Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Дусаев, Р. Н.
Судоустройство Великого Княжества
Финляндского, 1809 - 1917 гг. /Р. Н. Дусаев.
//Правоведение. -1982. - № 4. - С. 87 - 91
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Судоустройство Великого княжества Финляндского, 1809 - 1917 гг.
      Дусаев, Р. Н.

      Р. Н. Дусаев *

      Судоустройство Великого княжества Финляндского (1809 — 1917 гг.)

      Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в резуль­тате русско-шведской войны !808—1809 гг. Статус Великого княжества закреплен за Финляндией в 1581 г., однако его наличие отнюдь не означало автономного положе­ния края при шведском владычестве.[1] Финляндия управлялась как рядовая губерния шведского королевства,[2] которое искусственно сдерживало ее экономическое разви­тие.[3] Поэтому во второй половине XVIII в. возникает национальное движение за отделение Финляндии от Шведского королевства.[4]

      Александр I умело подогревал стремление многих финнов к автономии. Чтобы обеспечить прочное владение княжеством и нейтрализовать антирусские настроения у части финского населения, он еще в ходе войны созывает финляндский сейм, используя нормы представительства для финнов в шведском риксдаге. Тем самым фин­нам сразу гарантировался в политическом отношении статус подданных, которого они не имели при шведском короле. Этим шагом придавалась видимость законного одобрения населением княжества акта агрессии.

      Указом императора от 19 ноября (1 декабря 1808 г.) был создан временный правительственный комитет, в ведении которого находилось гражданское управление княжеством (поскольку воинские подразделения подчинялись только командующему армией).[5] Генерал-губернатор края наделялся правом непосредственного доклада императору.[6] Все гражданское управление вверялось финляндцам, что было подтвер­ждено на первом финляндском сейме, созванном в Борго 10—22 марта 1809 г.[7]

      15(27) марта 1809 г. Александр I подтвердил «религию, коренные Законы, права и преимущества, коими каждое состояние сего княжества в особенности и все под­данные оное населяющие от мала до велика по Конституциям[8] их доселе пользова­лись...», а также готовность «...хранить оные в нерушимой и непреложной их силе и действии...».[9] Таким образом, император по сути дела закрепил за Финляндией поло­жение автономного княжества.[10]

      Политика царизма в отношении Великого княжества Финляндского с самого на­чала была чрезвычайно гибкой и динамичной. С одной стороны — это предоставление государственной автономии с целью обеспечить доверие финляндцев, что, следова­тельно, давало возможность России лучше использовать результаты завоевания. С другой стороны, не обещая ничего конкретного, царизм мог в любой удобный мо­мент полностью или частично упразднить сделанные уступки, что и было осу­ществлено позднее.[11]

      Важное место в государственном механизме княжества занимали суды. Фор­мально считалось, что Великий князь Финляндский (в лице императора Всероссий­ского) должен надзирать за соблюдением законов княжества. Однако фактически почти вся полнота судебной власти принадлежала Императорскому Финляндскому Сенату, чей судебный департамент по существу был верховным судом и совместно с прокурором Сената следил за правильным применением законов.[12]

      Указание на создание верховного суда содержалось еще в «Учреждении Правительствующего Совета в Великом княжестве Финляндии» от 6 августа 1809 г., кото­рый позднее был преобразован в Императорский Финляндский Сенат. «Благосостоя­ние этого государства, — указывалось в нем, — требовало, чтобы управление провин­циями сосредоточилось в центральном месте или верховном суде, который мог бы ими управлять, утверждать единство принципов, охранять силу и действие закона, надзирать за отправлением юстиции...». В первом титуле данного важного правового документа и говорилось о создании в составе Совета судебного департамента, кото­рый «...ведает делами судебными».[13]

      В этой связи едва ли можно согласиться со специалистом в области финлянд­ского процессуального права Тиркконеном, что судебный департамент создан в Фин­ляндии только в 1816 г.[14] В качестве высшего суда княжества ведению судебного де­партамента Сената подлежали уголовные и гражданские дела, рассматривавшиеся им в порядке апелляции на решения гофгерихтов (высших судов в судебных округах княжества), а также лагманских судов в уездах и ратгаузских судов в городах (т. е. судов второй инстанции).

      В судебном департаменте разбирались прошения о помиловании и восстановле­нии пропущенного судебного срока. Кроме прошений о помиловании, которые далее передавались на усмотрение императора, для всех остальных дел судебный департа­мент являлся судом последней инстанции. В этом качестве ему были подведомственны вопросы, связанные с административной юстицией. Все приговоры и решения судеб­ного департамента, исключая дела о помиловании и назначениях на должности в суды княжества, зависевшие от волеизъявления императора, были окончательны и обжалованию не подлежали.[15]

      По мере развития автономии Финляндии расширялась и компетенция департа­мента. Согласно постановлениям императора от 27 июня 1826 г. и 15 января 1883 г. расширены его функции как высшего апелляционного суда (рассмотрение ходатайств о смягчении наказания и помиловании) и органа высшего судебного управления (во­просы комплектования нижестоящих судов).[16]

      В соответствии с § 91 постановления об учреждении Императорского Фин­ляндского Сената от 13 сентября 1892 г. собранию членов судебного департамента референдарий-секретарями Сената докладывались все рескрипты и повеления импера­тора, касавшиеся различных отраслей права Финляндии. На общем же собрании его членов докладывались все дела судебного управления. Хотя судебный процесс не разделялся на гражданский и уголовный, но для облегчения работы департамента в качестве высшего суда он разбивался на два отделения, число членов которых рас­пределялось в зависимости от сложности решаемых дел.[17]

      Судебный департамент состоял из вице-председателя Сената (фактического главы высшего суда Финляндии) и 7 членов. После введения постановления об учреждении Сената 1892 г. число его членов возросло до 10. При рассмотрении уго­ловных дел по преступлениям, обвинение в которых грозило смертной казнью или лишением чести, на заседании судебного департамента должно было присутствовать не менее 7 сенаторов из 8, всех прочих — 5. По учреждению 1892 г. кворум по де­лам, за которые грозила смертная казнь, был уменьшен до 5, по остальным катего­риям дел — до 4 чел.[18]

      Все решения, определения, приговоры выносились большинством голосов. Только в одном отношении сенаторы-судьи не стояли наравне с другими органами суда: они не пользовались привилегией несменяемости, а назначались на три года.[19]

      Для надзора за правосудием и «правильным применением законов» в Великом княжестве была создана должность прокурора, который подчинялся генерал-губерна­тору, что ущемляло независимость и эффективность его деятельности по надзору за законностью и правопорядком. Однако прокурор все же следил за прохождением дел в судебном департаменте Сената, участвовал в ряде случаев в его заседаниях, осу­ществлял определенный контроль над законностью приговоров. В случае несовпаде­ния его мнения с решением (приговором) судебного департамента он был правомочен вынести особое мнение и зафиксировать его в протоколе Сената. Кроме того, через генерал-губернатора прокурор был обязан доложить о выявленном правонарушении императору. Важное его правомочие — возбуждение следствия по жалобам частных лиц на неправомерные действия должностных лиц княжества. Учитывая множествен­ность закрепленных за ним функций, помимо должности прокурора учреждались должности помощника прокурора, фохтов и их помощников — ленсманов, которые под­держивали государственное обвинение в городских и уездных судах княжества, адво­кат-фискалов — в гофгерихтах, а также прокурорская экспедиция в Сенате.[20] Сказан­ное о прокурорском надзоре за судебным департаментом Сената в равной мере отно­силось и к системе нижестоящих судов.

      Исторически сложилось так, что территория Финляндии была разделена на 3 крупных гофгерихтских округа (надворные суды). Гак, еще в 1623 г. был основан надворный суд (гофгерихт) в Турку, первоначально выполнявший функции высшего суда княжества, поскольку он функционировал при дворе великого князя. Но швед­ские короли не желали создавать никаких привилегий ни в административном, ни в судебном управлении Финляндией. Поэтому с учреждением в 1776 г. второго гофге-рихта в Ваасе суды такого рода по своим полномочиям постепенно приближаются к судам второй инстанции. Увеличение количества судебных дел, а также образова­ние в 1809 г. судебного департамента Финляндского Правительствующего Совета (с 1816 г. — Сената) привело к тому, что гофгерихты (в 1839 г. образован надзор­ный суд в Выборге) фактически стали высшими судами в трех основных судебных округах Финляндии — промежуточным звеном между судами второй инстанции и верховным судом. После судебной реформы 1868 г. гофгерихты превратились в суды второй инстанции, подчинявшиеся до 22 июля 1918 г. судебному департаменту Се­ната, после же вступления в силу Закона о верховном суде Финляндской Респуб­лики— этому суду.[21] До 1868 г. гофгерихты надзирали за деятельностью судов пер­вой (кемнерские суды в городах и лагманские суды в уездах) и второй инстанции - (ратгаузские суды в городах и лагманские суды в уездах) на территории своего су­дебного округа. Как орган судебного надзора гофгерихт имел право принимать к рассмотрению дела, по которым уже вынесен приговор (или решение) нижестоя­щими судами округа.[22]

      Последние могли расследовать обстоятельства дела, но вынесение приговора (или решения) обязаны были передавать на усмотрение соответствующего гофгерихта (дела о богохульстве и вероисповедании, дуэлях между дворянами и тех пре­ступлениях, за которые дворяне приговаривались к смертной казни, фальшивомонет­ничестве).[23] В качестве первой инстанции гофгерихт мог рассматривать следующие виды дел: о государственной измене, посягательстве на личность императора и чле­нов его семьи, должностных преступлениях губернаторов и нижестоящих судей, на­следстве, опеке и попечительстве дворян. Гофгерихт являлся коллегиальным органом и состоял из председателя, советников, асессоров. Председатель (в Турку и в Вы­борге еще и вице-председатели) и советники назначались императором по представ­лению Сената, асессоров Сенат назначал самостоятельно. В зависимости от количе­ства рассматривавшихся дел каждый гофгерихт мог разрешать их в общих заседа­ниях или подразделяться на отделения. Для вынесения приговора или решения тре­бовалось присутствие не менее 5 его членов.[24]

      Гофгерихты на очередные сессии обычно собирались три раза в год (с 14 ян­варя по 31 мая включительно, с 1 июня по 30 сентября и с 1 октября по 20 декабря). Обвинение в суде поддерживали адвокат-фискал, его заместитель — вице-адвокат-фискал и подчинявшиеся им экстр а-адвокат-фискалы, которые назначались Сенатом по представлению соответствующего гофгерихта.[25]

      До реформы 1868 г. судами второй инстанции в городах являлись ратгаузские, а в уездах — лагманские. Первых было 27, вторых — б.[26] В небольших городах, где отсутствовали суды первой инстанции (кемнерские), их заменяли ратгаузские.

      В качестве городского суда второй инстанции ратгаузский суд принимал к про­изводству дела в порядке судебного надзора по апелляциям на приговоры и решения судов первой инстанции в городах (кемнерских) ; дела, по которым в кемнерских су­дах произведено судебное разбирательство, но приговор не вынесен и дело передано на дальнейшее рассмотрение в соответствующий ратгаузский суд. Как суд первой инстанции, он мог принимать к производству дела о недвижимом имуществе, внутри города об опеке, установлении правильности завещания и векселей, банкротстве, мор­ском товариществе, имущественных правах, сопряженных с помолвками, о наруше­ниях системы мер и весов и таможенного законодательства.[27] После судебной реформы 1868 г. ратгаузские суды, как суды первой инстанции, начали принимать к производству дела, касавшиеся вопросов уголовного, граждан­ского, торгового, морского права.[28] В небольших городах они выступали в качестве суда первой инстанции, что облегчило окончательное закрепление за ними этого ста­туса после реформы 1868 г. В тех городах, где ратгаузских судов не было, создава­лись орднингские суды, являвшиеся судами первой инстанции и занимавшиеся сугубо местными вопросами. Ратгаузский суд состоял из председателя-бургомистра и не менее 5 заседателей-ратманов. Председатель назначался императором из числа трех кандидатур, избранных городским населением, а заседатели избирались горожанами и впоследствии лишь утверждались губернатором. Суд заседал не менее трех раз в неделю.[29]

      После судебной реформы 1868 г. указанные суды превратились в суды первой инстанции, по отношению к которым второй инстанцией выступал гофгерихт. Предсе­дателем суда стал бургомистр юстиции. Избираемые горожанами ратманы магистрата одновременно являлись заседателями ратгаузского суда. Для вынесения приговора по уголовным делам или решения по гражданским делам требовалось присутствие не менее трех членов суда. Обвинение поддерживал городской фискал (всего их было 33), назначаемый прокурором Сената по представлению соответствующего суда. В качестве уездного суда второй инстанции лагманский суд рассматривал только те гражданские дела, которые поступили к нему по апелляции на решение суда первой инстанции в уезде (герардского суда). Все остальные дела были подведомственны соответствующему гофгерихту. Это правило распространялось на дела, которые разбирались в сокращенном апелляционном порядке.[30] Апелляционные жалобы приговоренного или ответчика, чьи дела разбирались герардским судом, лагманский суд принимать к производству был не вправе, они шли в гофгерихт.

      Как суд первой инстанции лагманский суд не выступал. Поэтому вполне зако­номерным было его упразднение в ходе судебной реформы. Лагманские суды состояли из председателя-лагмана и 12 заседателей-немдеманов. Лагманов назначал император по представлению генерал-губернатора, немдеманов избирали жители лаг-манского округа. Работа лагманских судов была сессионной. Сессии созывались раз в год и длились до окончательного рассмотрения представленных дел.[31]

      До судебной реформы в качестве суда первой инстанции в городах выступали кемнерские суда (их было девять). Они принимали к производству все уголовные и гражданские дела, за исключением подведомственных в качестве суда первой инстан­ции ратгаузскому суду, гофгерихту и судебному департаменту Сената.

      По тяжким уголовным преступлениям кемнерский суд производил судебное следствие, исследовал обстоятельства дела, выносил же приговор (после дополнитель­ного следствия) ратгаузский суд, приговор которого в свою очередь не приводился в исполнение до тех пор, пока его не утверждал соответствующий гофгерихт. В состав кемнерского суда входили председатель — кемнерский презус и заседатель-кемнер, избиравшиеся населением города и утверждавшиеся в этих должностях губер­
      натором. Юридическое образование было обязательно лишь для председателя.[32]

      В уездах судами первой инстанции являлись герардские суды. Всего их насчи­тывалось 49. Они принимали к производству все гражданские и уголовные дела. Поэтому после судебной реформы они без труда заменили лагманские суды.[33]

      В составе герардских судов по представлению гофгерихтов императором назна­чались председатели-герардсгевдинги, которые должны были иметь юридическое образование. 12 заседателей-немдеманов избирались населением герардского судеб­ного округа при условии, если они достигли 25-летнего возраста и обладали правом быть избранными в органы общинного самоуправления.[34] Сессии герардского суда проводились не менее двух раз в год и продолжались до тех пор, пока не были рассмотрены все дела, представленные до начала очередной сессии.

      Судебное заседание считалось правомочным, если на нем присутствовало не ме­нее 8, а после реформы — 6 членов суда. Обвинение в этих судах поддерживали фохты и их помощники — ленсманы.[35]

      Первоначально судопроизводство велось только на шведском, а с 1883 г. и на финском языках.[36] Все должностные лица в судах княжества должны были быть уроженцами Финляндии.

      Решения и приговоры судов выносились на основании материальных норм соот­ветствующих отделов общего Уголовного уложения 1734 г. с изменениями 1889 г. (но­вое Уголовное уложение) и 1895 г. (новый Устав о принудительных взысканиях). Процессуальными же нормами являлись нормы отдела о судопроизводстве с после­дующими изменениями 1868 г. Следовательно, это были полностью нормы финляндской системы права, что обусловливало различия в структуре и основных формах деятельности судебных органов Великого княжества Финляндского и Российской империи.[37]

       


      * Доцент Ленинградского государственного университета.

      [1] Западноевропейские и финляндские историки считают, что Финляндия была частью Шведского королевства без особых прав и привилегий (см., в частности: Гер­ма неон Р. Государственно-правовое положение Финляндии, т. 1. СПб., 1892, с. 53; Knoellinger С. Е. Labour in Finland. N. Y., 1960, p. 33).

      [2] Такала И. Р. Идейные истоки национального движения в Финляндии. — В кн.: Вопросы истории европейского Севера. Петрозаводск, 1980, с. 96—97.

      [3] Подробнее см.: Nikula O. Finländska borgare pâ 1700 —talet i kamp for sina och stândets privilégier. Helsingfors, 1978, s. 68—69, 114—115.

      [4] Подробнее см.: С edel berg A. R. Anjalan liiton historialiset lähtect. Helsin­ki, 1931; Juvelius E. W. Suomen kansan aikakirjat. VIosa. Helsinki, 1932, s. 379—475.

      [5] Подробнее см.: Остен-Сакен В. Государственно-правовое положение Ве­ликого княжества Финляндского в Российском государстве. СПб., 1910, с. 76.

      [6] Staatssecretariates Akter, 1808, N 9, s. 9—10 (§ If); Op дин К. Положение Финляндии, т. 2. СПб., 1889, с. 240.

      [7] Оpдин К. Указ. соч., с. 302.

      [8] Как справедливо подчеркивают финляндские ученые, Александр I под консти­туцией понимал лишь подтверждение политических и гражданских прав финляндцев, существовавших до присоединения к России (см., например: Jus si la О. Suomen perustuslait venäläisten ja suomalaisten tulkintojen mukaan 1808—1863. Helsinki.. 1969, s. 80).

      [9] Борениус Г. Акты для выяснения политического положения Великого кня­жества Финляндского. Гельсингфорс, 1890, с. 3.

      [10] Там же, с. 4, 6.

      [11] Blomstedt K., Grotenfelt K. Suomen valüollinen historia 1899—19231 Helsinki, 1924, s. 27—30.

      [12] Сборник постановлений Великого княжества Финляндского, 1892, № 30, с. 19, 11 —12.— В дальнейшем —СПВКФ.

      [13] Цит. по: Борениус Г. Указ. соч., с. 16.

      [14] Tirkkonen T. Suomen processioikeus pääpiirteittäin. Porvoo-Helsinki, 1975. s. 9.

      [15] СПВКФ, 1892, № 30, с. 20; Судоустройство и судопроизводство Фин­ляндии. Очерк действующих в Великом княжестве Финляндском местных законов;. СПб., 1901, с. 8; СПВКФ, 1892, № 30, с. 19 (§ 83), с. 20 §83, п. 8), е. 22.

      [16] Полный свод законов Российской империи, 2 собр., т. 1, № 431. — В даль­нейшем — ПСЗРИ.

      [17] СПВКФ, 1892, № 30, с. 22; Судоустройство и судопроизводство Фин­ляндии. .. с. 9.

      [18] Лундаль Б. Изображение порядка судопроизводства в Великом княжестве Финляндии. Гельсингфорс. 1852, с. 115—116; СПВКФ, 1892, № 30, с. 30 (« 3), с. 22—23 (§ 92).

      [19] СПВКФ, 1885, № 13, с. 1.

      [20] Судоустройство и судопроизводство Финляндии... с. 9—11; СПВКФ 1892, № 30, с. 3 (§ 8), 11—12 (§ 46), 12—14 (§§ 47—57), 13 (§ 51, ч. 2), 14—15 (§ 58), 16 §§( 52, 53, 60, 63, 64); Борениус Г. Указ. соч., с. 20.

      [21] СПВКФ, 1868, № 20, с. 3 (§5).

      [22] Общее Уложение и дополнительные к нему узаконения Финляндии. СПб., 1891, с. 827—828 (Отдел о судопроизводстве, гл. 1, № § 1—5 в редакции до 1868 г.), 849 (Отдел о судопроизводстве, гл. 8, § 1).

      [23] Там же, с. 850 (§ 2, п. п. 4, 5, 9), 851 (ст. 3, п. 17 в редакции до 1868 г.).

      [24] Там же, с. 850 (§ 2, п. п. 6, 7, 8), с. 849 (§ 1, п. 1) СПВКФ, 1868, № 20, с. 10—11 (гл. 23, ч. 1).

      [25] Там же, с. 849 (§ 1, п. п. 1—2).

      [26] СПВКФ, 1868, № 20, с. 1—2 (п. п. 1—2); ЦГИА, ф. 1361, оп. 1, д. 139, л. 2.

      [27] Общее Уложение... с. 846—847 (гл. 6 §§ 2, 3, 5 в редакции до 1868 г.).

      [28] СПВКФ, 1868, № 20, с. 1 (п. 1), с. 2 (§ 4).

      [29] Там же, с. 2 (§ 4); Общее Уложение... с. 827 (гл. 1, § 1, 2 в редакции до 1868 г.), с. 846 (гл. 6, § 1); СПВКФ, 1868, № 20, с. 2 (§ 4), 3 (§ 5), 10—11 (гл. 23, ч. 1), 16 (§ 64, 65); ЦГИА, ф. 1361, оп. 1, д. 139, л. 2.

      [30] Общее Уложение... с. 842 (гл. 3), 843 (§ 4).

      [31] СПВКФ, 1868, № 20, с. 1—2 (п. 2); Общее Уложение... с. 827 (гл. 1, § 1 в редакции до 1868 г.), 842 (гл. 3, § 1).

      [32] ЦГИА, ф. 1361, оп. 1, д. 139, л. 2; Общее Уложение... с. 845 (гл. 5, § 1), с. 928 (гл. 1, § 5 в редакции до 1868 г.), с. 827 (гл. 1, § 3 в редакции до 1868 г.).

      [33] ЦГИА, ф. 1361, оп. 1, д. 139, л. 2; Общее Уложение... с. 833—834 (гл. 2, § 3); СПВКФ, 1868, § 20, с. 2 (гл. 1, § 1).

      [34] Общее Уложение... с. 827 (гл. 1, § 1 в редакции до 1868 г.), 841 (§ 1—2); Сойкканен X. Предпосылки реформы местного самоуправления 60—70 гг. XIX в. и ее общественные последствия. — В кн.: Материалы VI советско-финляндского симпозиума историков. Россия и Финляндия в 1700—1917 гг. Л., 1980, с. 60.

      [35] Общее Уложение... с. 833 (гл. 2, § 2 в редакции до 1868 г.), 835 (гл. 2, § 5).

      [36] СПВКФ, 1883, № 39, с. 4—7.

      [37] Подробнее см.: Тirkkоnеn T. Op. cit., s. 9—10; СПВКФ, 1868, № 20, с. 1—21.

    Информация обновлена:28.11.2003


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru