Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Хакимов, М. Х.
О предмете науки советского строительства /М.
Х. Хакимов.
//Советское государство и право. -1961. - № 5
. - С. 110 - 116
  • Статья находится в издании «Советское государство и право :»

  • Материал(ы):
    • О предмете науки советского строительства.
      Хакимов, М. Х.

      М. X. Xакимов, кандидат юридических наук

      О предмете науки советского строительства

      За последнее время заметно оживилась научная работа в области советского строительства. Кафедры государственного права юридических факультетов университетов и юридических институтов переименованы в кафедры государственного права и советского строительства. В Институте государства и права Академии наук СССР создан сектор государственного управления и советского строительства. Аналогичные секторы организованы в составе институтов философии и права академий наук ряда союзных республик. В учебный план высших юридических учебных заведений включен спецкурс — «Советское строительство»[1]. За период после XX съезда КПСС увеличился выпуск литературы по опыту работы Советов.

      Но несмотря «а это, ряд теоретических вопросов науки советского строительства,. в том числе и вопрос о ее предмете и системе; все еще остается наименее разработанным в советском государствоведении. Между тем, проблема развития Советов в период: развернутого строительства коммунизма и их взаимоотношений с общественными организациями и многочисленными формами самодеятельности масс, развитие социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление и многие другие должны найти свое отражение в Конституция СССР и в конституциях союзных и автономных республик[2].

      О предмете науки советского строительства в разное время были высказаны различные точки зрения[3]. В. Ф. Коток видит предмет науки советского строительства в изучении организационных отношений, складывающихся в процессе деятельности, советского государственного аппарата, которые в силу своих особенностей не закреплены правом или вообще не укладываются в рамки правового регулирования. Эти отношения, по мнению В. Ф. Котока, регулируются организационными обычаями или организационными правилами, не являющимися, с точки зрения советской юридической науки, нормами права. В силу этого советское строительство не является «какой-либо отраслью юриспруденции в строгом смысле слава. Однако оно, несомненно, принадлежит к числу государствоведческих наук…»[4]

      Бесспорно, что ряд форм творческой, организаторской деятельности Советского государства, отношения, связанные с непосредственным участием миллионных масс в государственном управлении и развитием общественной самодеятельности, и многие другие, изучаемые и обобщаемые наукой советского строительства, не всегда укладываются в рамки правового регулирования. Но хотя перечисленные отношения занимают значительное место в системе предмета науки советского строительства, сфера этого предмета ими не покрывается. Поэтому видеть отличие советского строительства от советского конституционного[5] и административного права только в том, что изучаемые им отношения регулируются организационными обычаями и организационными правилами, и, исходя из этого, ставить советское строительство вне области юридических наук, по нашему мнению, является необоснованным[6].

      Общеизвестно, что единая советская государственная власть осуществляется в деятельности различных звеньев органов государственной власти, государственного управления, местных Советов, суда и прокуратуры. Все эти органы являются органами Советского государства, государственным аппаратом. Поэтому, естественно, наука советского строительства не может обобщить практический опыт государственного аппарата во всех областях деятельности. Она изучает и обобщает опыт организаторской работы Советов и их органов сверху донизу, а также деятельность объединенных ими' многочисленных самодеятельных организаций трудящихся.

      По вопросу о предмете науки советского строительства А. А. Аскеров защищал отличную от В. Ф. Котока точку зрения. По мнению А. А. Аскерова, понятие советского строительства «в широком смысле этого слова, включает всю совокупность мероприятий, направленных на развитие, улучшение и укрепление системы Советов»[7]. Предметом изучения науки советского строительства в узком смысле этого слова, пишет он, является «вопрос об организации работы советского государственного аппарата» или «вопросы организации работы Советов, их исполнительных и распорядительных органов и примыкающих к Советам многочисленных инициативных объединений трудящихся, вопросы организационно-политических отношений, складывающихся в процессе практической деятельности советского государственного аппарата»[8].

      В отличие от В. Ф. Котока А. А. Аскеров считает, что организационные отношения, составляющие предмет науки советского строительства, регулируются как нормами права, так и нормами морально-политического характера. При этом вопрос об отличии советского строительства от советского конституционного и административного права 4. А. Аскеров решает в том плане, что наука советского строительства, изучающая организационные формы и методы, в которых воплощаются и находят свое осуществление государственно-правовые отношения, составляющие предмет советского конституционного и административного права, является формой решения задач по отношению к конституционному и административному праву.

      Конституционное и административное право, устанавливая те или иные институты, одновременно определяют как правовые формы их существования, принципы организации, так и методы их работы. Например, нормы конституционного права не только закрепляют советскую представительную систему, но и определяют сессионную форму ее деятельности. Нормы административного права также, например, закрепляют не только структуру и полномочия исполнительно-распорядительных органов, но и определяют наименование и юридическую силу их актов и форму их деятельности в каждой конкретной отрасли государственного управления. Поэтому всякая попытка отделить форму от содержания и возвести форму организации тех или иных актов в ранг самостоятельной науки заранее обречена на неудачу.

      По форме несколько отличную, но по содержанию близкую к взглядам А. А. Аскерова точку зрения по вопросу о предмете науки советского строительства защищает В. А. Пертцик. Предметом науки советского строительства, утверждает он, являются правовые и организационные отношения, возникающие в процессе внутриорганизационной и организационно-массовой работы Советов и их исполкомов[9]. Поэтому, касаясь соотношения советского строительства с конституционным и административным правом, В. А. Пертцик не случайно занимает аналогичную с А. А. Аскеровым позицию. Он считает, что если нормы конституционного права определяют правовое положение органов власти и управления, а нормы административного права регулируют отношения, возникающие в процессе их исполнительной и распорядительной деятельности, то правовые нормы и организационные обычаи советского строительства регулируют «во-первых, внутриорганизационные отношения, складывающиеся в процессе реализации этими органами принадлежащих им функций и прав с помощью их аппарата и вспомогательных органов.... и, во-вторых, отношения, складывающиеся в процессе организации и вовлечения трудящихся в управление»[10].

      Положительным является то, что В. А. Пертцик в своих суждениях более конкретно, чем другие авторы, говорит об отношениях Советов и их исполнительных комитетов с избирателями, особенно об отношениях, в которые они вступают через многочисленные организации общественной самодеятельности. В равной степени заслуживает внимания рассмотрение им отношений Советов и их органов со своими депутатами и отношений между депутатами и исполкомами Советов, связанных с деятельностью депутатов в своих избирательных округах. Но предмет советского строительства не исчерпывается этими отношениями, они являются лишь звеньями в цепи общественных отношений, изучаемых этой наукой.

      Вопрос о предмете науки советского строительства связан единым характером Советов как органов государственной власти и общественного самоуправления. Советы являются такой государственной формой диктатуры пролетариата, которая, обеспечивая привлечение всех трудящихся масс к «постоянному» и «решающему участию в демократическом управлении государством», тем самым отрицает государство как публичную власть, отделенную от массы народа[11], как «наличность особого класса лиц, в руках которого сосредоточивается власть»[12].

      В своих знаменитых десяти тезисах о Советской власти В. И. Ленин писал: «Дальнейшее развитие советской организации государства должно состоять в том, чтобы каждый член Совета обязательно нес постоянную работу по управлению государством, наряду с участием в собраниях Совета;— а затем в том, чтобы все население поголовно привлекалось постепенно как к участию в советской организации (при условии подчинения организациям трудящихся), так и к несению службы государственного управления»[13]. А такое поголовное участие всех граждан в государственном управлении прежде всего и больше всего осуществляется через Советы. Поэтому Советы в одно и то же время являются «единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата»[14], непосредственной организацией трудящихся и эксплуатируемых масс, дающей «возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредсгвенной и прямой демократии»[15]. «Для нас демократия,— говорил на XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев,— это подлинная власть народа, это всемерное развитие самодеятельности и активности трудящихся масс, их самоуправление». При этом, по мере продвижения к коммунизму, государственный характер Советов будет постепенно исчезать, а их качество как массовых органов общественного самоуправления будет все более полно и неуклонно умножаться, развертываться[16].

      Эти ленинские положения о Советах как о самых массовых организациях трудящихся и о путях их перерастания в органы общественного коммунистического самоуправления, развитые и обогащенные в решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК КПСС, составляют теоретическую основу науки советского строительства. Обобщение богатейшего опыта организаторской работы Советов и их комиссий, исполкомов и их отделов и управлений, а также развитие общественных начал в их деятельности и разработка связанных с этим теоретических проблем является главной задачей этой науки.

      Из сказанного вытекает, что предметом науки советского строительства являются отношения, связанные с организаторской работой Советов как органов государственной власти и общественного самоуправления и развитием общественных начал в их деятельности. При этом организаторская работа, на наш взгляд, охватывает властные действия Советов и их деятельность как органов общественного самоуправления. Это целая система мероприятий, в которых находит выражение многогранная практическая деятельность Советов по выполнению ими своих задач и функций, организация, структура и методы работы Советов и их органов, пути их дальнейшего усовершенствования и развития, положительная инициатива и самодеятельность Советов и народных масс в области государственной деятельности, вопросы взаимодействия Советов и народных масс в области государственной деятельности, вопросы взаимодействия Советов и их органов с общественными организациями по выполнению государственных задач, непосредственная работа Советов и их депутатов, комиссий и исполнительно-распорядительных органов Советов с массами и их самодеятельными организациями, всемерное развертывание социалистической демократии и усиление общественных начал в деятельности всех звеньев Советов и их органов и т. д. и т. п. Изучением этих мероприятий наука советского строительства занимается независимо от того, предусмотрены ли они законодательством или регулируются организационными обычаями и правилами коммунистического самоуправления.

      Такое положение объясняется именно двуединой природой Советов и двуединым характером их деятельности. Деятельность Советов как органов народной власти и является выражением единства этих сторон. Так, например, сессии Советов являются конституционной формой их деятельности, в то же время представляют собой форму осуществления государственно-властных полномочий на общественной основе. Компетенция Советов и их органов, установленная законодательством, является основой их разносторонней организаторской работы. Выборность, сменяемость и отчетность депутатов— это конституционные принципы советской представительной системы, хотя их содержание и имеет общественный характер.

      Кроме того, и само развитие общественных начал в государственном управлении и связанная с ним непосредственная организаторская работа в массах в той или иной степени имеют место в деятельности всего советского государственного аппарата и в обеспечении применения и охраны норм всех отраслей социалистического права.

      Наука советского строительства изучает и богатейший опыт участия трудящихся в решении государственных дел во всех звеньях Советов, их комиссий и исполкомов, направленных на выполнение ими своих задач и функций по руководству хозяйственным и культурным строительством. Что касается других государственных и общественных организаций и учреждений, то их деятельность изучается данной наукой в той части, в какой она объединяется и координируется Советами и их органами. Особенность науки советского строительства заключается в том, что она изучает развитие общественных начал в деятельности Советов, которые, во-первых, составляют основу Советского государства, всего государственного аппарата, во-вторых, являются носителями полноты государственной власти на подведомственных им территориях и, в-третьих, именно в деятельности Советов прежде всего будет находить свое выражение развитие советской государственности в систему общественного коммунистического самоуправления. Это и позволяет утверждать, что наука советского строительства изучает развитие общественных начал в деятельности Советов как нечто цельное, ибо принципы и положения, разработанные этой наукой, являются общими для всех органов Советского государства и для всех областей их деятельности.

      Как видно из приведенного выше анализа, ряд вопросов советского строительства может рассматриваться и другими отраслями социалистического права, прежде всего советским конституционным и административным правом. Однако такое положение, когда отдельные группы отношений или вопросов исследуются двумя или более научными дисциплинами, при условии, что каждая из этих дисциплин изучает данные явления с соответствующей стороны, является вполне закономерным[17]. В ряде случаев трудно установить точную границу между конституционным и административным правим, с одной стороны, и советским строительством — с другой. Но к этому надо стремиться путем дальнейшего совершенствования определения предмета советского строительства и смежных с ним дисциплин.

      Общественные отношения, составляющие предмет науки советского строительства, по нашему мнению, можно группировать следующим образом.

      Первую группу составляют отношения, вытекающие из организации работы и практической деятельности Советов, их комиссий и депутатов и исполнительно-распорядительных органов, направленные на выполнение ими своих задач и функций. Это отношения внутри каждого звена Совета и его комиссий, исполкома и его отделов и управлений, связанные с подготовкой и проведением сессии Совета, в том числе отношения, определяющие порядок, время и место созыва сессии Совета, форму [18] их проведения, методы я способы привлечения .масс и их общественных и самодеятельных организаций к работе сессии, создание широкого актива я мобилизацию его на выполнение принятых Советами и их органами решений и наказов избирателей. Сюда входят также и отношения, связанные с непосредственной организаторской работой вышестоящих Советов и их органов по обмену опытом и оказанию помощи нижестоящим Советам и их органам. В связи с этим особое внимание должно быть уделено дальнейшему развитию и совершенствованию взаимоотношений Советов и их исполнительно-распорядительных органов, расширению функций постоянных комиссий и повышению их роли в межсессионный период.

      Здесь же изучаются отношения между Советами и органами КПСС, которые через Советы связываются со всем советским народом и обеспечивают единство политического, хозяйственного и культурного руководства всей жизнью страны. В этой группе рассматриваются разнообразные формы и методы партийного руководства деятельностью Советов: планы работы Советов и их выполнение, подготовка и воспитание постоянного советского актива, проверка и помощь в исполнении принятых решений и рекомендаций и т. п., кроме этого, изучается совместная работа органов КПСС и различных звеньев Советов по проведению важнейших хозяйственно-политических мероприятий и характер принимаемых ими морально-политических норм я т. д.

      Вторую группу составляют отношения между Советами, их комиссиями я исполнительно-распорядительными органами, с одной стороны, избирателями, населением, с другой -  отношения, связанные с многочисленными формами и методами привлечения грудящихся к участию в государственном управлении, в том числе и в форме непосредственной демократии. Это отношения, в которые вступают Советы и их депутаты, постоянные и временные комиссии и другие образуемые Советами и подотчетные им органы с гражданами в связи с их участием в политической, государственной, хозяйственной и культурной жизни страны, в связи с периодическими отчетами Советов и их исполкомов, отделов и управлений о своей деятельности перед избирателями и общественными организациями.

      К этой же группе относятся отношения Советов и подотчетных им органов с населением, находящие свое выражение в регулярно проводимых по решению ЦК КПСС и Советского правительства отраслевых съездах, совещаниях, многочисленных собраниях и производственных конференциях на заводах и фабриках, на стройках и шахтах, на предприятиях и в учреждениях, в колхозах и совхозах, а также на сельских сходах, где вырабатываются общие решения, формируется общая воля их участников. В связи с этим следует заняться исследованием природы и характера морально-политических норм, создаваемых, непосредственным волеизъявлением масс, изучением их соотношения с правовыми нормами, а также уделить внимание разработке связанных с этим теоретических проблем дальнейшего углубления и развития принципов социалистической демократии и подлинного народовластия в СССР.

      Третью группу составляют отношения между Советами, их комиссиями и исполнительно-распорядительными органами, с одной стороны, и многочисленными общественными организациями (профсоюзы, кооперативные объединения, комсомол и др.) - с другой. Это отношения, связанные с многообразными формами участия общественных организаций в деятельности Советов, их комиссий и исполнительно-распорядительных органов, и отношения, вытекающие из совместной работы Советов и общественных организаций. В эту группу входят также отношения, связанные с участием Советов и их органов непосредственно и совместно с общественными организациями в руководстве такими формами общественной самодеятельности, как социалистическое соревнование, движение передовиков и новаторов производства, бригады коммунистического труда и др. Здесь же рассматриваются отношения, обусловленные координацией деятельности общественных организаций по выполнению ими тех функций, которые переданы и передаются ям из ведения исполнительно-распорядительных органов Советов (вопросы государственного социального страхования, физкультуры и спорта, управление курортами, санаториями и домами отдыха, руководство деятельностью дворцов культуры, клубов и парков и многие другие).

      В настоящее время расширяется сфера совместной деятельности Советов и общественных организаций, а их органы часто объединяют свои усилия в выполнении однородных задач и функций. В связи с этим представляет большой интерес изучение процессов сближения организационных начал и форм деятельности Советов с общественными организациями, анализ и определение природы актов общественных организаций по осуществлению переданных в их ведение функций и соотношение последних с актами Советов и их исполнительно-распорядительных органов.

      Наконец, четвертую группу составляют отношения, связанные с организаторской работой Советов, их постоянных комиссий и исполнительно-распорядительных органов, по руководству и развитию различных массовых самодеятельных организаций трудящихся, действующих исключительно на общественных началах, демонстрирующих ростки системы коммунистического общественного самоуправления. Эти отношения возникают из руководства и оказания помощи, а также из все более широкого и активного привлечения к работе Советов и их органов таких многочисленных самодеятельных общественных организаций, как домовые, участковые комитеты, родительские комитеты, женские советы, добровольные народные дружины, товарищеские суды и др.

      Особенно велика роль этих самодеятельных общественных организаций в работе местных Советов депутатов трудящихся. В этой связи заслуживает большого внимания разработка проблем координации деятельности многочисленных общественных организаций с работой соответствующих отделов и управлений исполкомов местных Советов, а также изучение вопросов руководства ими со стороны постоянных комиссий Советов и депутатских групп[19]. В этой же группе рассматриваются и отношения, связанные с расширением сферы деятельности массовых самодеятельных организаций, и обусловленные этим проблемы дальнейшего упрощения и сокращения аппарата исполкомов их отделов и управлений.

      За последнее время в городах и селах нашей страны зародились и ныне успешно работают такие формы общественной самодеятельности, как общественные отделы Советов, инспекции, комитеты, комиссии, группирующиеся вокруг Советов. В ряде случаев они заменяют собой штатные отделы и управления районных и городских Советов. Опыт показывает, что эти общественные отделы выполняют не только контрольные, но и организационные функции. Однако в Положении о правах и обязанностях общественного отдела торговли, разработанного и утвержденного исполкомом Октябрьского районного Совета г. Свердловска, указано, что данный внештатный отдел «не наделяется административными правами». В связи с этим следует отметить, что не может быть отрасли государственной деятельности без властных полномочий. Торговля и культура в современных условиях еще остаются государственной деятельностью. Поэтому передача части этих функций массовым самодеятельным, а равно и другим общественным организациям трудящихся требует наделения последних необходимыми для выполнения переданных им функций властными полномочиями[20].

      Но общественные и массовые самодеятельные организации трудящихся осуществляют переданные им властные полномочия отличными от государственных органов методами. Например, для органов государственного управления характерен административный метод осуществления принадлежащих им властных полномочий. Эти органы выполняют свои функции главным образом путем издания непосредственных распоряжений. Между тем, общественные и массовые самодеятельные организации трудящихся осуществляют принадлежащие им функции, как правило, путем проведения непосредственной организаторской работы в массах.

      Таковы в общих чертах общественные отношения, изучаемые наукой советского строительства, и некоторые ее теоретические проблемы.

      Общественные отношения, изучаемые наукой советского строительства, регулируются как нормами социалистического права, так и организационными обычаями и правилами коммунистического общественного самоуправления. Специфика правовых норм, закрепляющих отношения советского строительства, заключается в том, что они либо изданы совместно Советами и общественными организациями, либо, будучи актами государственных органов, регулируют отношения Советов, их депутатов и комиссий, исполкомов Советов, их отделов и управлений с общественными организациями.

      К таким нормативным актам относятся, во-первых, совместные постановления ЦК КПСС, Советского правительства и ВЦСПС; постановления советов народного хозяйства, министерств и ведомств, изданные совместно с ВЦСПС, ВЛКСМ или Центральными комитетами отраслевых профсоюзов, а также Положения, одобренные или утвержденные названными выше органами по вопросам улучшения работы Советов и привлечения общественных организаций трудящихся к управлению экономической и политической жизнью страны[21]. Во-вторых, к ним относятся Положения о выборах в Верховные и местные Советы, Положения о местных Советах депутатов трудящихся, о деятельности их депутатов, постоянных и временных комиссий, Положения о сельских сходах, в той части, где предусматриваются вопросы организации работы Советов и их органов, их отношения с общественными организациями и различными формами самодеятельности масс, связанные с активизацией их деятельности, Положения об общественных организациях трудящихся, где речь идет об их взаимоотношениях с Советами и их исполкомами в связи с участием общественных организаций в осуществлении государственных функций[22].

      В системе правовых норм и организационных обычаев, регулирующих общественные отношения, изучаемые наукой советского строительства, за последнее время неуклонно возрастает удельный вес морально-политических норм и правил коммунистического самоуправления. Это — обращения я письма отраслевых съездов и совещаний, передовых коллективов промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры с призывом еще более усилить связи Советов с массами, высоко поднять политическую и производственную активность трудящихся и их самодеятельность во всех областях государственной и общественной жизни страны под девизом «учиться, работать и жить по-коммунистически». В связи с этим необходимо исследовать природу этих морально-политических норм и правил коммунистического самоуправления и их соотношение с принципами социалистической демократии и нормами коммунистической морали.

      Таким образом, руководствуясь тем, что определение должно содержать обобщающую характеристику предмета, можно прийти к следующему выводу: предмет науки советского строительства составляют регулируемые юридическими нормами, организационными обычаями и правилами коммунистического самоуправления общественные отношения, связанные с организаторской работой Советов как органов государственной власти и общественного самоуправления, так и с усилением общественных начал в их деятельности. Такое определение предмета этой науки и отграничение ее от других юридических дисциплин будут способствовать развитию советской государственно-правовой науки соответственно новым задачам периода развернутого строительства коммунизма в нашей стране.


      [1] В этой связи заслуживают внимания и одобрения предложения, выдвинутые Г. В. Барабашевым и К. Ф. Шереметом в их статье «О преподавании советского строительства в юридических вузах», о необходимости включения в учебный план юридических факультетов университетов и юридических институтов курса советского строительства в качестве общеобязательной дисциплины и о введении для всех студентов производственной практики в аппарате Советов (см. «Вестник Московского университета», серия X. Право, 1960, № 1, с. 41—48).

      [2] См. В. Ф. Коток и Д. А. Гайдуков, Новый этап в развитии Советского государства и Конституция СССР («Советы депутатов трудящихся», 1959, № 8, с. 21—26); Г. Александров, О развитии Конституции СССР в свете решений XXI съезда КПСС («Советское государство и право», 1959, № 9, с. 111—116); П. С. Ромашкин, Новый этап в развитии Советского государства («Советское государство и право», 1960, № 10, с. 31—40).

      [3] В настоящей статье подвергаются краткому анализу точки зрения авторов, признающих советское строительство самостоятельной отраслью советского государствоведения. Что касается взглядов отдельных юристов, отрицающих существование дисциплины советского строительства, как, например, С. Берцинского («Проблема социалистического права», 1939, № 2, с. 65—82), А. К. Стальгевича («Советское государство и право», 1948, № 7, с. 62—63) и других, то мы на них не останавливаемся, поскольку ныне право советского строительства как самостоятельной научной дисциплины является бесспорным.

      [4] См. «Советское государство и право» 1949, № 3, с. 24.

      [5] По нашему мнению, предмет и содержание советского государственного права более правильно отражает термин «советское конституционное право», которым мы и пользуемся в настоящей статье.

      [6] В этой части мы разделяем точку зрения А. А. Аскерова (см. А. А. Аскеров, Очерки советского строительства, изд. МГУ, 1953, с. 17), а также К. Мокичева, Я. Уманского, Е. Козловой (см. статью «О советском строительстве как научной дисциплине», Советы депутатов трудящихся, 1961, № 2, с. 24—29).

      [7] А. А. Аскеров, Очерки советского строительства, с. 11.

      [8] Там же, с. 3, 12. Такое толкование понятия советского строительства заимствовано из известной статьи М. И. Калинина, написанной им для журнала «Советское строительство» в целях определения его целенаправленности и тематики (см. «Советское строительство», 1926, № 1, с. 3—7; см. также М. И. Калинин, Вопросы советского строительства. Статьи и речи, Госполитиздат, М., 1958, с. 306—310). Однако этот правильный для того времени тезис, когда понятие «советское строительство» включало в себя все вопросы, ныне изучаемые такими отраслями советской правовой науки, как конституционное и административное право, нельзя механически переносить в нынешние условия, игнорируя развитие советской государственно-правовой науки и связанную с этим эволюцию понятия «советское строительство». (О содержании понятия «советское строительство» до принятия Конституции СССР 1936 г. см. В. Ф. Коток, К вопросу о предмете советского строительства, «Советское государство и право», 1949, № 3, с. 13—15).

      [9] См. В. А. Пертцик, Советское строительство как наука и предмет преподавания («Труды Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова», т. XXVII. Серия юридическая, вып. 4, 1958, с. 24—26).

      [10]  Там же, с. 24—25.

      [11]  См. В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 399.

      [12]  Там же.

      [13]  В. И. Ленин, Соч., т. 27, с. 129—130.

      [14]  В. И. Ленин, Соч., т. 28, с. 443.

      [15]  В. И. Ленин, Соч., т. 26, с. 79.

      [16] См. Ф. И. Калинычев, Некоторые вопросы советского государственного строительства и права в свете решений XXI съезда КПСС («Советская общественность на страже социалистической законности», М., 1960, с. 9—10).

      [17] См., например, А. А. Аскеров, Очерки советского строительства, Госюриздат, с. 17 и др.

      [18] Речь идет не о конституционных- формах деятельности Советов и их органов, а о разнообразных формах организационной работы.

      [19] О различных формах участия граждан и о процессе усиления общественных начал в деятельности отделов и управлений исполкомов местных Советов депутатов трудящихся см. Ю. А. Тихомиров, Усиление общественных начал в деятельности местных органов государственного управления («Советское государство и право», 1960, № 8, с. 125—130).

      [20] К аналогичным выводам приходят А. И. Лукьянов и Б. М. Лазарев в связи с осуществлением профсоюзными органами переданных в их ведение государственных функций (см. А. И. Лукьянов и 5. М. Лазарев, Советское государство и общественные организации, Госюриздат, М., 1960, с. 75).

      [21] Например, постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» от 22 января 1957 г.; Положение о постоянно действующем производственном совещании на промышленном предприятии, стройке, в .совхозе, МТС и РТС, утвержденное совместным постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 9 июля 1958 г.; Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессиональных союзов, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1958 г. по представлению ВЦСПС; постановление ЦК, КПСС и Совета Министров. СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка» от 2 марта 1959 г. и многие другие.

      [22] О природе социальных норм, установленных добровольными обществами и не только закрепляющих структуру и организационные принципы этих обществ, но и регулирующих их взаимоотношения с государственными организациями см. В. В. Кравченко, О характере норм, создаваемых добровольными обществами («Советское государство и право», 1960, № 8, с. 22—31).

    Информация обновлена:19.03.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru