Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Химичева, Н. И., Давыдова, Л. А.,канд. юрид.
наук.
Советское финансовое право. М., "Юридическая
литература", 1982. 423 с. :[Рецензия] /Н. И.
Химичева, Л. А. Давыдова.
//Правоведение. -1983. - № 3. - С. 107 - 110
  • Статья находится в издании «Правоведение.»
  • Статья находится в издании «Советское финансовое право :»

  • Материал(ы):
    • Советское финансовое право. М., "Юридическая литература", 1982. 423 с. : [Рецензия].
      Химичева, Н. И., Давыдова, Л. А.

      Советское финансовое право. М., «Юридическая литература», 1982. 423 с.

      Четыре года, прошедшие после издания предыдущего учебника, по советскому фи­нансовому праву, характеризуются актив­ной правотворческой деятельностью в обла­сти финансов на базе Конституции СССР, совершенствованием финансового механиз­ма в соответствии с социально-экономиче­скими задачами Советского общенародно­го государства периода развитого социа­лизма.

      Авторы нового учебника руководствуют­ся указаниями основоположников марксиз­ма-ленинизма, важнейшими решениями КПСС, прежде всего XXVI съезда, консти­туционными нормами, что придает содер­жанию политическую заостренность, обеспе­чивает понимание роли финансового права в осуществлении политики партии. Учтены новые нормативные акты, многие из кото­рых  направлены   на  реализацию  постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улуч­шении планирования и усилении воздейст­вия хозяйственного механизма на повыше­ние эффективности производства и качест­ва работы». Широко использованы новей­шие труды по финансовому праву. Кон­кретные указания на источники помогают студентам ориентироваться в научной ли­тературе.

      В основу учебника положена утвержден­ная Минвузом СССР программа Курса со­ветского финансового права; выделены Об­щая (посвященная общетеоретическим во­просам) и Особенная (о конкретных фи­нансово-правовых институтах)   части.

      Рассмотрению финансово-правовых воп­росов предшествует характеристика соответ­ствующих финансово-экономических катего­рий, что необходимо для усвоения предме­та финансового права. Ключевым являет­ся положение, согласно которому, как правильно подчеркивается авторами при определении понятия финансов, в процессе функционирования создаются и использу­ются не только централизованные, но и де­централизованные денежные фонды (с. 3 и далее при характеристике финансовой си­стемы).

      Финансовое право определяется как со­вокупность юридических норм, регулирую­щих общественные отношения, возникаю­щие в процессе плановой аккумуляции, рас­пределения и использования Советским государством денежных средств, необходи­мых для осуществления его задач и функ­ций в данный период развития (с. 35—36). При этом обосновывается необходимость централизации при решении важнейших во­просов государственного руководства фи­нансовой деятельностью, исходя из един­ства финансовой системы и финансовой политики  Советского  государства   (с.  45).

      Авторы учитывают, что не все правовые отношения, порождаемые функционирова­нием финансовой системы, регулируются финансовым правом. Отграничивая его от других отраслей, права, они справедливо подчеркивают (с. 38—39) самостоятель­ность финансового права как отрасли права, дают характеристику его системы, разделов  и институтов,  их  содержания.

      Особенная часть открывается рассмотре­нием бюджетного права, поскольку госбюд­жет занимает центральное место в совет­ской финансовой системе. Здесь традици­онно, в отличие от других разделов, выде­ляются вопросы бюджетного процесса. Опираясь на положения Конституции, ав­торы обращают внимание на новеллы за­конодательства, регулирующего бюджетные отношения, и на этой основе рассматрива­ют бюджетные права Союза ССР, союзных, автономных республик и местных Советов народных депутатов, анализируют новые явления в бюджетном планировании. Поня­тие государственного бюджета раскрыва­ется как в экономическом, так и в юридическом аспекте.

      Самый большой раздел учебника — «Пра­вовое   регулирование   государственных   доходов в СССР». В нем освещаются общие правовые вопросы, характеризуются обяза­тельные платежи государственных пред­приятий и организаций в бюджет, налоги с колхозов, кооперативных и иных обще­ственных организаций, с населения, госу­дарственный кредит как форма привлече­ния государством свободных денежных средств населения. В этом же разделе го­ворится о государственном имущественном и личном страховании, ибо данный инсти­тут также используется государством для аккумуляции   денежных   средств.

      При рассмотрении государственных дохо­дов выявляется их социально-политическая и экономическая сущность. В результате анализа соотношения между централизо­ванными и децентрализованными доходами государства в связи с мероприятиями по совершенствованию хозяйственного меха­низма сделан вывод о не снижающемся значении централизованных доходов, со­средотачиваемых в государственном бюд­жете. Практическое значение этого выво­да подтверждается ролью бюджетных ре­сурсов в решении Продовольственной про­граммы. Следует отметить тщательный юри­дический анализ рассматриваемых финан­сово-правовых институтов, аргументиро­ванность большинства выдвигаемых поло­жений. Удачно классифицируются доходы госбюджета (с. 166—171), разъясняются различия налоговых и неналоговых плате­жей   (с.   168—169).

      Убедительно объяснение необходимости сохранения налога с оборота и его важной роли в системе доходов государства во­преки предполагавшемуся уменьшению его значения. Приведенные фактические дан­ные подтверждают, что обязательные пла­тежи предприятий — основа доходной ча­сти бюджета.

      К формам государственного кредита авторы относят помимо государственных зай­мов привлечение вкладов населения в сбе­регательные кассы. Поскольку существует и иная точка зрения, эта позиция обосно­вывается   с   особой   тщательностью.

      При анализе налогов с населения дается характеристика политики Советского госу­дарства, направленной на облегчение на­логового обложения граждан, показаны формы ее реализации.

      В разделе «Правовое регулирование государственных расходов и бюджетного фи­нансирования» подчеркивается, что цель расходов социалистического государства — создание материально-технической базы коммунизма, неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни на­рода, укрепление обороноспособности стра­ны. Отмечаются особенности двух основ­ных режимов финансирования: сметно-бюджетного и финансирования хозрасчет­ных организаций, обращается внимание на усиление материальной ответственности предприятий за расходование средств на свои нужды при расширении их экономи­ческой самостоятельности в современных условиях   хозяйствования   (с. 288).

      Хорошее впечатление в целом оставляет последний, V раздел — о правовых осно­вах кредитования, расчетов и денежного обращения в СССР, а также основах ва­лютного законодательства. Объединение разнородного материала оправдывается существенными обобщающими факторами: это, в частности, тесная связь и взаимо­обусловленность отношений, возникающих в данных областях, осуществление соответствующих функций одним государственным органом — Государственным банком СССР, участие на одинаковых началах других банков. Широкий круг отношений в рас­сматриваемом случае регулируется граж­данским правом. Стремясь к изложению ма­териала в финансово-правовом аспекте, авторы свою концепцию строят на том, что в финансовых правоотношениях банки, бу­дучи хозрасчетными организациями, вы­ступают как государственные органы, на­деленные властными полномочиями.

      Вместе с тем учебник не свободен от недостатков.

      Прежде всего недостаточно использованы положения Конституции. Пожалуй, наибо­лее полно конституционные нормы пред­ставлены в разделе «Бюджетное право СССР», по и здесь обойдены некоторые из них, важные для раскрытия темы. Напри­мер, при рассмотрении бюджетных прав союзных и автономных республик не ука­зываются их права на участие в решении вопросов государственного бюджета СССР (а автономных республик и в решении во­просов государственных бюджетов союз­ных республик), вытекающие из ст. ст. 77 и 83 Конституции. При характеристике бюджетного процесса не упоминается о конституционной обязанности всех Советов учитывать наказы избирателей в ходе составления проекта бюджета и отчиты­ваться об их реализации   (ст.   102).

      Еще больших упреков заслуживают ав­торы других разделов. Так, явно обеднило характеристику системы государственных доходов и доходов государственного бюд­жета, особенно в социально-экономическом аспекте, отсутствие связи с конституцион­ными положениями, закрепляющими эконо­мическую систему СССР. При рассмотре­нии налогов с населения не приведена ст. 14 Конституции, где прямо закрепляет­ся использование государством регулирую­щей роли налогов. Нет ссылок (за одним исключением — с. 344) на Основной Закон и в разделе, посвященном правовому ре­гулированию государственных расходов. Аналогичное замечание относится и к гла­вам о банковском кредитовании и об ос­новах валютного законодательства.

      Лучшему пониманию сущности советско­го финансового права служит материал о финансовом праве капиталистических стран (§ 5 гл. II). Полезно освещение в плане сравнительного правоведения соответствую­щих финансово-правовых институтов зару­бежных социалистических стран, однако в учебнике это сделано лишь по вопросам бюджетного права (§ 5 гл. VI). Целесооб­разно   выделить   особую   (заключительную) главу в Общей части, состоящую из пара­графов, посвященных финансовому праву и финансовой деятельности зарубежных со­циалистических стран, развивающихся и ка­питалистических стран.

      В Общей части в сжатой форме содер­жатся основные, общие для всего курса вопросы финансового права. Но некоторые сокращения не оправданы. Так, при харак­теристике финансового права и финансо­вых правоотношений даже не упоминается о субъектах финансового права, тогда как этот вопрос требует специальной разработки. Следовало дать классификацию субъ­ектов финансового права, показать их осо­бенности, что послужило бы базой для из­ложения соответствующего материала в Особенной части, помогло бы избежать не­точностей (при перечислении субъектов бюджетных правоотношений на с. 103 не названы автономные области и автономные округа). Имеются определенные несоответ­ствия и в Общей части (с. 47). Нечетко описаны финансово-правовые санкции. Без показа роли финансовых служб предприя­тий и учреждений выглядит неполной ха­рактеристика организации финансовой деятельности  Советского  государства.

      Учесть высказанные замечания можно, не увеличивая объем учебника, за счет устра­нения повторов и второстепенных проблем, более краткого изложения отдельных во­просов (например, о компетенции Мини­стерства финансов и банков). Надо ли го­ворить об истории развития органов госу­дарственного страхования (с. 32—33), если в отношении других органов финансовой системы такой аспект отсутствует? Нет на­добности в разделе о государственных расходах освещать организацию капиталь­ного строительства (с. 303—305), что изучается административным правом, и т. п. Выделение параграфов о различных субъектах долгосрочного кредитования рас­ходится с программой курса и ведет к дуб­лированию, поскольку в организации долго­срочного кредитования всех субъектов мно­го общего.

      В целом в учебнике предлагаются доста­точно четкие определения финансово-пра­вовых категорий, ряд из них уточнен в сравнении с выработанными ранее. Тем не менее можно сделать и замечания. К при­меру, финансовая система определяется как совокупность финансовых институтов (с. 13), однако не подчеркивается их вза­имная связь, такая существенная особен­ность финансовой системы СССР, как ее единство. В развернутом определении поня­тия советского бюджетного права, его ма­териального и процессуального содержания (с. 102—103) не отражено закрепление бюджетных полномочий (или прав) .обще­ственно-территориальных образований, хо­тя существует целая система законодатель­ства о бюджетных правах. В понятии фи­нансирования следовало отмстить не толь­ко безвозвратность, но и безвозмездность, предоставления денежных средств (с. 285). Не всегда удовлетворительно размеще­ние   материала.   Так,  общая   характеристика налоговых правоотношений оторвана от рассмотрения конкретных налогов. Опыт преподавания показывает, что такой разрыв материала затрудняет изучение его студентами. Местные налоги и сборы и го­сударственную пошлину целесообразно рассмотреть в отдельной главе, поскольку их плательщиками выступают не только граждане, но и организации. В одном па­раграфе идет речь о правовом регулиро­вании государственных займов и денежно-вещевых лотереях, хотя последние, как правильно говорится в учебнике, имеют весьма отдаленное отношение к государст­венному кредиту. Видимо, им следовало посвятить самостоятельный параграф, под­черкнув сходство и различия с госкре­дитом.

      В книге допущены неточности. Вряд ли справедливо утверждение, что такие пла­тежи, как отчисления от прибыли, уста­новленные в 1930 г., взносы свободного остатка прибыли и отчисления от прибы­ли, предусмотренные для предприятий, переведенных на нормативный метод рас­пределения прибыли, сконструированы по принципу отчислений в бюджет свободной части прибыли (с. 203). В частности, по­следний из названных платежей в числе других, составляющих абсолютную (гаран­тированную) сумму поступлений в бюджет, является первоочередным, а не конечным итогом распределения прибыли. Возло­жение обязанности уплаты сельскохозяйст­венного налога на семейно-трудовое объе­динение объясняется авторами тем, что на общем приусадебном участке трудно опре­делить индивидуальное трудовое участие и доход каждого члена семьи (с. 241). Но объектом обложения в данном случае вы­ступает земельный участок, а не получае­мый с него доход. Денежные фонды отрас­ли безоговорочно отнесены к децентрализо­ванным (с. 282, 270); между тем мини­стерства централизуют часть денежных средств предприятий в свое распоряже­ние.

      Недостаток нового учебника, как и пре­дыдущих, — отсутствие раздела, посвящен­ного правовому регулированию финансов предприятий и отраслей народного хозяй­ства как единой категории, хотя необхо­димость этого давно назрела в силу объ­ективных условий развития советской фи­нансовой системы. Кроме того, такой подход позволит более целесообразно расположить материал по ряду во­просов.

      Критические замечания не устраняют по­ложительной оценки учебника, среди до­стоинств которого надо отметить также доступность изложения, что очень важно для учебного процесса.

      Н. И. Химичева, доктор юридических наук

      Л. А. Давыдова, кандидат юридических наук

    Информация обновлена:18.11.2003


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru