Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Кочев, В. А.
Общие собрания, сельские сходы граждан и
Советы.
//Правоведение. -1990. - № 4. - С. 78 - 83
  • Статья находится в издании «Известия высших учебных заведений:»

  • Материал(ы):
    • Общие собрания, сельские сходы граждан и Советы.
      Кочев, В. А.

      Общие собрания, сельские сходы граждан и Советы

      В. А. КОЧЕВ*

       

      Демократизация всех сфер жизнедеятельности советского общества предпола­гает эффективное использование представительной и непосредственной форм народо­правства. В повседневной жизни формы эти теснейшим образом связаны, постоянно взаимодействуют и нередко переплетаются. Характер взаимодействия Советов народ­ных депутатов с общими собраниями, сельскими сходами граждан определяется ве­дущей ролью представительных органов в системе осуществления полновластия на­рода. Однако взаимосвязь Совет — сход не есть просто отношение типа «власть — под­чинение», природа его иная. Общие собрания, сельские сходы, выступая непосредст­венной формой привлечения масс к управлению делами государства и общества, с од­ной стороны, — относительно самостоятельные институты социалистической демокра­тии, а с другой — форма организационно-массовой работы Советов. Такая двойст­венная правовая природа ставит их в равное положение с Советами и в то же вре­мя порождает отношения организации и руководства их деятельностью Советами. Каждый из этих аспектов находит прямое или косвенное законодательное отра­жение.

      В Конституции РСФСР 1918г. в качестве одной из главных проводилась идея об инициативе и самостоятельности народных масс в государственном управлении, их прямом участии в обсуждении и окончательном решении государственных вопро­сов. Важное место при этом отводилось общим собраниям граждан. «В целях обес­печения за трудящимися действительной свободы собрания Российская Социалисти­ческая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением» (ст. 15).

      Основной Закон 1918г. различал два вида народных собраний. Первый — со­брания избирателей территориальных и производственных коллективов в городах и сельских поселениях, объединенных Советами. Как самостоятельная форма народо­властия они играли определяющую роль при формировании состава низового звена представительных органов государственной власти. Избирая депутатов Советов тру­дящихся, эти собрания непосредственно принимали государственно-властные решения, носящие императивный характер. Правда, ст. 66 Конституции РСФСР 1918г. не уста­навливала обязательности их созыва, определяя лишь, что «выборы проводятся со­гласно установившимся обычаям». Но, как правило, созывались именно такие изби­рательные собрания. Это следует, в частности, из ст. 68, прямо говорившей о «пред­седателе избирательного собрания». Первое Положение о сельских Советах Россий­ской Федерации 1920г. в примечании к § 4 предусматривало возможность проведе­ния выборов депутатов в Совет, объединяющий даже несколько небольших населен­ных пунктов «путем участия граждан этих селений на общем избирательном собра­нии всех селений, обслуживаемых данным Советом».1 Названная норма была воспро­изведена в Положении о сельских Советах 1922г. Оно, как и Положение 1920г., уста­навливало, что лишь «в случае затрудненности сношений, вследствие неблагоприятных естественных условий местности, выборы производятся на отдельном собрании изби­рателей в каждом селении». Кроме того, Положение 1922г. закрепило институт предвыборных собраний.2 Выборы в Советы губернских и уездных юродов, а равно горо­дов заштатных и поселков городского типа в соответствии с постановлением ВЦИК от 26 января 1922г. также производились на собраниях избирателей.3

      Итак, к моменту вхождения РСФСР в Союз ССР в конституционном и текущем законодательстве РСФСР были закреплены нормы об общих собраниях жителей сель­ских поселений, выступавших формой непосредственного осуществления массами го­сударственной власти, и прежде всего при выборах в Советы. По тому же пути по­шло и законодательство СССР. Этому, в частности, посвящены некоторые нормы по­становления Президиума ЦИК СССР от 16 января 1925г. «О перевыборах в Советы», которое стало первым общесоюзным актом, касавшимся работы общих собраний.4

      Помимо выборов, трудящиеся через общие собрания могли решать и другие во­просы. Так, ст. 78 Конституции РСФСР предоставляла избирателям право досрочного отзыва депутатов. И хотя первоначально порядок отзыва не был определен в зако­нодательстве, на практике он осуществлялся именно на собраниях избирателей.6 Импе­ративными являлись такие решения общих собраний избирателей, в которых форму­лировались наказы депутатам. Впервые данное правило прямо закреплено в Положе­нии о сельских Советах РСФСР 1924г., п. «д» ст. 4 которого обязывал Советы вы­полнять все законные постановления общих собраний.6

      Положение 1924г. имеет особое значение. Это нормативный акт, впервые рас­сматривавший общие собрания как форму не только непосредственного осуществле­ния трудящимися государственной власти, но и одновременно организационно-мас­совой работы сельских Советов. Ст. 3, н. «а», «б», «е» и «ж» ст. 4 устанавливали: для обеспечения крестьянам и крестьянкам возможности принимать участие в управлении своими делами сельский Совет должен принимать меры к вовлечению всего трудя­щегося населения в дело строительства местной жизни и в этих целях созывать общие собрания граждан (сходки); разъяснять массам законы и распоряжения централь­ных и местных органов власти; в необходимых случаях представлять в высшие ин­станции все постановления общих собраний граждан, их пожелания и ходатайства; от­читываться перед гражданами в своей деятельности и в исполнении возложенных нa сельский Совет поручений. Обращение законодателя к этой второй стороне деятель­ности общих собраний не случайно. Оно представляло собой попытку юридическими средствами направить практику сельской жизни в русло конституционных установле­ний, оживить работу Советов, обеспечить их положение как действительно полно­властных органов государственной власти.

      Конституция РСФСР 1918г., нормы всех Положений о сельских Советах РСФСР, принятых до утверждения Конституции РСФСР 1925г., говорили не только о рас­сматриваемом виде общих собраний избирателей, которые были историческими пред­шественниками ныне действующих общих собраний, сельских сходов граждан. Консти­туция РСФСР прямо закрепляла принципиальные основы деятельности и второго вида собраний избирателей — общих собраний избирателей тех сельских поселений, где они в случае, предусмотренном примечанием к ст. 57, непосредственно решали все вопросы управления. В соответствии со ст. 60 они являлись высшей властью в пределах дан­ной территории, где, следовательно, представительные органы — Советы уже не обра­зовывались.

      В соответствии с Конституцией РСФСР 1918г. Советы депутатов выступали фор­мой организации государственной власти на местах (ст. 57, 60). Одновременно — как исключение — допускалась замена Совета общим собранием избирателей селения, кото­рое по своей компетенции (ст. 61) приравнивалось к представительному органу власти низового звена административно-территориального деления. Иначе говоря, как посто­янно действующие органы власти они функционировали в сечениях, не входивших в территорию, объединяемую сельскими Советами. Требовалось также, чтобы населенный пункт относился к категории сельского, ибо речь шла об общих собраниях изби­рателей деревень, сел, аулов, кишлаков, хуторов и т. д. К их числу постановление VII Всероссийского съезда Советов от 9 декабря 1919г. «О советском строительстве» относило и некоторые фабрики, заводы, рассматриваемые как местные территориаль­ные единицы.7 О праве трудящихся «советских хозяйств и фабрик, лежавших вне села», на создание в них государственных органов власти говорится также в § 5 Де­крета ВЦИК от 15 февраля 1920г. «О сельских Советах (положение)».8 Таким обра­зом, в соответствии с принятыми в первые годы Советской власти правовыми актами общие собрания могли функционировать в качестве органов власти в селах, деревнях, аулах, кишлаках, хуторах и также на заводах, фабриках н других советских хозяйствах, лежавших вне населенных пунктов и представлявших собой самостоятель­ные селения, не относящиеся к категории поселков городского типа.

      Совершенно очевидно, что в таких условиях проблема двоевластия «Совет — сход» возникнуть не могла. Однако исторически сложилось так, что в РСФСР по­добные собрания так и не возникли, прежде всего потому, что идея Советов глу­боко владела массами, был взят курс на их повсеместную организацию

      Представляют интерес суждения, высказанные в комиссии по разработке Кон­ституции РСФСР 1925г. по поводу общих собраний избирателей как органов госу­дарственной власти. Так, включение соответствующих норм в проект Конституции объяснялось прежде всего стремлением обеспечить принцип непосредственного участия трудящихся в управлении государственными делами, тем, что, «возможно, будут места, которые оговорят право не входить в состав сельсоветов, а решать вопросы общего управления» непосредственно на собраниях избирателей.9 Но поскольку га практике подобных собраний не существовало,10 данные положения из проекта исклю­чили. По мнению членов комиссии, это в принципе не исключало возможности функ­ционирования в отдельных местностях собраний избирателей как непосредственных органов власти:«.. .форма Советов может быть или в виде представителей от населения, или в виде участия всего населения. Путем толкования мы можем это выяс­нить».11 В данном случае имелись в виду подлинно демократические собрания, объ­единяющие только трудящихся и выражающие действительную волю трудового насе­ления Таким образом, хотя в Конституции РСФСР 1925г. и не содержалось спе­циальных норм об общих собраниях избирателей как органах власти, но возмож­ность существования их на практике не отрицалась. Все последующие акты, однако, более не упоминают об этой форме, свидетельствуя тем самым, что она не полу­чила распространения на практике. Итак, с первых лет Советской власти развитие общих собраний, сходов граждан пошло исключительно по пути совершенствования их деятельности как формы организационно-массовой работы представительных орга­нов власти и как формы непосредственного осуществления государственной власти трудящихся лишь тех территориальных, а также производственных коллективов и об­щественных организаций, которые существуют на подведомственных Советам низового звена территориях.

      Конституция РСФСР 1925г. (ст. 70 и 75), как и Конституция 1918г. (ст. 66 и 78), лишь косвенным образом указывают на этот аспект деятельности общих собра­ний избирателей, проживающих на территориях, объединенных сельскими Советами. Вместе с тем возможность осуществления трудящимися государственной власти не­посредственно через общие собрания получила дальнейшее развитие. Связанные с этим вопросы регулировались актами о перевыборах Советов и в постановлении Президиума ВЦИК «Об отзыве депутатов».12

      Деятельность же собраний как формы организационно-массовой работы предста­вительных органов государственной власти до 1927г. регулировалась Положением о сельских Советах 1924г. Оно органически вписывалось в систему мероприятий по проведению политики оживления Советов, провозглашенной октябрьским (1924 г) Пленумом ЦК РКП (б), определяло конкретные пути осуществления управления «не через аппарат, а через самую массу крестьянства».13

      С переходом от решения задач восстановления и подъема индивидуальных кре­стьянских хозяйств к реализации мероприятий по «руководству колхозным движением» в жизни сельских Советов наступил новый этап. Началась «борьба с кулачеством за полную его ликвидацию на базе сплошной коллективизации», борьба, к началу которой сельские Советы подошли значительно организационно окрепшими. Но здесь им противостояло экономически самостоятельное земельное общество и его орган — сход, в большинстве случаев так и не разделенный со сходом сельского общества. «До сих пор у нас нередко бывало так, — отмечалось на XV съезде ВКП(б), — что когда мы оживляли Советы, кулак налегал на земельные общества и там старался око­паться».14 Поэтому вопрос об установлении взаимоотношений Советов со сходами в тех условиях приобретал особую политическую остроту.

      С этих позиций следует прежде всего оценивать Положение об общих собра­ниях (сходках) граждан в сельских поселениях, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 14 марта 1927г.15 Определив круг участников и полномочия общих собраний граж­дан (ст. 1, 2, 8), Положение четко отделило их от схода сельского общества, схода земельного общества и их объединенной разновидности — схода мирского. Так юридическими средствами пресекались пути возможного влияния «кулачества» на деятельность общих собраний, сходов граждан, а через них  — на деятельность Советов,

      В условиях господства административно-бюрократической системы государственного управления роль общих собраний существенным образом снижается. И только во времена послесталинской «оттепели» внимание законодателя вновь обращается к этому испытанному средству социалистического самоуправления народа. Свиде­тельство тому — республиканские законы о сельских и поселковых Советах депута­тов трудящихся, принятые на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1963 г.

      Закон от 19 июля 1968 г. «О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся РСФСР» содержал ряд норм об общих собраниях, сходах граждан, которые воспро­изведены в принятом в новой редакции Законе от 3 августа 1979г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР». Главное внимание в них обращается на регулирование деятельности собраний как вида организационно-массовой работы Советов. Однако примечательно, что из наименования разд. 5 гл. III Закона — «Уча­стие населения в работе поселкового, сельского Совета народных депутатов. Общие собрания граждан, сельские сходы» — вытекает: такие собрания нельзя рассматривать только как форму организационно-массовой работы данного звена представительных органов государственной власти.

      В законе не закреплен конкретный круг вопросов, по которым общие собрания, сходы правомочны принимать государственно-властные, императивные решения. Не указано в нем и то, что сходы функционируют в соответствии со специальным Поло­жением о них. Требуется прямое законодательное закрепление двойственной правовой природы общих собраний, что будет способствовать всестороннему и полному раскры­тию роли и значения данной формы непосредственной демократии, более четкой ре­гламентации деятельности общих собраний, сходов граждан.

      25 августа 1985г. принято новое Положение РСФСР об общих собраниях, схо­дах граждан по месту жительства,16 в котором конкретизированы нормы Закона о по­селковом, сельском Совете, систематизированы правомочия собраний, сходов по различ­ным вопросам деятельности и в целом более четко определено! их правовая природа и статус. Законодатель в определенной мере заимствовал опыт разработки и практики применения специальных Положений об общих собраниях, сходах граждан, принятых рядом союзных республик в конце 70-х — начале 80-х годов.

      В соответствии с действующим законодательством взаимоотношения «Совет — сход» характеризуются следующими основными положениями.

      1. Вся работа территориальных собраний строится в строгом соответствии с пра­вовыми актами, издаваемыми Советами. Решения сельских сходов, какой бы вопрос на них ни ставился, не должны противоречить законодательству, принимаются на основе и в соответствии с ним. Конкретные предписания органов государственной власти и управления, адресованные непосредственно коллективам граждан, обяза­тельны для исполнения соответствующими собраниями, сходами.

      Общеобязательность воли Советов народных депутатов для территориальных со­браний закреплена в конкретных правовых предписаниях. К их числу относится, на­пример, право Советов отменять противоречащие законодательству решения собраний. Так, в соответствии со ст. 19 Положения РСФСР 1985г. незаконные решения собра­ний, сходов подлежат отмене исполнительным комитетом соответствующего городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета. Вместе с тем воля избирателей, воплощенная в актах собраний, не может быть аннулирована органом, выражающим интересы данного коллектива. Это правомочие принадлежит Совету, который представ­ляет интересы социальных коллективов более крупных, чем те, которые объединяет собрание, сход. В качестве таковых всегда выступают районные, городские Советы, поскольку собрание сход граждан может проводиться и hi территории сельского Совета в целом.

      Так, например, в Законах РСФСР о местных органах государственной власти ре­шается вопрос в отношении решений, принимаемых общими собраниями колхозников и членов потребительских обществ. П 5 ст. 25 Закона РСФСР о поселковом, сель­ском Совете народных депутатов устанавливает, что последний приостанавливает про­тиворечащие законодательству решения собрания колхозников и членов потребитель­ских обществ. Отменяет же указанные акты районный Совет (п. 3 ст. 28 Закона РСФСР о районном Совете народных депутатов)

      Как видно, установленный Положением РСФСР 1985г. порядок отмены решений собраний, сходов граждан недемократичен в отношении актов собраний, сходов граж­дан поселка сельсовета. В то же время акты собраний отдельных населенных пунктов в нем, улиц и кварталов, в которых аккумулируется воля лишь части избирателей поселка сельсовета, могут быть отменены поселковым, сельским Советом. И такое раз­личие должно быть отражено в законодательстве. Собрания, сходы граждан дей­ствуют на территории, объединяемой низовыми органами государственной власти. При этом и сельские Советы, и сходы как властные органы обладают определенной совокупностью предметов ведения и конкретных полномочий.

      2.         Характер отношений в пределах исключительной компетенции собраний сель­ских сходов определяется их природой в качестве самостоятельного института со­циалистической демократии. Как таковые сходы обладают полномочиями государст­венно-властного решения определенной группы вопросов, которые прямо оговарива­ются действующим законодательством. К ним относится выдвижение кандидатов в де­путаты, народных заседателей, членов товарищеских судов, общественных сельских, уличных и квартальных комитетов, отзыв депутатов, народных судей и народных за­седателей, членов товарищеских судов, общественных сельских уличных и кварталь­ных комитетов, самообложение сельского населения.

      Акты собраний, сходов по этим вопросам носят юридически обязательный ха­рактер и подлежат безусловному выполнению всеми государственными органами, дол­жностными лицами и гражданами. При их решении собрания, сходы руководствуются законами и другими актами. Советы осуществляют государственный контроль за за­конностью принимаемых гражданами решений. По указанным вопросам Советы не мо­гут выносить императивные решения. Однако приоритет их воли этим не наруша­ется. Право граждан принимать на своих собраниях обязательные для государствен­ных органов акты закрепляется в законах, принимаемых Советами. Следовательно, воля трудящихся, воплощенная в таких решениях собраний, не противоречит, а, на­против, совпадает с общенародной волей, объективированной в законах.

      Роль сходов в местном самоуправлении должна существенно повышаться. Этому способствовало бы расширение их исключительной компетенции. В законодательстве о выборах следует упростить порядок формирования самого массового звена Сове­тов народных депутатов — сельских Советов и вернуться к практике избрания "депу­татов сельских Советов непосредственно на сходах граждан, закрепить право сходов давать обязательные к исполнению сельскими Советами наказы избирателей.

      Сельские сходы, выступая в качестве органов непосредственного волеизъяв­ления трудящихся, могут выражать свое отношение к вопросам, входящим в исклю­чительную компетенцию Советов. Осуществляя предварительное рассмотрение таких вопросов, они принимают решения рекомендательного или консультативного харак­тера. Например, утверждение и освобождение от должности руководителей школ, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры, пред­приятий коммунально-бытового обслуживания — исключительная компетенция поселковых, сельских Советов (п. 12 ст. 33 Закона РСФСР о поселковом, сельском Совете народных депутатов). Но при заслушивании на сходах отчетов о деятельности ука­занных должностных лиц гражданами могут быть высказаны рекомендации Совету об их утверждении или освобождении от должности.

      Наряду с этим есть сферы деятельности, где окончательные решения прини­мают как сельские сходы, так и Советы. Круг вопросов их совместного ведения определен в ч. 2 ст. 82 и ст. 17, 18, 20 Закона РСФСР о поселковом, сельском Со­вете. Сходы граждан поселка, села обсуждают вопросы благоустройства, коммуналь­но-бытового, культурного и иного обслуживания населения, развития физической куль­туры и спорта, охраны природы и другие.

      В указанной сфере собрания (сходы) нередко руководствуются предписаниями Советов, их исполнительных комитетов по конкретным вопросам. В этих случаях они намечают пути и наиболее эффективные с точки зрения условий и особенностей дан­ной местности способы осуществления воли народа, выраженной в государственных актах. Однако деятельность сходов этим не ограничивается. По многим вопросам органы власти и управления не принимают специальные акты, и сельские сходы вы­ступают инициаторами их постановки.

      Вместе с тем собрания, сельские сходы граждан могут не только обсуждать, но и решать такие вопросы. При этом законные и целесообразные акты сходов обя­зательны не только для граждан, но и государственных органов, которые оказы­вают содействие в проведении их в жизнь. Так, целесообразные решения по озелене­нию населенного пункта, строительству тротуаров, ремонту дорог и т. д. подлежат без­условному выполнению гражданами. Органы государства принимают меры, связан­ные с выполнением этих решений, и руководствуются ими, если их деятельность за­трагивает отношения, урегулированные соответствующими актами схода.

      С этой точки зрения нельзя признать удачной редакцию ч. 2 ст. 82 Закона РСФСР о поселковом, сельском Советах и п. 4 ст. 9 Положения РСФСР 1985 г. об общих собраниях, сельских сходах граждан по месту жительства, закрепляющими пра­вило, согласно которому собрания, сходы лишь «обсуждают» данные вопросы. Следо­вало указать на то, что они не только обсуждают, но и решают их, как это сделано в ст. 10 Положения, предусматривающей решение на общих собраниях, сходах граждан вопросов самообложения.

      Следовательно, собрания граждан, сельские сходы на основе и в пределах, уста­новленных законодательством, принимают государственно-властные решения по широ­кому кругу вопросов. В рамках исключительной для Советов компетенции акты со­браний (сходов) носят рекомендательный или же консультативный характер.

      5.         В соответствии с законодательством Советы народных депутатов призваны способствовать развитию форм непосредственной демократии, обеспечивать широкое участие масс в решении вопросов местного и общегосударственного значения. Этим определяется другой аспект взаимоотношений рассматриваемых органов, выражаю­щийся в организации и руководстве деятельностью собраний (сходов).

      Формы взаимодействия Советов и сходов в данном плане различны, они опре­деляются уровнем Совета. Верховные Советы осуществляют общегосударственное ре­гулирование организации и деятельности собрании, сходов граждан. В издаваемых ими законах и других правовых актах фиксируются: роль и место собраний в си­стеме социалистической демократии; компетенция и организационные формы дея­тельности собраний, сходов; порядок их работы; характер взаимоотношений с госу­дарственными органами и самодеятельными организациями.

      Наиболее тесно с коллективами граждан связаны местные Советы. В соответствии со ст. 92 Закона РСФСР о краевом, областном Совете органы власти информируют население о своей деятельности, работе постоянных комиссий, исполнительного коми­тета, его отделов и управлений путем регулярных выступлений депутатов, работни­ков исполкомов, отделов и управлений в трудовых коллективах и по месту житель­ства. В законодательстве предусматривается возможность проведения непосредственной работы с населением городских и районных Советов. Закрепляется их обязанность обеспечивать широкое участие граждан в решении вопросов местного и общегосудар­ственного значения, выносить наиболее важные вопросы на обсуждение граждан (ст. 92—94 Закона о районном Совете, ст. 101—103 Закона о городском, районном в городе Совете).

      Эта деятельность в значительной мере определяет уровень непосредственной ак­тивности трудящихся. Поэтому необходимо более четко урегулировать роль Советов среднего звена в организации и руководстве деятельностью нижестоящих государст­венных органов со сходами. Причем следует выделить и конкретные формы их работы непосредственно с населением.

      6. Организационные формы отношений возникают между сходами и сельскими Советами. В их взаимоотношения не вклиниваются какие-либо другие органы власти. Связь «сельский Совет — сход» — прямая. Не случайно именно эти звенья местных органов власти наделяются полномочиями, связанными с деятельностью сходов. Исполкомы сельских Советов планируют работу сходов, организуют их подготовку, предлагают вопросы на их рассмотрение, выдвигают докладчиков. На сельские Советы возлагается также обязанность оказывать помощь в выполнении принимаемых схо­дами решений, информировать об этом население (ст. 3, 5, 13, 14, 16, 18, 19 Положе­ния РСФСР от 25 августа 1985г. об общих собраниях граждан по месту жительства).

      Таким образом, организационными формами связи со сходами обладают сельские Советы. Вышестоящие органы государственной власти выполняют функции руководства их деятельностью и лишь в отдельных случаях на практике проводят непосредственную работу с собраниями, сельскими сходами граждан Тем самым обеспечивается, с одной стороны, взаимодействие Советов различного уровня по вопросам деятель­ности сходов, с другой — организация и руководство сходами в соответствии с дейст­вующим законодательством и конкретными правовыми предписаниями местных орга­нов государственной власти.

       

      * Кандидат юридических наук, и. о. начальника кафедры юридических дисцип­лин и общественных наук Пермских высших курсов МВД СССР.

      1 СУ РСФСР. 1920. №11. Ст. 68.

      2 Там же. 1922. № 10. Ст. 93.

      3 Там же. Ст. 90.

      4 СЗ СССР. 1925. №6. Ст. 54.

      5 См., напр.: Кабышев В. Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 123.

      6 СУ РСФСР. 1924. № 82. Ст. 827.

      7 Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалисти­ческих республик. Сб. документов: В 3 т. М., 1959. Т. 1. С. 113.

      8 СУ РСФСР. 1920. № 11. С. 68.

      9 ЦГАОР. Ф. 1235. Оп. 120. Ед. хр. 145. Л. д. 84, 85.

      10 Ломов В. С. Подготовка комиссией ВЦИК проекта Конституции РСФСР 1925г.//Правоведение. 1973. № 3. С. 26.

      11 ЦГАОР. Ф. 1235. Оп. 120. Ед. хр. 145. Л. д. 85.

      12 СУ РСФСР. 1928. № 104. Ст. 657.

      13 Энциклопедия государства и права / Под ред. П. Стучки. М., 1930. Т. 1. С. 619.

      14 XV съезд ВКП(б): Стеногр. отчет. М., 1962. Т. П. С. 1217 (см. также с. 1244— 1245).

      15 СУ РСФСР. 1927. № 51. Ст. 333.

      16 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. № 36. Ст. 1269.

    Информация обновлена:15.11.2000


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru