернационализма — важнейшие нача­ла политики партии и государства в области руководства народным хозяйством, социалистического планирования, размещения производи­тельных сил и материальных ресурсов страны, государственного и со­циально-культурного строительства. Диалектическое единство и соче­тание народного и национального суверенитета, политического господ­ства трудящихся и свободного развития всех социалистических наций и народностей составляют существенную особенность политической системы советского общества.

       

      Рекомендована кафедрой советского государственного права и советского строительства Свердловского юридического института

       

      1Брежнев Л. И. Великий Октябрь и прогресс человечества. М., 1977, с. 7.

      2См.: Фарбер И. Е. Народный суверенитет в Советском государстве. — В кн.: 50 лет Советского союзного государства. Саратов, 1973, с. 44—46; Безуглов А. А. Суверенитет советского народа. М., 1975, с. 19, 45—51.

      3См.: Судницын Ю. Г. Национальный суверенитет в СССР. М., 1958, с. 4; Шевцов В. С. Национальный суверенитет: содержание и политико-правовое значе­ние. — Советское государство и право, 1973, № 12, с. 17; Лепешкин А. И. Советский федерализм (теория и практика). М., 1977, с. 253—254.

      4См.: Левин И. Д. Суверенитет. М., 1948, с. 64; Шевцов В. С. Суверени­тет Советского государства. М., 1972, с. 33 и др.

      5В литературе рассмотрены вопросы о соотношении народного и государствен­ного суверенитета, а также национального суверенитета и суверенитета Советского государства (см., например: Шевцов B.C. Суверенитет Советского государства, с. 51 и сл.; Безуглов А. А. Суверенитет советского народа, с. 49—50; Судницын Ю. Г. Соотношение национального суверенитета с государственным в социалистиче­ских государствах. — В кн.: 50 лет Советского союзного государства. Саратов, 1973, с. 70—85). Проблеме соотношения суверенитета народа и национального суверенитета уделено значительно меньше внимания. Вместе с тем развитие социально-классовых и национальных отношений, формирование новой исторической общности людей — советского народа выдвигают указанную проблему в число наиболее актуальных.

      6См.: Цамерян И. Глубоко разрабатывать проблемы национальных отно­шений.— Коммунист, 1973, № 12, с. 113; Коркмасова К. Д. Советская нацио­нальная государственность — важный фактор интернационального единства народов СССР. — Советское государство и право, 1976, № 8, с. 13—14.

      7Неточно утверждение И. П. Ильинского и Б. В. Щетинина, что в социалисти­ческих государствах совпадают народный и национальный суверенитет, а после лик­видации эксплуататоров и сами понятия «народ» и «нация». По их мнению, социали­стическая нация и есть народ (см.: Ильинский И. П., Щетинин Б. В. Госу­дарственное право стран народной демократии. М., 1964, с. 171). Мысль авторов не­ верна не только потому, что народ может состоять из нескольких наций (например, народ союзной республики РСФСР, а также советский многонациональный народ как новая историческая общность). Ими, по существу, не проводится различие между со­циально-классовой и социально этнической формами общности людей, которые сохра­няют свое самостоятельное значение и в условиях социализма.

      8Брежнев Л. И. О Конституции СССР. М., 1978, с. 39.

      9Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). М., 1978, с. 4.

      10См.: Мане лис Б. Л. Проблема суверенитета в советском конституционном законодательстве. — Учен. зап. ВНИИСЗ, вып. 21. М., 1970, с. 154.

      11Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 38.

      12См.: Брежнев Л. И. О Конституции СССР, с. 16.

      13Материалы XXV съезда КПСС, М, 1976, с. 81.

      14В литературе сущность советского народа нередко трактуется односторонне. Указанная общность рассматривается либо как социально-классовая, либо как меж­национальная, интернациональная. Положение о диалектическом единстве обеих сто­рон советского народа, о его двуединой сущности отражено в материалах XXIV съезда КПСС (см.: Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1974, с. 204; см. так­же: Затеев В. И. К характеристике советского народа как новой исторической общности людей. — В кн.: Образование СССР — торжество ленинской национальной политики. Пятигорск, 1971, с. 59; Самойленко В. Ф. Советский народ — новая историческая общность людей. — В кн.: Социализм и нации. М., 1975, с. 318—319; Новая историческая общность людей. М., 1976).

      15См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 24, с. 134.

      16О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г.— Коммунист, 1977, № 2, с. 7.

      17См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 112.

      18Соотношение права нации на самоопределение с принципом национального су­веренитета носит сложный характер. С одной стороны, право нации на самоопреде­ление является исходным моментом, основой для осуществления национального суве­ренитета. С другой, право на самоопределение выступает в качестве формы проявле­ния, средства осуществления национального суверенитета, как его составная часть (см.: Шевцов В. С. Национальный суверенитет: содержание и политико-правовое значение, с. 17). Причем о праве наций на самоопределение как форме проявления национального суверенитета можно говорить лишь с учетом того, что последний не существует a priori, т. е. до национального самоопределения, а лишь постольку, по­скольку проявляется в форме национального самоопределения. Вместе с тем пред­ставление В. С. Шевцова о праве наций на самоопределение как составной части на­ционального суверенитета в значительной степени обусловлено тем, что автор не про­водит различий между суверенностью нации и национальным суверенитетом (см.: Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии), с. 6).

      19См.: Коркмасова К. Д. Советская национальная государственность — важный фактор интернационального единства народов СССР, с. 13.

      20См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, с. 112—113.

      21Лепешкин А. И. Суверенитет в Советском союзном государстве и его укрепление в период развитого социализма. — Советское государство и право, 1976, № 7, с. 28.

      22См.: Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 4. М., 1975, с. 63.

      23См.: Фарбер И. Е. Народный суверенитет в Советском государстве, с. 44.

    Информация обновлена:05.12.2003


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru