Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Колбасов, О. С.
Петко С. Стайнов, Международно-правовое
регулирование охраны чистоты международных рек.
Изд. Болгарской АН, София, 1964, 155 с. :[
Рецензия] /О. С. Колбасов.
//Советское государство и право. -1965. - № 9
. - С. 151 - 152
  • Статья находится в издании «Советское государство и право :»

  • Материал(ы):
    • Петко С. Стайнов, Международно-правовое регулирование охраны чистоты международных рек. Изд. Болгарской АН, София, 1964, 155 с. :[Рецензия].
      Колбасов, О. С.

      Петко С. Стайнов, Международно правната регламентация по опазване чистотата на международните реки. Издательство на Българската Академия на Науките, София, 1964, 155 с. 

      Петко С. Стайнов, Международно-правовое регулирование охраны чистоты международных рек. Изд. Болгарской АН, София, 1964, 155 с.

      Рост крупных городов, увеличение выпус­ка промышленной и сельскохозяйственной продукции, появление новых видов произ­водства (синтетических материалов, атом­ной энергии и т. п.) обусловили значитель­ное расширение использования водных ре­сурсов, которое сопровождается выпуском в водоемы сточных вод и других производ­ственных и бытовых отходов. Загрязнение рек, озер, морей и других водоемов приво­дит к тому, что природные запасы воды утрачивают свою пригодность к использова­нию в хозяйственных целях. Это влечет за собой дефицит водных ресурсов, а в неко­торых случаях угрожает опасностью для здоровья людей.

      Растущая угроза массового загрязнения водных ресурсов заставляет предпринимать срочные меры по охране вод в большинстве стран мира и вызывает необходимость со­ответствующего международного сотрудни­чества. В связи с этим приобретают боль­шое значение специальные исследования проблемы охраны водных ресурсов между­народных водоемов в юридическом аспек­те. Одним из таких исследований, пока еще немногочисленных, является рецензируемая книга академика Болгарской АН профессо­ра Петко С. Стайнова.

      В книге обобщается и анализируется опыт международного сотрудничества, главным образом европейских стран, в целях обеспе­чения правового регулирования охраны от загрязнения международных водоемов. Охрана от загрязнения открытого моря не рассматривается, поскольку она выходит за рамки избранной темы.

      Автор приводит сведения о том, как пра­вовые вопросы охраны международных рек от загрязнения все чаще становятся предме­том обсуждения на международных сове­щаниях и в международных организациях. В частности, обсуждению этих вопросов бы­ла посвящена специальная конференция представителей европейских государств (Женева, февраль — март 1961 г.), созван­ная по инициативе Экономической комис­сии по Европе при ООН. Много внимания охране чистоты международных рек уде­лил СЭВ, который в феврале 1963 г. утвер­дил Общие правила по охране чистоты по­граничных рек. Автор подробно характери­зует значение и содержание этих Общих правил и пути их реализации (с. 13, 29— 33, 110—112).

      Касаясь вопроса о возможности установ­ления всеобщего единого международного регулирования охраны чистоты международ­ных рек, автор считает, что такая возмож­ность еще не назрела. Всемирное или хотя бы общеевропейское речное право еще не возникло и в ближайшее время не может возникнуть. В отдаленном будущем имеет­ся возможность кодификации международ­но-правовых норм по охране водных ресур­сов от загрязнения в форме принятия со­ответствующей общей международной кон­венции. Но путь к этому пролегает через всемерное расширение сотрудничества за­интересованных стран, заключение соглаше­ний или региональных конвенций, в кото­рых бы предусматривались мероприятия по изучению условий загрязнения рек, органи­зации наблюдений за состоянием речных бассейнов, обмену опытом предупреждения и ликвидации вредных стоков и выбросов в водоемы.

      Характеризуя современное состояние меж­дународных правовых норм в области борь­бы против загрязнения международных рек, автор привлекает к исследованию широкий круг действующих международно-правовых актов, регулирующих как общее хозяйствен­ное использование международных рек, так и их специальное использование для выпус­ка сточных вод и других производственных и бытовых отходов. Среди них есть и акты, мало известные в СССР: Общий договор о пограничных вопросах между ФРГ и Гол­ландией от 8 апреля 1960 г.; в гл. 4 этого договора предусмотрены меры, которые сле­дует предпринимать обоим государствам по охране чистоты пограничных вод (рек, ка­налов, болот), за исключением р. Рейн, охрана чистоты вод которого урегулирова­на другим договором; Договор об улучше­нии канала Ганд-Тернойцен, заключенный Бельгией и Голландией 20 июня 1960 г.; в ст. 27—31 договора определяется поря­док охраны вод этого канала от загрязне­ния, включая радиоактивное загрязнение; Соглашение между Австрией и Югославией от 16 декабря 1954 г. об использовании по­граничных вод р. Мур; Соглашение по охра­не Боденского озера от загрязнения, заклю­ченное между ФРГ, Австрией и Швейцари­ей 26 октября 1960 г., и др.

      Особое внимание уделяется исследованию роли Дунайской конвенции по судоходству (1948 г.) и Соглашения о рыболовстве в во­дах Дуная (1958 г.) и международно-право­вом регулировании охраны от загрязнения Дуная — одной из важнейших международ­ных рек Европы.

      В отличие от Соглашения о рыболовстве в водах Дуная, в ряде статей которого пря­мо предусмотрены мероприятия по охране чистоты вод как среды обитания рыб, Ду­найская конвенция не содержит специаль­ных статей по обеспечению чистоты вод Ду­ная. Но Дунайская комиссия на XVIII сес­сии поручила своему аппарату разработать ряд правил и предусмотреть мероприятия по борьбе против загрязнения вод Дуная

      152

      нефтепродуктами и минеральными маслами. Эти правила и мероприятия были приняты на XIX сессии Дунайской комиссии 27 янва­ря 1963 г.

      Исследованы в работе и международные соглашения по охране чистоты вод другой крупной европейской международной ре­ки — Рейна с главными притоками.

      Для осуществления активного междуна­родного сотрудничества в области охраны водных ресурсов от загрязнения имеет боль­шое значение деятельность международных органов и организаций, а также доброволь­ных общественных международных и нацио­нальных объединений заинтересованных лиц и учреждений. Эта сторона проблемы также нашла достаточное освещение в рецензируе­мой книге. Однако автор ошибочно отнес к числу национальных общественных органи­заций по охране водных ресурсов советский Всесоюзный научно-исследовательский ин­ститут водоснабжения, канализации, гидро­технических сооружений и инженерной гео­логии (ВОДГЕО), который является госу­дарственным учреждением (с. 123). В то же время он не назвал общества охраны природы, имеющиеся у нас в союзных рес­публиках.

      Наряду с анализом и обобщением практи­ки международно-правового регулирования охраны вод международных рек и других водоемов, в рецензируемой книге много мес­та отведено обсуждению международно-пра­вовых теорий, касающихся сотрудничества стран в целях обеспечения чистоты вод меж­дународных водоемов и разрешения между­народных споров в этой области отношений. Различные теории, выдвигавшиеся для обо­снования прав и обязанностей прибрежных государств, расположенных на одной и той же международной реке, можно, по мнению автора, свести к двум главным теориям — территориальной и интегральной.

      Сущность территориальной теории заклю­чается в следующем: часть международной реки, которая пролегает в пределах данного государства, находится под его исключи­тельным и неограниченным суверенитетом. Это государство в пределах своей террито­рии может использовать воды международ­ной реки неограниченно, для любых хозяй­ственных нужд, в том числе для выпуска сточных вод и других производственных и бытовых отходов.

      Интегральная теория исходит из предпо­сылки, что речной бассейн, хотя он и про­стирается в пределах территории несколь­ких государств, образует некоторое юриди­ческое единство, в силу которого государ­ства, расположенные в этом речном бассей­не, поставлены юридически во взаимозави­симость в отношении использования и за­грязнения международной реки.

      Автор отдает предпочтение территориаль­ной теории, полагая, что она отвечает ос­новным принципам международного сотруд­ничества, в частности принципу уважения суверенитета и независимости государств. Но все же полезность территориальной и со­ответственно вредность интегральной теории представляется не бесспорной.

      На наш взгляд, в практике международ­но-правового регулирования использования водных ресурсов более полезно и плодо­творно исходить из того, что каждая меж­дународная река представляет собой еди­ный хозяйственный объект, который факти­чески состоит в общем пользовании несколь­ких государств. Государства — совместные пользователи международной реки не могут игнорировать интересы каждого из них. Си­лой обстоятельств, не зависящих от воли людей, государства-сопользователи постав­лены в такие условия, когда они должны со­гласовывать свои действия, проводить те или иные совместные мероприятия, в том числе меры охраны вод от загрязнения. Только такой путь открывает оптимальные возможности использования ресурсов меж­дународных рек заинтересованными наро­дами при сохранении мирных, дружествен­ных отношений между ними, уважения на­ционального суверенитета и территориаль­ной целостности их государств.

      Думается, что такая позиция по сущест­ву оказалась одной из предпосылок указан­ных выше полезных практических предло­жений автора о путях и формах междуна­родно-правового регулирования охраны международных рек от загрязнения.

      Иная позиция, основывающаяся на отри­цании понятия международной реки как единого хозяйственного объекта и допуска­ющая неограниченную возможность дейст­вий каждого из государств на участке реки в пределах его государственных границ в силу присущего ему суверенитета в боль­шинстве случаев означает защиту привиле­гированного положения государств, распо­ложенных в верховьях международных рек. Если согласиться с тем, что вышерасполо­женное государство не обязано в силу меж­дународного права ограничивать удовлетво­рение своих нужд в зависимости от того, может ли тогда удовлетворить свои нужды нижерасположенное государство, то рано или поздно придется согласиться с произ­волом вышележащего государства в отно­шении нижележащего и с отсутствием за­интересованности первого в каком-либо международном сотрудничестве в целях охраны от загрязнения международной ре­ки. Такая перспектива вряд ли согласует­ся с прогрессивными принципами развития международных отношений.

      Рецензируемая книга имеет большую по­знавательную ценность и представляет ин­терес как для юристов социалистических стран, так и для широких кругов междуна­родной общественности, связанных с проб­лемами охраны международных рек от за­грязнения.

      О. С. Колбасов

    Информация обновлена:21.12.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru