Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Сибирко, Л. Г.
Избирательное право и избирательная система
Новой Зеландии /Л. Г. Сибирко.
//Правоведение. -1983. - № 1. - C. 86 - 90
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Избирательное право и избирательная система Новой Зеландии.
      Сибирко, Л. Г.

      Л. Г. Сибирко, канд. юрид. наук, и. о. доц. Кубанского государственного университета.

      Избирательное право и избирательная система Новой Зеландии

      Действующие в Новой Зеландии избира­тельное право и избирательная система уходят своими корнями в 1852 г., когда английский парламент принял Конститу­ционный Акт, положивший начало самоуправлению Новой Зеландии. Страна «была наделена традиционной политической структурой британских колоний, учрежденной белыми иммигрантами».[1] Однако под влиянием местных условий эта модель приобрела своеобразие. Конституционный Акт 1852 г. предоставил право голосовать собственникам — владельцам домов в городе и сельской местности, арендаторам земель. Плюральный вотум [2] для них не был ни запрещен, ни ограничен. Первые в истории Новой Зеландии выборы были прове­яны в 1853 г., в соответствии с Инструкциями к выборам, изданными губернатором Дж. Грэем, и «отличались. .. ужасающими злоупотреблениями при регистрации избирателей и подсчете голосов».[3] От каждых ста избирателей в списки вносились двенадцать кандидатов. Лица, отвечавшие предъявляемым для предоставления права голосовать требованиям и зарегистриро­ванные в качестве избирателей, составляли менее 20% населения страны. В 1879 г. активное избирательное право было предо­ставлено мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим статусом британских поддан­ных и проживавшим в течение одного го­да и шести месяцев в данном избиратель­ном округе. В 1889 г. вводится принцип одного голоса, хотя фактически плюраль­ный вотум сохранялся, так как до 1902 г. разрешалось внесение фамилий избирате­лей-собственников в несколько списков.

      В 1969 г. специальным Комитетом пети­ций Палаты представителей был внесен и передан на предварительное обсуждение правительства билль о снижении избира­тельного возраста до 18 лет. Однако депу­таты соглашались снизить возраст изби­рателей только до 20 лет. Этот вопрос поднимался и в 1971 г. Но лишь принятый 21 сентября 1974 г. Избирательный закон предоставил активное и пассивное избирательное право новозеландцам, «являющим­ся британскими подданными по рождению либо по натурализации, с 18 лет».[4] Для получения активного избирательного права требуется, чтобы лицо проживало в Новой Зеландии не менее одного года и в опре­деленном избирательном округе не менее одного месяца непосредственно перед началом регистрации. Не могут быть зарегистрированы в качестве избирателей иностранцы, умалишенные, лица, содержащиеся в карательных и психиатрических учреждениях, а также признанные винов­ными во взяточничестве во время выборов в течение последних трех лет.

      Пассивное избирательное право предо­ставляется на тех же условиях. Кроме то­го, ст. 25 Избирательного закона 1975 г. устанавливала, что членом Палаты пред­ставителей не может стать лицо, «а) дис­квалифицированное за нарушение положе­ний закона о регистрации избирателей; б) являющееся несостоятельным должни­ком в смысле Акта о несостоятельности 1908 г. и не уплатившее по своим обязательствам; в) не состоящее в новозеланд­ском гражданстве; г) являющееся государ­ственным служащим или подрядчиком».[5] Согласно принятой в 1980 г. поправке к Избирательному закону, «кандидатами не могут быть: а) лица, дисквалифицирован­ные как избиратели, б) лица, не являю­щиеся гражданами Новой Зеландии».[6] Кандидат должен пользоваться поддержкой не менее двух избирателей и уплатить чиновнику-регистратору избирательный залог в размере 100 долларов, который вносится в виде наличных денег, почтового денежного перевода, телеграфного денежного перевода, векселя или банковского чека. Если число голосов, полученных кандида­том, меньше 1/4 числа голосов, поданных за победившего кандидата, избирательный залог может быть конфискован в пользу государства; во всех других случаях залог возвращается лицу, уплатившему его.

      С 1975 г., в соответствии с § 87 Акта об изменении Избирательного закона 1956 г., «в бюллетенях для голосования напротив фамилии каждого кандидата должно быть указание на его партийную принадлежность».[7] Это вызвано стремлени­ем буржуазии Новой Зеландии добиться распределения депутатских мест между представителями двух ведущих буржуаз­ных партий — национальной и лейборист­ской.

      В странах, испытавших на себе влияние английской политической системы, ограни­чивается расходование средств кандидата­ми во время избирательных кампаний. В Новой Зеландии общие расходы на из­бирательную кампанию одного лица не должны превышать 2000 долларов (в 1964 г.— 1500 долларов). Однако практи­ка показывает, что вопреки закрепленным в законе требованиям кандидаты нацио­нальной партии на парламентских выборах 1975, 1978 и 1981 гг. располагали больши­ми денежными вкладами, предоставленны­ми им международными монополиями (хо­тя сумма этих вкладов держится в секрете, печать отмечает,[8] что их размеры не имели до сих пор себе равных).

      Законодательство Новой Зеландии, как и других стран Содружества, установило территориальный принцип построения из­бирательных округов: один депутат в среднем от 35000 избирателей. В разбро­санных населенных пунктах предложено исходить из числа проживающих там избирателей.

      Определенное значение в эволюции ново­зеландских политических институтов имело предписанное Актом 1867 г. учреждение маорийского представительства и создание четырех маорийских избирательных окру­гов, от каждого из которых избирался одни представитель. Такое решение объяс­нялось специфическим характером владения маори землей (общинное землевладение), невозможностью их, за небольшим исклю­чением, регистрации в качестве избирате­лен и другими причинами.

      Система разделения избирателей на группы (курии), избирающие отдельно своих депутатов, реакционна, так как на­рушает принцип равенства избирательного права, предоставляя преимущества евро­пейским округам. Парламентский акт 1965 г. предусматривал, чтобы число евро­пейских округов устанавливалось Комис­сией по представительству после каждой пятилетней переписи населения. Показа­тельно, что количество европейских изби­рательных округов растет: в 1858 г. их бы­ло 41, в 1900 — 76, в 1969 г. — 80, в 1978 г. — 92, тогда как в § 8 Избиратель­ного закона 1976 г. указывается, что «маорийские избирательные округа, образован­ные прокламацией от 10 марта 1954 г., продолжают существовать без изменений».[9] Закон 1976 г. ввел новые названия округов. В соответствии с § 6 «каждый европей­ский избирательный округ, сформирован­ный до 31 декабря 1975 г., с 1 января 1976 г. должен считаться общим избирательным округом, и лицо, являющееся на 31 декаб­ря 1975 г. членом парламента от этого европейского избирательного округа, дол­жно рассматриваться с 1 января 1976 г. депутатом, избранным от данного общего избирательного округа».[10] Очевидно, одна­ко, что изменение названия не меняет со­держания института.

      Поскольку немногие маори могли отве­чать предъявляемым для получения изби­рательного права требованиям, основан­ным на праве собственности и аренды, специально изданный в 1868 г. Акт преду­сматривает предоставление маори избира­тельного права по достижении «зрелого возраста». В принятой в 1975 г. поправке к Избирательному закону 1956 г. новозе­ландский парламент дал следующее опре­деление маори: «Это лицо маорийской расы Новой Зеландии и включает в себя потомков такого лица».[11] Ныне в Новой Зеландии проживает 270 000 маори, или 8,6% населения страны, которые распола­гают лишь 4,6% мест в парламенте. Про­грессивная печать Новой Зеландии отмечает, что «если бы число мест в легислату­ре устанавливалось пропорционально ко­личеству населения, маори в Палате пред­ставителей должны бы иметь девять депу­татов».[12] Перепись населения 1975 г. пока­зала, что 34 000 маори, проживающих на Северном острове, вообще не внесены в избирательные списки.[13] На дополнитель­ных[14] парламентских выборах, состояв­шихся в июне 1980 г. по Северному маорийскому избирательному округу, «26% общего числа избирателей - маори не голосо­вали, поскольку не смогли зарегистрироваться в избирательных списках в отве­денное для этой цели время».[15] Дискрими­нацию маори, их несправедливое представительство в парламенте признают и бур­жуазные ученые. Однако они объясняют положение «дифференцированным ростом населения»,[16] а не сознательной политикой правящих буржуазных партий страны.

      В 1893 г., на 35 лет раньше, чем Англия, Новая Зеландия первой из британских ко­лоний предоставила право голоса женщи­нам. После принятия в 1919 г. парламен­том Акта о правах женщин им было пре­доставлено также пассивное избирательное право, а в 1933 г. первая женщина стала депутатом Палаты представителей.

      В настоящее время согласно избиратель­ному закону 1956 г. и поправкам к нему, регулирующим процедуру формирования Палаты представителей, для обоих остро­вов создается единая Комиссия по пред­ставительству в составе восьми членов. Закон обязал Комиссию при организации избирательной кампании «обращать особое внимание на существующие границы изби­рательных округов, общность интересов, удобства и состояние коммуникаций и то­пографические особенности». Это позволя­ет устанавливать произвольные границы избирательных округов, чтобы обеспечить преобладание избирателей, поддерживаю­щих правящие буржуазные партии.

      В Новой Зеландии все представительные органы формируются на основе мажори­тарной унииоминальпой избирательной си­стемы относительного большинства, при которой от каждого избирательного округа избирается один депутат. Согласно пра­вилам этой системы, называемой также системой «первого, оказавшегося избран­ным», для победы кандидату достаточно набрать больше голосов, чем каждый из его противников в отдельности, даже если это большинство составляет меньше поло­вины всех поданных избирателями голо­сов. С 1978 г. в Палату представителей из­бирается 92 депутата, соответственно страна делится на 92 округа (88 общих избирательных округов и 4 маорийских). При образовании округов определяется единая квота, т. е. число жителей, от ко­торого избирается один депутат. До 1945г. существовала сельская избирательная кво­та, введенная консерваторами для прида­ния дополнительного веса голосам сель­ских избирателей и укрепления своего по­ложения. Даже буржуазные юристы при­знавали, что сельская квота была «явным нарушением демократического принципа, которое любая уважающая себя демокра­тия не могла бы долго терпеть».[17]

      Избирательный закон 1956 г. и поправки к нему определяют, что численность насе­ления в избирательном округе может от­клоняться от установленной нормы не бо­лее чем на 5% и только в том случае, ког­да округ с точной квотой нельзя образо­вать из-за особенностей топографии или неудовлетворительного состояния коммуни­каций. Должны учитываться также мест­ные общественные интересы и сложившие­ся границы.[18]

      С 1924 г. в Новой Зеландии существует обязательная регистрация избирателей. Ли­цо, нарушающее это положение, в соответ­ствии с § 43 Избирательного закона 1976г. подвергается наказанию «штрафом в дис­циплинарном порядке: за первое наруше­ние — не более 20 долларов, за любое по­следующее — 50 долларов. В случае пере­мены местожительства и несообщения об этом должностному лицу по выборам ви­новное лицо наказывается штрафом в 2 доллара, за последующее подобное нару­шение— 4 доллара». Требование обяза­тельной регистрации не распространялось вначале на избирателей-маори: они голо­совали но заявлению. Первые избиратель­ные списки голосовавших по маорийским избирательным округам были подготовле­ны к выборам 1949 г. Списки избирателей составляются заново к каждым очередным парламентским выборам. В случае досроч­ного роспуска парламента и проведения внеочередных парламентских выборов воз­можно использование прежних списков. Разрешение дает генеральный директор по выборам, который назначается Палатой представителей и пользуется таким же правовым статусом, как и судья Верхов­ного суда.

      С 1869 г. голосование является личным и тайным, но допускается голосование по почте (для отсутствующих по уважитель­ным причинам), по поручению (для боль­шинства престарелых избирателей), заоч­ное и другие (всего восемь) виды голосования.

      Принятая в 1976 г. поправка к сущест­вующему законодательству о выборах предусматривает возможность «открытого голосования в случаях, если избиратель полностью или частично слеп или не спо­собен читать или писать в силу физическо­го нездоровья, или слабо владеет англий­ским языком, его может сопровождать в кабину для голосования лицо по его выбо­ру или заместитель должностного лица, осуществляющего контроль над проведени­ем выборов».[19] Военнослужащие, находя­щиеся на службе за границей, вправе го­лосовать в тех избирательных округах, где они проживали до того, как покинули пре­делы Новой Зеландии. Избиратель может голосовать в любом избирательном участ­ке своего округа. Результаты голосования по каждому участку публикуются отдель­но, что помогает определить «географиче­ски» популярность кандидатов.

      Голосование, в отличие от регистрации, не является обязательным. Однако про­цент абсентеизма в Новой Зеландии, по сравнению с другими капиталистическими странами? невысок. Изучение новозеланд­ского электората показывает, что в после­военный период увеличилась активность избирателей во время всеобщих выборов: до 1970-х годов неявка на выборы состав­ляла не более 10%, в выборах 1975 г. приняли участие 82,5% избирателей, а в 1981 г. проголосовало рекордное число но­возеландцев— около 90%.[20] С другой сто­роны, принятый порядок определения ре­зультатов голосования приводит к тому, что успех сопутствует только крупным партиям, часто даже не получившим боль­шинства голосов избирателей. Реакцион­ная мажоритарная избирательная система не создаст действительно представительного парламента, так как число мест, по­лученных партией, нередко имеет малое отношение к числу собранных ею голосов. Большое количество голосов в каж­дом округе пропадает, и у народа исчеза­ет желание идти к избирательным урнам в тех округах, где какая-либо партия до­минирует подавляющим большинством».[21]

      Двухпартийная монополия позволяет формировать легислатуру прежде всего из представителей лейбористской и нацио­нальной партий. Под влиянием растущего недовольства прогрессивной общественно­сти страны существующей избирательной системой в Палату представителей вносились предложения усовершенствовать ее добавлением метода преференций, приме­няемого, например, в Австралии. Этот ме­тод предполагает, что избиратели, голосуя за кандидатов в парламент, укажут свои предпочтения, т. с. назовут тех, кого они хотели бы видеть избранными в первую, вторую и т. д. очередь. Кандидат, полу­чивший наибольшее количество первых преференций, считается избранным, а по­лучивший наименьшее число отстраняется от участия в выборах и полученные им го­лоса распределяются в соответствии с вы­сказанными вторыми преференциями. Так продолжается до тех пор, пока один кан­дидат не получит абсолютного большинст­ва голосов в форме первых, вторых и про­чих преференций. Однако новозеландские парламентарии ограничились дебатами по этому вопросу, и обеспечивающая интере­сы правящих кругов мажоритарная систе­ма не претерпела никаких изменений.

      Порядок разрешения споров, связанных с проведением выборов, определен Избира­тельным законом 1976 г. В ст. 158 указы­вается, что «петиции по поводу выборов подаются в Верховный суд. Истец обязан в течение трех дней внести чиновнику-ре­гистратору суда залог в размере 1000 дол­ларов на покрытие…судебных расходов. Дело рассматривается в Верховном суде в присутствии трех судей, назначенных Главным судьей».[22] Суд определяет, было ли допущено нарушение при избрании де­путата, в отношении которого подана жа­лоба, и сообщает об этом спикеру. Полу­чив информацию спикера, Палата дает не­обходимые распоряжения, либо подтверж­дая правильность избрания депутата, либо о проведении новых выборов. Система раз­решения споров заимствована Новой Зе­ландией из британского опыта, где апелляция на решение суда первой инстанции может быть подана в вышестоящий суд и даже в Тайный Совет. Иными словами, рассмотрение споров, связанных с прове­дением выборов, изъято из области юрис­дикции парламента и поручено судебным органам, состоящим из членов апелляцион­ных судов и государственных советников, хотя теоретически допускается их рассмот­рение «органом с политической юрисдик­цией», задача которого — исследовать во­прос с акцентом на политический характер спора, что может привести к сужению и без того ограниченных возможностей для прогрессивных сил добиться успеха на вы­борах.

      В ходе избирательных кампаний отчет­ливо проявляется стремление буржуазных политических партий под видом свободно­го волеизъявления народа заполнить де­путатские вакансии надежными для правя­щей буржуазии представителями. Партии предлагают свои избирательные програм­мы, решающая роль в выработке которых принадлежит партийному руководству: определяются задачи в избирательной борь­бе, тактика кандидатов и методы идеоло­гического воздействия на избирателей для привлечения их на свою сторону. Измене­ния в поведении и настроениях избира­тельного корпуса заставляют партии ме­нять привычную тактику, делать более привлекательными свои предвыборные ло­зунги. Так, лейбористская партия в пред­выборной программе 1981 г. в случае сво­его избрания обещала «обеспечить полную занятость,…достаточный прожиточный минимум, проводить .независимую внеш­нюю политику».[23] Однако, хотя лейборист­ской партии и удалось увеличить свое представительство в парламенте, она все же не смогла получить требуемое для сформирования правительства большинство мест в Палате.

      Новозеландский избирательный корпус неоднороден в политическом отношении. Профессиональные служащие, бизнесмены, новозеландская монополистическая бур­жуазия, тесно связанная с иностранным промышленно-финансовым капиталом, фер­меры обычно голосуют за консервативную национальную партию. Национальная бур­жуазия, составляющая 7,1% экономически активного населения, «голубые воротнич­ки», т. е. квалифицированные и неквали­фицированные рабочие, отдают свои голо­са лейбористской партии. Между ними на­ходится так называемая «буферная зона», состоящая из «белых воротничков», т. е. низших категорий инженерно-технических работников и служащих государственных и частных учреждений, различных катего­рий лиц простого и исполнительского ум­ственного труда, находящихся в лучшем экономическом положении, чем рабочие, и стремящихся к достижению статуса, кото­рым обладают стоящие над ними социаль­ные слои. Исследования показывают, что рабочий класс Новой Зеландии «более твердо настроен пролейбористски, чем в Великобритании, и промежуточная группа избирателей во время выборов разделяет­ся поровну»[24] между двумя ведущими буржуазными партиями.

      Большинство рабочих, поддерживающих лейбористскую партию, в силу низкого по­литического сознания полагают, что невы­полнение предвыборных обещаний являет­ся результатом ошибок, а не сознательной политики, и верят, что «она сформирована трудящимися для борьбы против социаль­ной несправедливости, за удовлетворение…нужд народа».[25] Прогрессивная новозе­ландская печать отмечает, что из почти 80% экономически активного населенна, состоящего из лиц наемного труда, рабо­чих и служащих, лишь менее половины объединены в профсоюзы.[26] Поэтому мар­ксистская Партия социалистического един­ства Новой Зеландии (ПСЕНЗ) в про­граммном документе «За социализм в Но­вой Зеландии», одобренном II националь­ной конференцией в 1970 г., поставила за­дачу упрочения своих позиций в рабочем классе, в широких массах трудящихся, укрепления профсоюзов, вовлечения их в борьбу за более широкие цели.

      Исключая возможность перехода к со­циализму путем «врастания» капитализма в новый строй «с помощью бюллетеней», новозеландские коммунисты вместе с тем подчеркивают, что избирательная борьба за парламентские учреждения, которые при капитализме соединяют «демократию (не для народа) с бюрократизмом (против народа)…»,[27] способна пре­вратиться в одно из действенных средств борьбы за политическое влияние, за право участия в разработке и принятии решений государственной важности. В уставе ПСЕНЗ записано, что она «намерена про­тивостоять всякой диктатуре меньшинства и борется за широкую демократию во все времена. Она охраняет интересы народа и вместе с тем борется за национальную не­зависимость, за дружбу между народами, против угрозы войны, за социализм».[28] Партия считает, что движение вперед бу­дет робким и неуверенным без сочетания борьбы рабочего класса, элементом кото­рой является использование процедуры выборов, с массовой борьбой, с завоеванием на свою сторону союзников, объединением с ними в едином фронте.


      [1] Нагvеу J., Вather L. The British Constitution. Glasgow, 1972, p. 108—111.

      [2] Плюральный вотум — право избирателя подавать несколько голосов на выборах в парламент в зависимости от собственности, которой он обладает, образования и других оснований.

      [3] Wool F., Beaglehole J. The Feel of Truth. Wellington, 1969, p. 141.

      [4] The New  Zealand  Law Journal,  1975, No. 9, pp. 195—196.

      [5] Electoral Reprinted Act. Wellington, 1976, p. 3—4.

      [6] New Zealand Laws and Statutes. Vol.7. Wellington, 1981, p. 21.

      [7] Ibid., p. 53.

      [8] Международная жизнь, 1976, с. 127.

      [9] New Zealand Laws and Statutes. Vol.7, p. 285.

      [10] Ibid., p. 284.

      [11] New Zealand Parliamentary Debates, 1975, No. 23, p. 30—31.

      [12] New Zealand Tribune, June1, 1981, p. 4.

      [13] New Zealand Parliamentary Debates, 1975, No. 9, p. 1190.

      [14] Дополнительными называются выборы, проводимые для замещения одного или нескольких оказавшихся вакантными  мест.

      [15] New Zealand Tribune,  June 30, 1980, p. 2.

      [16] Scott K. J. The New Zealand Con­stitution. Oxford, 1962, p. 34.

      [17] Rоbsоn J. К. The British Common­wealth. Vol. 4. New Zealand. London, 1954, p. 39.

      [18] Мишин А. А. Государственный строй Новой Зеландии. М., 1960, с. 32.

      [19] New Zealand Laws and Statutes. Vol. 7, p. 62.

      [20] New Zealand Tribune, December 14, 1981, p. 1.

      [21] Lipsоn  L. The Politics of Equality. Chicago, 1948, p. 185.

      [22] Electoral  Reprinted  Act.  Welling­ton, 1976, p. 6.

      [23] New Zealand Tribune, October 5, 1981, p. 1.

      [24] Robinson Alan D. Class voting in New Zealand. (Party systems and voter New — York — London. 1967, p. 96.

      [25] Bradу A. Democracy in the Domi­nions. Toronto University Press, 1952, p. 312.

      [26] New Zealand Tribune, 1972, No. 74, p. 2.

      [27] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 109.

      [28] New Zealand Tribune, April 7, 1980, p. 2.

    Информация обновлена:11.11.2003


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru