Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Краснов, С. Н.
Новая Конституция Республики Никарагуа /С. Н.
Краснов.
//Правоведение. -1988. - № 6. - С. 77 - 85
  • Статья находится в издании «Известия высших учебных заведений:»

  • Материал(ы):
    • Новая Конституция Республики Никарагуа.
      Краснов, С. Н.

      Новая Конституция Республики Никарагуа

      С. Н. Краснов[*]

      Свержение 19 июля 1979 г. диктатуры клана Сомосы, правившего страной более 40 лет, положило начало новому этапу в развитии никарагуанского общества. Под руководством авангардного революционно-демократического движения — Сандинисткого фронта национального освобождения (СФНО) народ Никарагуа, все прогрес­сивные силы никарагуанского общества приступили строительству основ новой жизни. Началось осуществление коренных преобразований в экономической, политиче­ской и национальной областях в интересах широких народных масс. Национализация крупной иностранной собственности, владений Сомосы и его сторонников, всей финан­совой системы страны, создание государственного сектора экономики, аграрная рефор­ма в интересах беднейших крестьян, массовое кооперативное строительство, борьба с неграмотностью, введение обязательного бесплатного начального образования, органи­зация медицинского обслуживания населения и многое другое стали первыми шагами революционного государства на пути национального прогресса и развития общества. «Завоевав политическую независимость, они (освободившиеся страны. — Авт.) ведут тяжелую борьбу за преодоление отсталости, бедности, подчас отчаянной нищеты — всего тяжелого наследия рабского прошлого», — отмечалось в Политическом докладе XXVII съезду КПСС.[1]

      В ходе сандинистской народной революции не была ликвидирована частная соб­ственность на средства производства и землю. В стране сохранились и продолжают действовать национальная буржуазия, землевладельцы, их политические и иные орга­низации, поддерживающая их верхушка католической церкви. Принимая участие в свержении диктатуры Сомосы, они стремились демократизировать никарагуанское общество, добиться доступа к политической власти. Этот процесс они ограничивали исключительно рамками буржуазной демократии; прогрессивные преобразования в обществе заставили большинство из них перейти на контрреволюционные позиции. Прямую поддержку реакционным силам Никарагуа оказывает американский империа­лизм. Надеясь подорвать экономику молодой республики, США объявили ей эконо­мическую блокаду, а затем развязали прямую агрессию, начав снабжение никарагу­анских контрреволюционеров оружием и деньгами.

      Революционное руководство страны, в свою очередь, стремилось к продолжению и углублению процесса демократических преобразований в интересах большинства на­ции — интеллигенции, рабочих, крестьян, ремесленников, мелкой городской и сельской буржуазии. Сложившаяся обстановка требовала от сандинистов осуществления гибкой политики, сочетающей необходимость сохранения власти в руках революционных де­мократов с более активным привлечением народных масс к участию в революционном процессе. Политическая ситуация позволяла в целях демократизации внутриполитиче­ской жизни общества создать под руководством сандинистов представительные органы власти, которые могли бы, опираясь на единство наций, демократическим путем осу­ществить юридическое закрепление завоеваний революции и наметить основные пути ее дальнейшего развития.

      В этих целях в стране впервые за всю ее историю были проведены действитель­но свободные выборы органов государственной власти, в которых приняло участие подавляющее большинство граждан республики. Всеобщим, равным, прямым, тайным голосованием были избраны 90 делегатов Национальной ассамблеи (однопалатного парламента), президент и вице-президент республики. Убедительную победу на выбо-

      77

      pax одержал СФНО. Представители фронта получили посты президента и вице-прези­дента (Д. Ортега и С. Рамирес), а также 61 место в Национальной ассамблее из 96 (дополнительные 6 депутатских мандатов были предоставлены кандидатам в прези­денты республики от 6 оппозиционных партий, принявших участие в выборах, но не одержавших на них победу).

      Непосредственно после выборов была начата продолжавшаяся около двух лет работа по созданию проекта Конституции, призванной заменить временно действовав­шие с 1979 г. Основной закон и Закон о правах и гарантиях никарагуанцев. Избран­ные в Национальную ассамблею представители народа создали из 22 депутатов кон­ституционную комиссию. В нее вошли 12 сандинистов, 4 консерватора, 2 члена на­родной социал-христианской партии, 4 депутата от других партий. Работала и спе­циальная комиссия юристов-экспертов. Были изучены 4 проекта-предложения поли­тических партий и общественных организаций. Среди проектов имелись документы, подготовленные как правой оппозицией, так и левыми партиями и организациями. Ха­рактерной чертой этих конституционных проектов явилась попытка закрепить господ­ство того или иного класса, представляемого конкретной партией.

      Так, в проекте Конституции, разработанном никарагуанской социал-христианской партией прямо закрепляется частная собственность на средства производства (ст. 92), не упоминается о планировании экономики, об участии народа в управлении пред­приятиями, об аграрной реформе. Военнослужащие лишены права занимать выборные государственные должности. Обходится стороной вопрос о предоставлении автономии Атлантическому побережью Никарагуа. Политическая система страны объявляется «плюралистической и партисипативной», функционирующей «посредством политических партий» (ст. 110). В документе закрепляется принцип «разделения властей», а также несовместимость наличия единственной официальной партии с демократией.

      Проект Конституции, подготовленный коммунистической партией Никарагуа, основывается на «Ближайшей программе КПН». [2]В нем определяется, что целью . борьбы никарагуанского пролетариата является создание патриотического и демокра­тического правительства. Революционный союз рабочего класса и крестьянства про­возглашается движущей силой углубления демократической и антиимпериалистиче­ской революции.[3]

      Анализ предложений позволил комиссии разработать 1-й парламентский проект Политической Конституции Республики Никарагуа, учитывавший интересы всех слоев никарагуанского общества. Прошло его обсуждение в политических партиях, а затем на открытых собраниях трудящихся и граждан страны. В сентябре 1986 г. он был вынесен на рассмотрение Национальной ассамблеи. В результате 49 заседаний 19 но­ября 1986 г. парламент принял Политическую Конституцию, которая 9 января 1987 г. , была подписана президентом республики Д. Ортегой и вступила в силу. Конституция содержит 11 разделов, 26 глав и 202 статьи.

      Конституция Никарагуа закрепляет осуществленные в интересах большинства граждан страны революционные преобразования общества. Она регулирует, хотя и в разном объеме, вопросы социальной и экономической структуры общества, сложив­шейся в Никарагуа политической системы, системы органов государства, правового статуса личности.

      Осуществляя под руководством СФНО сандинистскую народную революцию, ни­карагуанский народ боролся не только за демократизацию внутренней жизни страны. Его борьба неразрывно связана со стремлением освободиться от ига неоколониализ­ма,; засилия в стране иностранного, прежде всего американского, капитала, с жела­нием самостоятельно решать судьбу нации. Революция носит характер антиимпериа­листической, национально-демократической. Это нашло свое отражение и юридиче­ское закрепление в преамбуле и первом разделе Политической Конституции, озаглав­ленном «Основные принципы». (

      В преамбуле, в частности, отмечается, что Национальная ассамблея принимает Конституцию от имени никарагуанского народа, «его рабочих и крестьян, славной мо­лодежи, героических матерей, патриотической интеллигенции, всех, кто своим трудом вносит вклад в дело защиты Родины». Здесь же говорится, что Конституция прини­мается в целях «институционализации завоеваний революции и построения нового об­щества, которое ликвидирует всякую эксплуатацию и достигнет экономического, поли­тического и социального равенства никарагуанцев, а также полного уважения прав человека».[4] Таким образом, Конституция определяет социальные слои, которые в кон­кретных исторических условиях составляют никарагуанский народ. К нему относятся все никарагуанцы, которые трудятся на благо родины, выступают за строительство в стране «нового общества». Ст. 49 предоставляет право создания массовых органи­заций «трудящимся города и деревни, женщинам и молодежи, ремесленникам и ин­теллигенции, артистам, верующим... и гражданам вообще для достижения своих ин-

      78

      тересов и участия в строительстве нового общества». В обоих положениях Конститу­ции, говорящих о классовом составе общества, не названа буржуазия и помещики. Однако можно предположить, что национальная буржуазия и землевладельцы также охватываются .понятием «народ» при условии, если они вносят вклад в дело строи­тельства «нового общества». Последний термин также не раскрывается Конституцией подробно, вместе с тем в ней указаны важнейшие черты общества, являющегося целью сандинистской революции: отсутствие эксплуатации, экономическое, политиче­ское и социальное равенство всех граждан, полное уважение прав человека.

      Народ провозглашается в первом разделе Конституции «источником всякой власти и творцом своей судьбы» (ст. 2). В соответствии с этой же статьей никара­гуанский народ осуществляет демократию, принимая свободное участие в создании такой «экономической, политической и социальной системы, которая в наибольшей мере отвечает его интересам». Его неотъемлемыми правами, а также основами ника­рагуанской нации в ст. 1 объявляются «независимость, суверенитет и национальное самоопределение». Любое иностранное вмешательство зо внутренние дела Никарагуа или принижение этих прав «является покушением на существование народа».

      Гаким образом, из смысла Конституции вытекает, что политическая власть в Никарагуа находится в руках блока революционно-демократических сил, выступаю­щих за продолжение революционного преобразования общества, в защиту завоеваний революции от посягательств внешних и внутренних врагов, за достижение единства нации в деле продвижения никарагуанского общества по пути экономического, поли­тического и социального прогресса в интересах большинства граждан страны.

      В соответствии со ст. 5 Конституции основными принципами никарагуанского общества провозглашаются политический плюрализм, смешанная экономика и непри­соединение. Принципы политического плюрализма и смешанной экономики являются одим из основополагающих моментов сохранения национального единства, существо­вания блока революционно-демократических сил, дальнейшего развития и углубления революционного процесса. Эти принципы определяют дальнейшее участие в блоке зна­чительного числа мелкой и средней буржуазии, торговцев, ремесленников и интелли­генции, игравших немаловажную роль в свержении диктатуры Сомосы. В этой связи ст. 5 Конституции устанавливает, что в Никарагуа могут существовать и участвовать во всех делах государства и общества политические организации любой идеологиче­ской направленности. Исключение составляют лишь такие, которые «претендуют на возвращение прошлого или выступают за установление похожей (читай: диктатор­ской. — Авт.) политической системы». Другое положение Конституции (ст. 55) кон­кретизирует принцип политического плюрализма в отношении политических партий. Оно гласит: «Никарагуанские граждане имеют право создавать политические партии или состоять в них с целью осуществления государственной власти или ведения борь­бы за ее достижение». Тем самым Конституция закрепляет основы многопартийной системы.

      В настоящее время в стране действуют 14 политических партий, представляющих самые различные классы и слои общества. В парламентских и президентских выборах 1984 г. приняли участие 7 из них — СФНО, консервативно-демократическая, независи­мая либеральная, народная социал-христианская, коммунистическая, социалистическая партии и так называемое «марксистско-ленинское движение народного действия». Три других партии, которые открыто выступают против революции, отказались участ­вовать в выборах и не имеют своих представителей в Национальной ассамблее. Еще четыре партии были созданы (или возникли в результате раскола некоторых партий) после проведения выборов.

      Принцип политического плюрализма, а также право никарагуанцев на создание политических партий были перенесены в Конституцию из другого закона. В 1983 г. декретом Правительства национального возрождения Никарагуа № 1.312 был принят «Закон о политических партиях».[5] В нем дается определение политической партии, изложены ее права и обязанности, установлены реквизиты для ее создания, опреде­лены случаи роспуска партии. В качестве одного из них пункт «б» ст. 28 Закона на­зывает участие политической партии в деятельности, нарушающей общественный по­рядок или государственную безопасность.

      В Преамбуле Конституции имеется своеобразное указание на лидерство СФНО в революционной борьбе, его руководящую роль в никарагуанском обществе. Там от­мечено, что «представители никарагуанского народа в Национальной ассамблее» при­нимают Конституцию, отдавая дань памяти свободолюбивому духу народа и его бое­вым традициям, «памяти генерала свободных людей Аугусто С. Сандино — отца на­родной и антиимпериалистической революции», чтя пример Карлоса Фонсеки, «про­должателя дела Сандино, основателя Сандинистского фронта национального освобож­дения, лидера Революции». СФНО является единственной политической организацией, которая упоминается в Конституции именно в непосредственной связи с победой ни­карагуанского народа в революционной борьбе.

      На основании закрепленного Конституцией принципа политического плюрализма в Никарагуа могут существовать и действовать разнообразные социальные объедине-

      79

      ния и политические институты. Так, еще в 1980 г. СФНО, социалистическая, народная социал-христианская и независимая либеральная партии объединились в Революцион­ный патриотический фронт. В противовес этой организации правые политические пар­тии, образующие так называемую «легальную оппозицию», создали собственное объ­единение политических сил под названием Демократический координационный центр (ДКЦ). Помимо трех политических партий, отказавшихся позднее принять участие в выборах 1984 г., в него также входят 2 профсоюзные организации и Высший совет частного предпринимательства, состоящий из 5 союзоз промышленников, торговцев и других представителей буржуазии.

      В Никарагуа имеется большое количество различных общественных организа­ций — Национальный союз земледельцев и скотоводов, Ассоциация никарагуанских женщин, Союз журналистов, Национальная ассоциация учителей и т. д. Важное место среди них занимают профессиональные союзы. Ст. 87 Конституции провозглашает пол­ную свободу и автономию профсоюзов. Все граждане страны имеют право выбора соответствующего профсоюза и участия в его работе или отказа от профсоюзной деятельности. В условиях политического плюрализма з стране не сложился единый центр профсоюзного движения. В то же время за годы революции число профсоюзов достигло 5700, в их составе — свыше 248 тыс. человек (около 55% всех трудящихся Никарагуа).[6]

      Самой массовой общественной организацией являются Комитеты сандинистской защиты (КСЗ). По различным данным, в их рядах насчитывается от 485 до 600 тыс. человек. Они возникли в сентябре 1978 г. как самодеятельная организация жителей городских и сельских районов в защиту своих социальных прав и интересов, против империализма и диктатуры.

      В качестве другого общего принципа никарагуанского общества ст. 5 Конститу­ции провозглашает гарантию существования смешанной экономики. Положения нового Основного закона (ст. 5, 103, 104) определяют, что в рамках этого принципа в Никарагуа могут существовать следующие формы собственности: общественная, част­ная, ассоциативная (смешанная), кооперативная и общинная. Все. они подчинены высшим интересам нации и обязаны вносить вклад з приумножение богатства для удовлетворения нужд страны и ее жителей. Создаваемые в рамках этих форм собст­венности предприятия объявляются равными перед законом.

      В целом экономическим вопросам в Конституции Никарагуа посвящен шестой раздел, состоящий из трех глав. В нем закрепляется принцип плановости экономики в интересах социально-экономического прогресса, на благо большинства членов обще­ства (ст. 99). В этой же статье национальная финансовая система, органы страхова­ния и внешняя торговля объявляются исключительной принадлежностью государствен­ного сектора экономики; в ст.. 100 предусмотрена разработка законодательства об иностранных капиталовложениях в целях привлечения этих средств для социально-экономического развития страны. Трудящиеся получают право участвовать в разработке, исполнении и контроле экономических планов (ст. 101). Ст. 102 провозглашает при­родные ресурсы страны ее национальным достоянием.

      Важное место уделено в Конституции проблеме аграрной реформы, которая на­звана в ст. 106 основным орудием осуществления справедливого распределения земли и «стратегическим средством проведения революционных преобразований». За годы революции землю получили около 100 тыс. крестьянских семей. Им передано около 31% всех обрабатываемых земельных угодий страны (1,83 млн га).[7] Ст. 109 и ПО Конституции закрепляют свободу развития кооперативного движения в стране, а так­же вовлечение на добровольной основе мелких и средних сельхозпроизводителей в осуществление планов социально-экономического развития Никарагуа. Только за 1979—1982 гг. в стране было создано около 3 тыс. кооперативов, в распоряжение ко­торых было передано свыше 1,1 млн га земли.[8] Вместе с тем проводимая аграрная реформа не затрагивала интересов землевладельцев, которые должным образом (чи­тай; «в интересах всей нации» — ст. 5 Конституции. — Авт.) обрабатывали собствен­ные участки земли размерами не более 350, а в отдельных департаментах — 700 гек­таров.[9] Таким образом, сохранявшийся за землевладельцами размер надела достаточ­но большой.

      Третья глава раздела (ст. ст. 112—115) регулирует вопросы принятия и утвер­ждения общего бюджета республики, определяет его источники и предназначение, устанавливает, что налоговая система должна основываться на размерах доходов на­логоплательщиков.

      Особое место в Политической Конституции Никарагуа отводится государству и его органам. В ней имеется раздел II «О государстве» и состоящий из 6 глав раз­дел VIII «Об организации государства».

      Во втором разделе определены важные для дальнейшего анализа государствен­ного устройства республики положения. Ст. 6 гласит: «Никарагуа является независи-

      80

      мым, свободным, суверенным, унитарным и неделимым государством». Далее (ст. 7) Никарагуа определяется как «демократическая, партисипативная и представительная республика», в которой действуют законодательная, исполнительная, судебная и изби­рательная власть. В ст. 129 все органы власти объявляются независимыми, подчинен­ными «только высшим интересам нации и тому, что установлено в настоящей Кон­ституции». Тем самым в ней, как и во многих других конституциях развивающихся и капиталистических стран, закрепляется принцип «разделения властей».

      В ст. 14 устанавливается: «Государство не имеет официальной религии». Это положение служит основой для другой конституционной нормы — ст. 124 закрепляет отделение образования от церкви. В ней же признается право частных учебных заве­дений религиозной ориентации преподавать церковные дисциплины в качестве факуль­тативных. Одновременно ст. 29 Конституции гарантирует свободу совести и вероиспо­ведания, а ст. 69 — свободу отправления религиозных обрядов.

      Изложению общих принципов организации государства в разделе VIII посвяще­ны ст. 129—131. В них, помимо уже упоминавшегося принципа «разделения властей», закрепляются ответственность государственных служащих перед народом, их отчет­ность о своих доходах и некоторые другие принципы.

      Вторая глава этого раздела является как бы положением о высших представи­тельных органах власти. В ст. 132 говорится, что законодательная власть осуществля­ется Национальной ассамблеей и делегирована последней народом. Депутаты парла­мента избираются всеобщим, равным, прямым, свободным и тайным голосованием по региональным округам на основе пропорциональной системы представительства. Это положение еще раз подчеркивает демократический характер закрепленного Конститу­цией общественного строя. Ст. 134 устанавливает возрастной ценз для депутатов в 21 год и необходимость быть полноправным гражданином республики. В следующей статье закреплено еще одно ограничение: депутат Национальной ассамблеи не может быть доверенным лицом или управляющим государственного, частного или иностран­ного предприятия. Срок полномочий депутатов устанавливается в 6 лет, начиная с 9 января года, следующего за выборами (ст. 136). Таким образом, нынешний состав Национальной ассамблеи официально обладает полномочиями до 9 января 1991 г.

      В компетенцию Национальной ассамблеи, закрепленную в 26 пунктах ст. 138, входит в основном обычные парламентские полномочия, характерные для такой формы правления, как президентская республика. Среди них: разработка, одобрение и тол­кование законов, объявление амнистий; заслушивание министров; избрание членов Верховного суда и Верховного избирательного совета, а также генерального контро­лера республики из «троек» кандидатов на каждое место, предложенных президентом страны; одобрение или расторжение международных договоров; заслушивание годо­вого отчета президента Никарагуа; делегирование ему законодательных полномочий на время парламентских каникул, установленных Общим уставом Национальной ассамблеи на период с 21 декабря по 21 февраля следующего года [10] и т. д. Ст. 139 устанавливает иммунитет депутатов.

      Кворумом для сессии Национальной ассамблеи считается половина плюс 1 депу­тат (т. е. 49 человек). Законы принимаются относительным большинством голосов присутствующих депутатов. Одобренный Национальной ассамблеей закон направляет­ся президенту республики на утверждение или публикацию (ст. 141). Ст. 142 и 143 закрепляют право «вето» президента в течение 15 дней после получения одобренного парламентом закона. Национальная ассамблея имеет возможность голосами 50% де­путатов плюс 1 голос отвергнуть полное или частичное «вето» президента. В этом случае закон считается утвержденным и направляется на публикацию председателем Национальной ассамблеи.

      Вопросы организации и компетенции исполнительной власти раскрываются в третьей главе восьмого раздела Политической Конституции. Ст. 144 гласит, что «ис­полнительную власть осуществляет президент республики, который является главой государства, правительства и верховным главнокомандующим сил обороны и безопас­ности нации». Президент и вице-президент избираются сроком на 6 лет. Для этих постов установлен возрастной ценз в 25 лет.

      Ст. 150 устанавливает компетенцию президента республики. В его полномочия входит: исполнение Конституции и законов, представительная функция; право «вето»; исполнение законодательных функций парламента в период между сессиями; руковод­ство международными отношениями страны; введение чревычайного положения и на­правления этого декрета на ратификацию в Национальную ассамблею не позднее 45 дней после его издания; создание правительства ч руководство им; управление экономикой страны и другие функции. Вице-президент республики исполняет функции, порученные ему президентом, и заменяет его на посту в случае временного или по­стоянного отсутствия (ст. 145).

      Отдельная глава этого раздела Конституции определяет положение органов су­дебной власти, высшим среди которых назван Верховный суд (ст. 159). Своеобразным ограничением возможности стать членом (магистром) Верховного суда республики

      81

      является образовательный ценз, закрепленный ст. 161 (необходимость иметь высшее юридическое образование). Верховный суд состоит как минимум из 7 магистров. (ст. 163). Его председатель назначается президентом Республики из избранных пар­ламентом магистров. Срок полномочии Верховного суда определен в 6 лет (ст. 162). Верховный суд (п. 4 ст. 164) является одновременно высшим органом контроля за. правильностью исполнения Конституции и соответствия ей принимаемых законов.

      Шестая глава раздела посвящена избирательной власти. Ее функции (организа­ция, проведение и контроль за выборами, плебисцитами,, референдумами) возложены на Верховный избирательный совет (ст. 168), состоящий из 5 членов (магистров) со. сроком полномочий 6 лет (ст. 170, 172). Председатель совета избирается Националь­ной ассамблеей.

      Четвертая глава восьмого раздела закрепляет компетенцию органов генерального, контроля республики. Эти органы не названы в ст. 7 среди органов государственной власти, однако своеобразное «положение» о них, изложенное в ст. 154—157, дано-именно в разделе «Организация государства». Эти органы призваны руководить си­стемой контроля за деятельностью общественной администрации и государственного, сектора экономики (в ст. 154 последний назван «сектором народной собственности»). Конституция предоставляет органам генерального контроля функциональную и адми­нистративную автономию. Руководство ими осуществляет генеральный контролер рес­публики. Организацию и порядок функционирования этих органов должен определить соответствующий закон (ст. 157).

      В Конституции Никарагуа не упоминаются какие-либо другие органы государ­ства за исключением вооруженных сил страны. Вопросам обороны посвящен ее пятый! раздел. «Вооруженной рукой народа» названа в ст. 95 Сандинистская народная армия (СНА). СНА имеет общенациональный характер и обязана защищать и уважать Кон­ституцию республики. Ст. 96 устанавливает обязательную воинскую повинность — «патриотическую военную службу», которая была введена до принятия Конституции соответствующим законом.[11] Защита родины, справедливости, мира объявляется в ст. 92 долгом и правом всех никарагуанцев. Ст. 93 закрепляет право народа на вооруженную защиту суверенитета, независимости и революционных завоеваний. Ис­пользуя это право и опираясь на помощь СНА,, никарагуанцы создали одну из наи­более массовых общественных организаций — «Militias populares» — отряды народно­го ополчения, насчитывающие в своих рядах свыше 300 тыс. бойцов. Они играют важную роль в обороне страны от американской агрессии, ведущейся руками воору­женных контрреволюционеров.

      Конституция Никарагуа регулирует и основополагающие вопросы внешней поли­тики страны. Свои международные отношения республика основывает на принципах неприсоединения, борьбы за мир, уважения суверенитета всех наций. Никарагуа вы­ступает против любой формы дискриминации, является антиимпериалистической, анти­колониальной, антирасистской страной, отвергает любую форму подчинения одного государства другим.

      Кроме того, отдавая дань исторически сложившимся тенденциям к единению народов центрально-американских стран, ст. 9 Конституции подчеркивает привержен­ность Никарагуа делу мира, единства и интеграции Центральной Америки, определяет готовность страны к участию в соответствующих международных органах.

      Конституция закрепляет политико-административное деление страны. Этому по­священ ее девятый раздел, состоящий из 2 глав. В первой главе — «О муниципиях»— устанавливается, что национальная территория подразделяется на районы (округа), департаменты и муниципии (ст. 175). Последние провозглашаются в ст. 176 базовой единицей административно-территориального деления. Местные власти наделяются автономией в тех рамках, которые не ущемляют центральные органы государства (ст. 177). В Конституции не рассматриваются проблемы организации и компетенция органов государственной власти на местах. В ней лишь отмечается, что Национальная ассамблея примет по этим вопросам специальный закон (ст. 175—177).

      Ст. 8 Конституции определяет, что Никарагуа является многонациональным го­сударством. Его Атлантическое побережье занимает 56% всей территории страны, однако местное население — индейцы сумос,. рамос, мискитос, гарифоны и др. — со­ставляет немногим более 300 тыс. человек. Индейские общины немногочисленны, но~ в каждой говорят на своем языке, имеются свои культура и религия, свои формы собственности на средства производства, которые определяли особенности уклада их жизни. Осуществлявшаяся до 1979 г. буржуазным государством нещадная эксплуа­тация их природных и людских ресурсов лишь закрепляла экономическую отсталость этих общин. Победа сандинистской революции на начальном этапе мало отразилась на их существовании. В то же время углубление демократических преобразований общества позволило установить для народностей Атлантического побережья Никара­гуа особый режим. Им призван стать провозглашенный в- Конституции Никарагуа впервые за всю историю Латинской Америки режим национальной автономии. Ст. 180 Конституции гласит, что эти индейские общины «имеют право жить и развиваться в

      82

      соответствии с общественными организационными формами, свойственными их истори­ческим и культурным традициям». Государство гарантирует им пользование природ­ными ресурсами, существование общинных форм собственности и свободные выборы своих властей и представителей. Гарантируется также сохранность их культур, языков и обычаев. В целях осуществления их прав государство обязуется установить режим автономии в районах (округах), где обитают общины Атлантического побережья (ст. 182).

      2 сентября 1987 г. в целях конкретизации положений Конституции и после де­тального всенародного обсуждения Национальная ассамблея приняла Закон об авто­номии.[12] Им предусматривается создание двух автономных районов (округов), полу­чивших название Северная Атлантика и Южная Атлантика (ст. 6 Закона). Развивая положение Конституции об официальном языке республики,[13] Закон (ст. 5) определил, что официальными языками в этих районах признаются испанский и языки индейских общин. Ст. 8 Закона закрепляет за автономными районами статус «юридических лиц в публичном праве». Через свои административные органы (районный совет из 45 че­ловек во главе с координатором) они имеют возможность разрабатывать и осущест­влять планы и программы национального развития района, собственные экономиче­ские, социальные и культурные проекты, способствовать рациональному использова­нию общинных вод, земель и лесов, защищать свою экологическую систему и т. д. В Конституции Никарагуа определены и права жителей этих районов. Этому вопросу посвящены ст. 89, 90. Население Атлантического побережья страны провозглашается неотъемлемой частью никарагуанского народа, на него распространяются все права и обязанности граждан республики.

      Гражданином Никарагуа в соответствии со ст. 47 Конституции признается лицо никарагуанской национальности, достигшее 16-летнего возраста. С этого момента он пользуется всеми политическими и другими правами, включая пассивное и активное избирательное право. Ст. 15—22 Конституции определяют порядок приобретения и утраты никарагуанского гражданства. При определении национальности лица Консти­туция исходит из «права почвы» и «права крови», т. е. никарагуанцем признается любое лицо, родившееся на территории Никарагуа или если хотя бы один из его ро­дителей является никарагуанцем (даже в случае рождения человека за границей). При этом двойное гражданство не признается (ст. 19), за исключением лиц, которые происходят из стран Центральной Америки (ст. 17).

      Самым крупным по своему объему является IV раздел Конституции «Права, обязанности и гарантии никарагуанского народа». Он состоит из 6 глав и 68 статей. Это вполне закономерно. Новая, революционно-демократическая власть после длитель­ного периода диктатуры и насилия над личностью в первую очередь стремится опре­делить права и обязанности граждан, берет их под свою защиту, устанавливает га» рантии осуществления народом своих прав.

      Первая глава раздела посвящена индивидуальным правам и перечисляет такие из них, как право на жизнь, личную свободу, безопасность, уважение чести и репу­тации, неприкосновенность жилища и корреспонденции. Ст. 27 закрепляет равнопра­вие всех граждан страны перед законом, независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, пола, расы, экономического положения и т. д. Ст. 29 уста­навливает, что любой человек имеет право на свободу совести, никто не может обя­зать его заявлять о своих убеждениях, идеологии или вероисповедании. В Конститу­ции закрепляются также свобода слова (ст. 31), передвижения (ст. 32) и др. За­прещены пытки и жестокое обращение с людьми (ст. 36), рабство (ст. 40). Ст. 33 и 34 детально регламентируют права задержанного и подсудимого. Закрепление этих поло­жений в Конституции, по-видимому, связано с тем, что в Никарагуа до настоящего времени действует старое, дореволюционное уголовное и уголовно-процессуальное за­конодательство. Победа в стране революционной демократии объективно потребовала законодательного закрепления прав и гарантий этой категории лиц, что демократично по своей сути и способствует укреплению новой, революционной законности. Отдавая дань традиционным для Латинской Америки нормам права, никарагуанская Конститу­ция (ст. 45) гарантирует гражданам защиту и покровительство со стороны государст­ва и его органов в случае нарушения конституционных прав и свобод данного лица (так называемые «ампаро»).

      Вторая глава раздела посвящена правам политическим. В нее включено положе­ние об абсолютном равенстве всех граждан республики (ст. 48). Признается их право подавать прошения и петиции, создавать общественные организации и политические партии, добиваться участия в управлении государственными и общественными делами, организовывать мирные собрания и манифестации, избирать и быть избранным и др.

      83

      В главе «Социальные права» закрепляется право никарагуанцев на труд, обра­зование и культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, жилище и т. п. Отдель­ная глава посвящена правам никарагуанской семьи, определяемой Конституцией как «основная ячейка общества» (ст. 70).

      Глава «Трудовые права» устанавливает основы трудового законодательства рес-,публики. В ст. 80 подчеркивается: «Труд — это право и общественная обязанность; труд является основным средством удовлетворения общественных и личных потребно­стей граждан, источником богатства и процветания нации». На государство возлага­ется обязанность стремиться к обеспечению занятости населения. Трудящиеся имеют право участвовать в управлении предприятиями через свои организации (ст. 81), по­лучать равную оплату за равный труд, на нормальные условия труда, 8-часовой ра­бочий день, оплачиваемый отпуск и т. д. Запрещена эксплуатация несовершеннолет­них, а также их работа в условиях, могущих нанести вред их нормальному развитию или воспрепятствовать получению обязательного уровня образования (ст. 84). Уста­навливаются права трудящихся на культурное развитие, свободу выбора профессии, полную свободу профессиональных союзов. Ст. 83 закрепляет право на забастовку.

      В неразрывной связи с правами никарагуанского народа находится регламенти­рование Конституцией вопросов воспитания, образования и культуры (ст. 116—118* раздел VII). Вводится обязательное бесплатное начальное обучение (ст. 121), гаран­тируются возможности для совершенствования воспитания и образования взрослого населения страны (борьба с неграмотностью). Закрепляется защита государством исторических и культурных ценностей нации (ст. 128).

      Заключительные X и XI разделы Конституции посвящены вопросам ее соотноше­ния с законами и подзаконными актами, конституционного контроля, реформы Основ­ного закона и т. п. Ст. 182 определяет главенствующее положение Конституции по отношению ко всем другим нормативным актам. В ст. 184 провозглашаются консти­туционными закон о выборах, о чрезвычайном положении, закон «ампаро». Ст. 185 устанавливает, что президент республики своим декретом может отменить действие предусмотренных Конституцией прав и гарантий в случае войны, национального бед­ствия или если этого «требуют экономические условия и интересы безопасности на­ции». Подобный декрет вводит чрезвычайное положение, срок действия которого хотя и должен быть определенным, однако может быть продлен. В этом случае общий бюджет республики принимается президентом и направляется в Национальную ассам­блею лишь на ознакомление. Указанные нормы еще раз подчеркивают силу централь­ной исполнительной власти. В то же время ст. 186 дает перечень статей Конституции (55 пунктов) о правах и гарантиях, действие которых президент, вводя чрезвычайное положение, отменить не вправе.

      Ст. 191—195 регулируют порядок изменения Конституции. Принятие закона, ча­стично изменяющего Конституцию, требует подачи за него 60% голосов всех депута­тов парламента, а изменяющего ее полностью — 2/3 голосов.

      Анализ Политической Конституции Республики Никарагуа показывает, что она отражает соотношение политических сил и состояние никарагуанского общества. Она представляет собой попытку примирить интересы различных классов и социальных групп на основе идеи единства нации на пути к прогрессу. В тексте Конституции про­сматривается стремление избежать конкретности в терминологии, относящейся к со­циально-экономической сфере. В ней не используются понятия «класс», «буржуазия» и т. п., а говорится о народе, нации, «большинстве» трудящихся. Дважды использу­ется термин «политическая система», но его содержание не раскрывается. Не говорит­ся прямо о социальной структуре общества, не приводятся названия общественных организаций или политических партий. Многие положения Конституции, такие, как «новое общество», независимость, право и обязанность защиты родины, право и обя­занность трудиться и т. п., неоднократно повторяются в различных статьях, что сви­детельствует о стремлении авторов выделить, подчеркнуть их.

      В то же время никарагуанская Конституция преодолевает самый существенный из недостатков наиболее демократичных основных законов буржуазных стран. Она не закрепляет господство эксплуататорских классов и их интересов в обществе. Ее можно охарактеризовать как Конституцию национально-демократическую. Это Консти­туция общества, находящегося на переходном этапе, когда ликвидировано господство буржуазии и помещиков и установлен режим национальной демократии, демократии для всех граждан, выступающих за независимость страны, ее развитие и процветание в интересах большинства народа. В этом обществе широкие демократические права его граждан сочетаются с сильной, централизованной исполнительной властью, нахо­дящейся в руках революционных демократов. Последняя обязана служить гарантией осуществления намеченных преобразований, исключить возможность возникновения опасных неожиданностей со стороны оппозиционных сил. Конституция категорически отвергает возможность возвращения общества к «старой политической системе», га­рантией чего служит положение о запрете любой политической активности, направ-. ленной на достижение такой цели.

      Принятие Конституции открывает новый этап на пути демократизации никарагу­анского общества. Ее политический смысл очевиден: никарагуанский народ получил

      84

      принятый демократическим путем справедливый Основной закон, ликвидирующий? угнетение и эксплуатацию нации иностранными монополиями, господство в стране ла­тифундистов и компрадорской буржуазии, гарантирующий право народа на участие в управлении делами своего общества.

      [*] Соискатель ИГП АН СССР.

      [1] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1987. С. 8.

      [2] Proyecto Constitutional: Partido social-cristiano nicaragiiense. INCESP. Ma­nagua, 1986.

      [3] "Avance", N 116, enero 1985. Managua.

      [4] Здесь и далее текст Конституции цитируется по: «La Gaceta. Diario oficial». Managua, enero 9, 1987, N 5.

      [5] La Ley de los partidos politicos. Decreto de la JGRN N 1.312. Managua, 1983.

      [6] Proclama dela direccion nacional del FSIN. Managua, 1986. P. 21.

      [7] How do you do, Nicaragua. Managua, 1987. P. 20.

      [8] La Ley de reforma agraria. Decreto N 782. Art. 2. Managua, 1981

      [9] La democracia participative en Nicaragua. Managua, 1984. P. 51.

      [10] Estatuto general de la Asamblea Nacional. Ley N 26 // «La Gaceta». Ma­nagua, Septiembre 4, 1987.

      [11] Ley del servicio militar patriotico//El Nuevo Diario. Septiembre 14, 19831

      [12] Estatuto.de autonomia de las regiones de la eosta Atlantica de Nicaragua. Ley N 28. Managua, 1987.

      [13] Ст. 11 Конституции гласит: «Официальным языком Никарагуа является испан­ский. Языки общин Атлантического побережья могут получить официальный статус в случаях, установленных законом».

    Информация обновлена:06.02.2007


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru