Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Седугин, П. И.
О социалистической собственности общественных
организаций /П. И. Седугин.
//Советское государство и право. -1964. - №
11. - С. 66 - 74
  • Статья находится в издании «Советское государство и право :»

  • Материал(ы):
    • О социалистической собственности общественных организаций.
      Седугин, П. И.

      О социалистической собственности общественных организаций

      Кандидат юридических наук П. И. Седугин

      В период развернутого строительства коммунизма в нашей стране повышается роль общественных организаций. Особенно возрастает зна­чение профсоюзов как школы управления, школы хозяйствования, школы коммунизма. Возрастает роль коммунистического союза моло­дежи, значение кооперации, получат развитие и другие общественные объединения трудящихся: научные, научно-технические и научно-про­светительные общества, организации рационализаторов и изобретате­лей, союзы работников литературы, искусства, журналистики, культур­но-просветительные, спортивные общества. Программа КПСС предус­матривает, в частности, расширение участия общественных организа­ций в управлении учреждениями культуры, здравоохранения и соци­ального обеспечения, передачу в их ведение в течение ближайших лет руководства зрелищными предприятиями, клубами, библиотеками и другими культурно-просветительными учреждениями, находящимися в ведении государства.

      О повышении роли общественных организаций в период разверну­того строительства коммунизма свидетельствует и то, что Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и но­вые гражданские кодексы выделили, наряду с собственностью общена­родной и собственностью колхозов, иных кооперативных организаций и их объединений, также и собственность общественных организаций.

      Статья 20 Основ определяет, что социалистической собственностью являются: государственная (общенародная) собственность; собствен­ность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений; собственность общественных организаций. Конституция СССР упоми­нает лишь о двух формах социалистической собственности: государст­венной и кооперативно-колхозной. Но уже до принятия Основ и в за­конодательстве, и в юридической практике наметилась тенденция раз­личать собственность кооперативно-колхозных организаций, с одной стороны, и собственность профсоюзных и иных общественных органи­заций, с другой[1]. Выделение в Основах собственности общественных организаций в качестве самостоятельной формы социалистической соб­ственности имеет важное значение и для правового регулирования этой собственности, в частности для ее защиты[2].

      67

      По своему удельному весу в экономике нашей страны собственность профсоюзных и иных общественных организаций сравнительно неве­лика. Ведущей формой социалистической собственности в СССР явля­ется государственная (общенародная) собственность, охватывающая свыше 90% всех средств производства в нашей стране. Государствен­ная собственность принадлежит единому собственнику — Советскому государству. Собственность общественных организаций несравненно меньше и собственности колхозов и иных кооперативных организаций. Вместе с тем собственность общественных организаций играет исклю­чительно важную роль в качестве материальной базы деятельности профсоюзных и иных общественных организаций при осуществлении ими своих функций, особенно в области культурно-воспитательной, идеологической работы.

      Все три формы социалистической собственности однотипны по своей социальной природе. Но между ними имеются и определенные разли­чия. В отличие от государственной собственности, собственность обще­ственных организаций, как и кооперативно-колхозная, принадлежит не одному, а многим собственникам — общественным организациям, т. е. представляет собой коллективную собственность.

      Между собственностью общественных организаций и кооператив­но-колхозной, несмотря на их большое сходство, также имеются суще­ственные различия. Наличие колхозно-кооперативной собственности связано объективно с существованием в СССР колхозного крестьян­ства как класса, объединенного на добровольных началах в колхозы и колхозно-кооперативные объединения. Наличие профсоюзно-общественной собственности не связано с существованием того или иного класса; на базе деятельности профсоюзных и иных общественных ор­ганизаций (добровольных обществ, объединений лиц творческих про­фессий и т. д.) не возникают особые социальные группы или классы. Профсоюзы объединяют в своих рядах как рабочих, так и служащих, работающих на предприятиях, транспорте, в строительстве, совхозе, учреждении или организации, а также учащихся высших и средних спе­циальных и иных учебных заведений профессионально-технического об­разования (см. ст. 1 Устава профессиональных союзов СССР). Члена­ми спортивных обществ являются рабочие, служащие, колхозники, чле­ны их семей, учащиеся и т. д. Общества слепых и глухих объединяют в своих рядах граждан СССР по признаку определенного физического недостатка (глухота и т. д.).

      Основной формой деятельности колхозов, кооперативных органи­заций, их объединений является хозяйственная деятельность в широ­ком смысле слова,

      Соответственно этому основной источник образования кооператив­но-колхозной собственности — это доходы от расширенного социали­стического воспроизводства, от хозяйственной деятельности, а основ­ное место среди объектов этой формы собственности занимают объекты производственного назначения: предприятия, сооружения, тракторы, комбайны, другие машины, транспортные средства и т. д. (см. ст. 23 Основ).

      Дли профсоюзных и иных общественных организаций хозяйствен­ная деятельность имеет, по общему правилу, вспомогательное назна­чение; основной формой деятельности этих организаций является ли­бо политическая, либо научная и научно-просветительная, либо куль­турно-массовая работа. Хозяйственная деятельность общественных организаций имеет по отношению к их основной деятельности подчи­ненное, служебное значение. Отсюда и основным источником образо-

      68

      вания собственности общественных организаций являются не дохо­ды от хозяйственной деятельности, а членские взносы членов этих организаций и доходы от проведения разнообразных платных культурно-просветительных, физкультурно-спортивных и иных меро­приятий.

      Основное место среди объектов собственности общественных орга­низаций занимают объекты непроизводственного назначения: клубы, дома и дворцы культуры, стадионы, дома отдыха и санатории, пионер­ские лагеря, туристские базы и т. д. (см. ст. 24 Основ, ст. 103 ГК РСФСР). Однако это вовсе не означает, что хозяйственная и в част­ности производственная деятельность не имеет никакого значения для общественных организаций. Многие из этих организаций располагают значительными средствами производства, а некоторые предусматрива­ют в своих уставах (Положениях) хозяйственную деятельность в ка­честве одной из своих функций. Например, общества слепых и глухих уже в момент своего образования предусмотрели в качестве одной из функций осуществление хозяйственной деятельности на базе собствен­ных учебно-производственных предприятий и мастерских, конструктор­ских бюро и т. д.

      Для большинства же общественных организаций хозяйственная, производственная деятельность не является основной формой деятель­ности. Так, основная задача промышленных предприятий обществ охот­ников и рыболовов «Росохотрыболовсоюза» — это удовлетворение спро­са охотников и рыболовов на охотничье-рыболовные товары и снаря­жение. Производством указанных изделий общества охотников и ры­боловов вынуждены заниматься в силу того, что государственная и кооперативная промышленность не вырабатывает в нужном количест­ве и ассортименте охотничье-рыболовную продукцию, а многие ее виды и вовсе не выпускает, а поэтому и не может полностью обеспечить на­селение предметами охотничье-рыболовного снаряжения.

      Среди источников образования собственности общественных орга­низаций важное место занимает материальная и финансовая помощь этим организациям со стороны Советского государства, колхозов и иных кооперативных организаций, предприятий и учреждений[3]. К тому же, если учесть, что членские взносы члены этих общественных орга­низаций вносят за счет своих трудовых доходов, получаемых за рабо­ту на социалистических предприятиях, в учреждениях и организациях можно утверждать, что собственность общественных организаций как особая форма собственности по своим источникам образования в из­вестной степени является производной от других форм социалистиче­ской собственности: государственной и кооперативно-колхозной. Но это обстоятельство не умаляет самостоятельного значения данной формы собственности и не может, вопреки высказанному в юридической ли­тературе мнению[4], служить причиной того, чтобы эта собственность не

      69

      упоминалась в законе в  качестве  одной  из  форм  социалистической собственности.

      Социалистическая собственность общественных организаций от­личается от кооперативно-колхозной собственности не только по ис­точникам своего образования; между ними имеются известные разли­чия и по степени обобществления и методам (способам) управления имуществом. Так, в системе кооперативных организаций имущество обобществляется в пределах данного колхоза, данной кооперативной организации, каждая из которых и является самостоятельным субъек­том права кооперативной собственности. Имущественные отношения кооперативной организации с вышестоящим союзом и между отдель­ными звеньями данной кооперативной системы по распоряжению иму­ществом и т. д. строятся не на основе административных актов (актов внутрикооперативного управления), а на основании договоров, причем основные средства передаются от одного кооператива другому воз­мездно[5].

      В отличие от этого, во многих общественных организациях, образу­ющих свою систему (со своим центром), обобществление имущества выходит за пределы отдельных организаций, образуя единство фонда имущества данного объединения общественных организаций (общества, союза и пр.). Здесь необходимо сразу же оговориться, что в различных общественных организациях (объединениях) степень обобществления имущества будет различной. В юридической литературе правильно от­мечалось, что существуют общественные организации, имущество кото­рых по своей юридической природе сходно с имуществом кооператив­ных организаций. Но существуют и объединения, имущество которых характеризуется более высокой степенью обобществления[6]. Одни об­щественные организации, как правило небольшие однозвенные, обоб­ществляют свое имущество в рамках данной организации, другие — в рамках района, города, третьи — в пределах союзной республики, а не­которые крупные многозвенные организации — в пределах всего Совет­ского Союза, Заметим, что чем шире круг деятельности общественной организации (объединения), чем большее число членов объединяет она в своих рядах, чем больше имущества принадлежит этой организации, тем выше степень обобществления этого имущества, «тем больше возникает потребность у общественной организации закрепить те или другие части принадлежащего ей имущественного фонда в оперативное управление создаваемых с этой целью специальных орга­низаций (предприятий, учреждений), признав их юридическими ли­цами»[7].

      Из этого правильного, на наш взгляд, положения были сделаны, однако, разные выводы. По мнению одних, в случаях, когда общест­венные организации образуют систему, например профсоюзные органи­зации, обобществление имущества выходит за пределы отдельных об­щественных организаций, образуя единство фонда всего имущества си­стемы, которая и признается собственником[8]. Другие же, отмечая стремление общественных организаций к централизации своих имуще-

      70

      ственных фондов, считают, что собственником имущества остается каж­дая общественная организация[9].

      Первая точка зрения представляется более правильной. Вместе с тем и она нуждается в уточнениях. Дело в том, что некоторые обще­ственные организации, образуя в организационном отношении единую систему, не обобществляют, однако, своего имущества в пределах всей системы, хотя обобществление имущества внутри этой системы и вы­ходит за пределы низовых или первичных организаций. Общественные организации не имеют единого правового регулирования. Степень обоб­ществления имущества в различных организациях разная, разнообраз­ны и цели, для достижения которых создаются общественные органи­зации. Поэтому вполне правильным является включение в новые ГК союзных республик нормы, устанавливающей правило, что профсоюз­ные и иные общественные организации владеют, пользуются и распо­ряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (Положениями)[10].

      Наиболее высокую степень обобществления имущества имеют проф­союзы СССР. Они активно участвуют в строительстве коммунистиче­ского общества в нашей стране. Программа КПСС предусматривает конкретные пути повышения роли и значения профсоюзов как школы управления, школы хозяйствования, школы коммунизма.

      Профсоюзы располагают значительными имущественными и денеж­ными ценностями на праве собственности: клубами, домами и двор­цами культуры, стадионами, пионерскими лагерями, домами и дворца­ми спорта, дворцами труда и домами союзов, культурно-просветитель­ными фондами и т. д. Вместе с тем они управляют многомиллионным бюджетом государственного социального страхования, входящим в ка­честве составной части в государственный бюджет СССР. За счет средств государственного социального страхования осуществляется, в частности, финансирование деятельности находящихся в ведении проф­союзов институтов и музеев охраны труда, профилакториев, альпинист­ских лагерей, туристских баз, пионерских лагерей[11].

      Согласно ст. 154 КЗоТ РСФСР профсоюзы имеют право: а) приоб­ретать имущество, владеть им; б) заключать всякого рода договоры, сделки и т. п. на основании действующего законодательства. Право профсоюзных организаций иметь в своей собственности имущество за­крепляется и ст. 24 Основ.

      В юридической литературе уже обращалось внимание на высокую степень обобществления имущества профсоюзов[12]. Об этом свидетель­ствует, в частности, то обстоятельство, что передача зданий, помеще­ний, сооружений и других объектов, относящихся к основным сред­ствам, от одной профорганизации другой производится в пределах области (края, республики, не имеющих областного деления), по реше­нию областного, краевого, республиканского комитета или совета проф­союзов; между областями — по решению республиканского (краево­го) совета профсоюзов; между республиками, краями и областями РСФСР — по решению Секретариата ВЦСПС. Причем перераспреде­ление основных средств в системе профсоюзов происходит безвозмезд­но. Реализация излишних, не используемых основных средств произ-

      71

      водится профсоюзными организациями и их учреждениями и предприя­тиями при условии отказа вышестоящего органа от их перераспреде­ления и непринятия этих основных средств для продажи сбытовыми организациями. Не трудно заметить, что по способам управления своим имуществом профсоюзные организации ближе к государственным, чем к кооперативным организациям.

      Денежные средства профсоюзов также обобществлены, централи­зованы в пределах всей системы профсоюзов, что находит отражение в сводном бюджете профсоюзов СССР. Профсоюзный бюджет, утверж­денный в установленном ВЦСПС порядке и включающий в себя фи­нансовые планы (сметы) всех профсоюзных организаций и их учреж­дений, предприятий и добровольных спортивных обществ профсоюзов, является обязательным для каждого профсоюзного органа и имеет ха­рактер директивы, определяющей направление финансовой деятельно­сти на предстоящий период[13]. Денежные средства, поступающие от членов профсоюза в виде членских взносов, централизуются в Госбан­ке СССР на особых собирательно-распределительных субтекущих, транзитных и централизованных счетах отраслевых профсоюзов, с ко­торых и производится финансирование профсоюзных организаций (ФЗМК, городских, областных, краевых, республиканских комитетов и советов профсоюзов и ВЦСПС) в размерах, указанных в специальной стандартной справке вышестоящего профсоюзного органа[14]. Согласно ст. 57 Устава профсоюзов СССР право распоряжения денежными сред­ствами и имуществом профсоюзов принадлежит избранным профсоюз­ным органам.

      Исходя из изложенного, мы считаем правильным высказанное в юридической литературе мнение о том, что все имущество профсоюзных организаций образует единый фонд профсоюзной собственности, общую профсоюзную собственность[15]. По нашему мнению, профсоюзное иму­щество принадлежит не отдельным профсоюзным органам и не орга­низации профсоюзов в целом[16] (профсоюзы не образуют единой орга­низации, союза, федерации и т. л.), а профсоюзам, представляя собой коллективную, совместную собственность последних.

      В системе профсоюзов юридическими лицами признаются не сами профсоюзы, а их комитеты и советы (от ФЗМК до ВЦСПС). Аналогич­но решается вопрос о юридической личности и в Уставах ряда других крупных общественных организаций — Научно-техническое общество СССР (НТО СССР), Всесоюзное общество изобретателей и рационали­заторов (ВОИР), ДОСААФ СССР и др. Не ставя в настоящей статье задачу осветить полностью вопрос о том, как и в каком порядке общественные организации выступают в качестве юридических лиц, заметим лишь, что в Уставах этот вопрос разрешается непоследовательно и, на наш взгляд, не вполне правильно[17]. Органы общественных организаций (комитеты, советы, правления и т. п.), признаваемые уставами в каче­стве юридических лиц, в действительности осуществляют лишь право­мочия самой организации, которая в соответствии со ст. 11 Основ и

      72

      является юридическим лицом. Вместе с тем признание в качестве юри­дических лиц органов, а не соответствующих территориальных орга­низаций общества, союза, отражает, на наш взгляд, стремление по­следних не дробить единый фонд имущества объединения в целом между многими организациями как самостоятельными субъектами пра­ва собственности, что соответствует общей тенденции объединения иму­щества отдельных организаций в единый фонд общества, союза и т. д.

      В качестве самостоятельных субъектов права собственности высту­пают и руководимые профсоюзами добровольные общественные орга­низации: ВОИР, НТО СССР, кассы взаимопомощи профсоюзов. Одной из особенностей в положении этих организаций является то, что уже сейчас достаточно ясно видна тенденция к объединению имущества, принадлежащего каждой из этих организаций, с профсоюзной собст­венностью, к слиянию в единый фонд профсоюзно-общественной соб­ственности, что находит проявление в установлении единого порядка управления имуществом, в оказании постоянной финансовой помощи указанным организациям со стороны профсоюзов СССР и т. д.

      Как самодеятельная общественная организация выступает Коммуни­стический союз молодежи (ВЛКСМ), призванный помогать партии воспитывать молодежь в духе коммунизма, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне разви­тых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме[18].

      Коммунистический союз молодежи — это не союз отдельных орга­низаций, обществ, а единая общественная организация в масштабе всей страны. В области имущественных отношений ВЛКСМ пользуется все­ми правами, предоставленными законом общественным организациям в СССР. Он имеет в собственности имущество, необходимое ему для осу­ществления своей деятельности по политическому воспитанию моло­дежи: пионерские лагеря и дворцы, молодежные туристские базы, го­стиницы, издательства, культурно-просветительные фонды и т. д. Основ­ным источником образования его средств являются членские взносы его членов; эти средства расходуются на проведение разнообразных мероприятий комитетами ВЛКСМ на основании финансовых бюджетов (смет), утверждаемых в установленном ЦК ВЛКСМ порядке. Бюджеты (сметы) отдельных организаций ВЛКСМ образуют единый бюджет союза[19]. Разумеется, финансово-хозяйственная деятельность ВЛКСМ невелика и не может сравниться по своему значению с основной, глав­ной его деятельностью по политическому воспитанию молодежи.

      Большую группу общественных организаций составляют разнооб­разные добровольные общества: научные, спортивные, оборонно-спор­тивные, культурно-просветительные и др., осуществляющие свою деятельность я а основе уставов, соответствующих Положению о добро­вольных обществах и их союзах[20]. Согласно этому Положению добро­вольные общества пользуются правами юридических лиц (п. 15), а сле­довательно, являются субъектами гражданских прав, могут иметь в собственности необходимое для достижения своих целей имущество[21]. Собственником этого имущества является добровольное общество в це-

      73

      лом, а его низовые организации (например, отделения) пользуются весьма широкой имущественной самостоятельностью в осуществлении своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению отдель­ными комплексами этого имущества.

      В соответствии с Положением добровольные общества могут объ­единяться в союзы, которые также пользуются правами юридических лиц, являются собственниками принадлежащего им имущества. По об­щему правилу, входящие в союз добровольные общества не утрачи­вают права собственности на то имущество, которым они владели ранее, до объединения. Таким образом, в этих случаях хотя обществен­ные организации и образуют систему (союз) и обобществление иму­щества выходит за рамки первичных или низовых организаций, однако единого фонда всей системы не образуется: имущество принадлежит либо отдельным добровольным обществам, либо союзу этих обществ, причем взаимоотношения союзов с входящими в них добровольными обществами могут быть разными. Так, Союз спортивных обществ и организаций СССР и входящие в него спортивные общества и органи­зации никаких взаимных отчислений друг другу не производят, имея самостоятельные источники образования своих средств[22].

      Напротив, средства «Росохотрыболовсоюза» образуются главным об­разом за счет внутрисистемных отчислений и взносов, причем эти сред­ства расходуются не только на нужды правления союза, но и на обеспе­чение деятельности союза в целом, для чего он образует особые фонды: фонд кредитования, фонд культурно-бытовых мероприятий и др. С об­разованием союза создались предпосылки к слиянию имущества от­дельных обществ охотников и рыболовов в единый фонд имущества сою­за в целом.

      Особую группу общественных организаций составляют общества и союзы лиц творческих профессий (Союз писателей СССР, Союз худож­ников СССР, Всероссийское театральное общество и др.), представляю­щие собой, как правило, крупные многозвенные организации (объеди­нения). Представляется, что субъектами права собственности следует считать в этих случаях общественную организацию (общество, союз), а не входящие в ее состав звенья: отделения, предприятия, учрежде­ния[23]. Не являются, по нашему мнению, субъектами права собствен­ности и создаваемые союзами особые организации — фонды (литера­турный и др.), образуемые для удовлетворения материальных и куль­турных потребностей членов творческих союзов. Имущество фондов — это имущество соответствующих творческих союзов.

      Из изложенного видно, что степень и характер обобществления иму­щества в различных общественных организациях различны, как раз­личны цели, для достижения которых создаются эти организации. Од­нако общим для всех групп общественных организаций является стрем­ление к объединению мелких, небольших организаций в более крупные объединения (общества, союзы и т. п.), к объединению сил и имущест­ва для достижения целей своей деятельности.

      В отличие от кооперативов (колхозов), общественные организации, по общему правилу, непосредственно сами не занимаются оперативно-хозяйственной, производственной, торговой деятельностью, создавая для этих целей различного рода предприятия: производственные, торговые

      74

      и др. Лишь некоторые общественные организации можно в извест­ном смысле назвать производственными организациями (например, Всероссийское общество слепых), но и в этих организациях коопера­тивного типа основным производственным звеном является предприя­тие, хозяйство и т. п.

      Предприятия общественных организаций имеют определенное отли­чие от кооперативных. В первых работа выполняется, как правило, гражданами, состоящими с ними в трудовых отношениях; оплата тру­да рабочих и служащих, работающих на этих предприятиях, произво­дится в виде заработной платы в денежной форме, независимо от того, является ли работник членом данной организации. Следовательно, предприятия общественных организаций в этом отношении ближе к го­сударственным, чем к кооперативным. При этом, однако, не следует за­бывать, что предприятия общественных организаций принадлежат этим организациям, т. е. не представляют общенародного достояния, хотя многие из них (либо их продукция) по своему назначению и предназна­чены для общенародного пользования.

      Принадлежность этих предприятий к общественным организациям сказывается и на способах управления ими: их руководители назна­чаются коллегиальными органами обществ, союзов и т. п. и общее ру­ководство осуществляется коллегиальными органами (правлениями, советами, комитетами и т. д.). Многие из этих предприятий имеют обо­собленное имущество и самостоятельный баланс и, следовательно, должны признаваться юридическими лицами. В связи с этим следует признать правильным высказанное в литературе мнение о введении в действующее гражданское законодательство нормы, предусматриваю­щей правило, что имущество, закрепленное за предприятиями и учреж­дениями общественных организаций, состоит в их оперативном управ­лении[24]. Как известно, в настоящее время такое правило установлено лишь в отношении государственного имущества, а также в отношении имущества межколхозных, государственно-колхозных и иных государ­ственно-кооперативных организаций (см. ст. 21 Основ, ст. 117 ГК РСФСР, ст. 113 ГК УССР и др.).

      Таковы некоторые вопросы права собственности общественных орга­низаций. Из сказанного видно, что выделение в Основах гражданского законодательства и в новых ГК союзных республик собственности об­щественных организаций в качестве особой формы социалистической собственности является вполне оправданным и соответствует тому зна­чению, которое имеют общественные организации в период развернуто­го строительства коммунизма. Основы гражданского законодательства и новые ГК союзных республик создали базу, на которой будет в даль­нейшем развиваться правовое регулирование этой формы собственности, совершенствоваться законодательство в направлении слияния всех форм социалистической собственности в единую общенародную собственность. До тех пор пока этот процесс не завершен, особое правовое регулирова­ние собственности общественных организаций необходимо.

      [1]См., например, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, вве­денное в действие с 1 января 1952 г.; постановление ЦИК и СНК СССР «Об имуще­ственной ответственности профессиональных союзов» от 23 января 1929 г (СЗ СССР, 1929, № 7, ст. 63) и др.

      [2]Заметим, что ст. 28 Основ, ст. 153 ГК РСФСР (и соответствующие статьи ГК других союзных республик) распространили на имущество общественных организаций принцип неограниченной виндикации, установив, что это имущество, неправомерно от­чужденное каким бы то ни было способом, может быть истребовано от всякого приобретателя.

      [3]Формы помощи общественным организациям со стороны Советского государства очень разнообразны:  в  одних случаях — это особые отчисления  за  произведенные членами этих организаций работы, в других — ассигнования на выполнение наиболее важных задач, в третьих — прямое финансирование их деятельности. Последнее, прав­да, имеет все меньшее значение.

      [4]3.Г. Крылова считает необоснованным упоминание в собственности обществен­ных организаций в ст. 20 Основ как об особой форме социалистической собственно­сти на том основании, что эта собственность производна от государственной и коо­перативно-колхозной (см. «Труды» Иркутского государственного  университета, 1962, с. 60). С этим нельзя согласиться. Если исходить из этих мотивов, то следует прийти к выводу, что и о личной собственности граждан не следовало упоминать в Основах, поскольку она производна от социалистической собственности.

      [5]См. «Советское гражданское  право»,  т.  I,  Госюриздат,  М., 1959, с. 317—319; Я.Ф. Миколенко, Право кооперативной собственности в СССР, АН СССР, М., 1961, с. 70 и сл.

      [6]См. С.Н. Братусь, Субъекты гражданского права, Госюриздат, М., 1950, с. 119.

      [7]Д. Генкин, Оперативное управление как институт советского гражданского права («Советская юстиция», 1963, с. 4).

      [8]См. «Научно-практический комментарий к Основам гражданского законодательства», Госюриздат, М., 1962, с. 129.

      [9]См  3.Г. Крылова, цит. соч., с. 59.

      [10]См., например, ст. 102 ГК РСФСР, ст. 115 ГК Узбекской ССР, ст. 97 ГК УССР.

      [11]См. «Финансы  профессиональных союзов СССР», Профиздат, М., 1961, с.18.

      [12]См. С.Н. Братусь, цит. соч., с. 119; Я.Л. Киселев, О правовом положении профсоюзных организаций  в  СССР  («Советское  государство  и  право»,  1956,  № 4, с. 68) и др.

      [13]См. «Финансы профессиональных организаций СССР», с. 17.

      [14]См там же, с.15.

      [15]См. «Правовое положение профессиональных союзов СССР», изд. ЛГУ, 1962, с.139.

      [16]Так, по мнению В.П. Грибанова,  профсоюзное имущество  принадлежит «ор­ганизации профсоюзов в целом», а не отдельным профсоюзам  (см. В.П. Грибанов, Юридические лица, изд. МГУ,  1961, с.  106).

      [17]Например, признавая органы общества юридическими лицами, Устав ВОИР одновременно указывает, что эти органы осуществляют права от имени общества, а не от своего имени (см. ст. 16, 21 и 31 Устава ВОИР).

      [18]См. «Программа Коммунистической партии Советского Союза», Госполитиздат, М, 1961, с. 107—108.

      [19]См. Инструкцию по бухгалтерскому учету в обкомах, крайкомах комсомола и ЦК ВЛКСМ союзной республики, изд. «Молодая гвардия», М., 1959

      [20]См. СУ РСФСР, 1932, № 72, с. 331.

      [21]О добровольных обществах см. В. Кравченко, Добровольные общества в СССР, изд. «Юридическая литература», 1964.

      [22]См. ст. 41  Устава союза. Основным источником финансирования деятельности добровольных спортивных обществ профсоюзов являются отчисления из профсоюзного бюджета на развитие физической культуры и спорта среди рабочих и служащих.

      [23]См. «Научно-практический комментарий к Основам гражданского законодатель­ства», с. 130,

      [24]См. Д. Генкин, цит. соч.

    Информация обновлена:17.12.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru