Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Крохоткин, А. М.
Постоянные представительства - органы связи
Советов министров союзных республик с Советом
министров СССР /А. М. Крохоткин.
//Советское государство и право. -1962. - №
11. - С. 89 - 97
  • Статья находится в издании «Советское государство и право :»

  • Материал(ы):
    • Постоянные представительства - органы связи Советов Министров союзных республик с Советом Министров СССР.
      Крохоткин, А. М.

      Постоянные представительства – органы связи Советов Министров союзных республик с Советом Министров СССР

      А. М. Крохоткин

      Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив гос­подство эксплуататорских классов, принесла освобождение от веково­го гнета всем народам бывшей царской империи, предоставив им право на самоопределение вплоть до государственного отделения. В резуль­тате победы Октябрьской революции на территории бывшей царской России образовались суверенные советские социалистические респуб­лики, которые создали свои высшие органы власти и управления и ста­ли так же, как и РСФСР, государствами нового, социалистического типа.

      С первых дней существования независимые советские республики были заинтересованы в поддержании непосредственных и постоянных связей с РСФСР. Еще до образования самостоятельных республик Со­вет Народных Комиссаров РСФСР создал при Наркомнаце РСФСР специальные национальные комиссариаты и отделы, являвшиеся в то время единственными органами при Правительстве РСФСР, которые представляли интересы соответствующих народов. Однако это были не представители суверенных государств, а лишь представители соот­ветствующих национальностей. Поэтому в связи с образованием совет­ских республик отпала необходимость в их дальнейшем существовании, и по просьбе правительств республик они были ликвидированы.

      Необходимо было найти более совершенные организационные фор­мы связи, которые соответствовали бы взаимоотношениям между су­веренными советскими республиками. Такими органами стали постоян­ные представительства советских республик при Правительстве РСФСР, прообразами которых были национальные комиссариаты и отделы при Наркомнаце РСФСР. С момента организации и по настоящее время постоянные представительства прошли четыре периода в своем разви­тии. Каждый из них имел свои особенности, которые и предопределяли полномочия постоянных представительств и их роль в решении вопро­сов хозяйственного и культурного строительства республик.

      Первый период охватывает развитие представительств с момента возникновения и до образования Союза Советских Социалистических Республик. До образования СССР советские республики являлись су­веренными социалистическими государствами и выступали как само­стоятельные субъекты в международных отношениях. В этот период полномочные представительства по своему существу, структуре и дру­гим признакам хотя и являлись дипломатическими органами респуб­лик, однако фактически их компетенция распространялась на гораздо более широкий и разнообразный круг вопросов. Они были органом связи республик не только с Правительством РСФСР, но и, в необходимых случаях, с иностранными государствами через их посольства в Москве[1].

      Полномочные представительства занимали особое положение среди других форм связи советских республик с РСФСР. Это определялось той ролью и местом, которое они занимали в системе органов государ­ственного управления своей республики.

      Главной задачей представительств и на первом этапе их развития было поддержание непосредственных и прямых связей с Правительст­вом РСФСР и его центральными министерствами и ведомствами. Пред­ставительства оказывали своим республикам помощь в укреплении со­ветского строя, восстановлении разрушенного войной хозяйства, и в разрешении других самых разнообразных вопросов. Они способствова­ли сближению и объединению всех народов нашей страны вокруг ве­ликого русского народа, вокруг РСФСР сначала для отпора внутрен­ней и внешней реакции, а потом в деле создания единого союзного со­циалистического государства.

      Таким образом, полномочные представительства выполняли на этом этапе в известной степени функции посольства и консульства, хотя во многом их работа отличалась от этих органов в силу особых взаимоот­ношений, существовавших между РСФСР и советскими республиками как государствами с однотипным общественным строем.

      Ко второму периоду относится развитие полномочных представи­тельств с момента образования Союза Советских Социалистических Рес­публик и до перестройки системы органов хозяйственного управления в 1931—1932 гг.

      С образованием Союза ССР изменилось правовое положение союз­ных республик, а следовательно, и их полномочных представительств при Правительстве Союза ССР. По Конституции СССР 1924 г. к ком­петенции союзных органов было отнесено представительство в междуна­родных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключе­ние политических и иных договоров с другими государствами. В связи с этим представительства республик утратили прежние функции внешних сношений с иностранными государствами и перестали именоваться пол­номочными. ВЦИК и СНК в постановлении от 1 марта 1923 г. разъяс­нили, что наименование полномочный представитель предоставляется исключительно полномочному представителю РСФСР, назначенному Президиумом ВЦИК[2]. Примерно с октября 1923 г. эти органы стали именоваться постоянными представительствами союзных республик при Правительстве СССР.

      В первые годы после образования СССР правительства союзных рес­публик разработали и утвердили Положения, в которых впервые под­робно были определены права и обязанности постоянных представи­тельств союзных республик в Москве. Основное внимание постоянных представительств в этот период было направлено на осуществление тес­нейшей связи союзных республик с Союзом Советских Социалистических Республик и непосредственное выявление в общесоюзном строительстве политических, экономических, культурных, бытовых и других особенно­стей и нужд своих республик. Представительства не только обосновы­вали просьбы республик в законодательных и исполнительных органах СССР, но и участвовали в обсуждении общесоюзных актов[3]. Постоян­ные представительства имели право участвовать на заседаниях Президиума ЦИК, СНК, Совета труда и обороны, комиссий, образован­ных этими органами, а также в работе коллегий общесоюзных наркоматов, вносить в законодательные и исполнительные органы страны, по поручению своего правительства, проекты законодательных актов и по­становлений, а также поправки и изменения к ним и т. д. Правительства союзных республик через свои представительства в Москве в необходи­мых случаях осуществляли связь с Правительством РСФСР и обмени­вались с ним информацией в целях согласования деятельности в области общесоюзного и местного строительства.

      Третий период начинается с 1931 —1932 гг. и продолжается до начала расширения прав союзных республик и коренной перестройки управле­ния промышленностью и строительством в 1955—1957 гг.

      На этом этапе заметно уменьшается роль постоянных представи­тельств в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства и особенно в области законодательных предложений. Центр тяжести по руководству промышленностью и строительством в связи с перестройкой системы органов хозяйственного управления постепенно переходит от союзных республик к отраслевым народным комиссариатам СССР. В ведении советов народных комиссаров республик остается хозяйство, имеющее в основном местное значение. В этих условиях компетенция советов народных комиссаров союзных республик, а следовательно, и их постоянных представительств при союзном правительстве изменилась. 4 февраля 1931 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специаль­ное постановление о работе представительств республик в Москве[4]. В соответствии с постановлением при СНК СССР учреждались уже не постоянные представительства как органы, а представители как долж­ностные лица. Постоянные представительства превратились из предста­вителей республик в представителей только совета народных комис­саров.

      Задачи и компетенция постоянных представителей были ограничены в основном вопросами хозяйственного и культурного строительства. В от­личие от предыдущего периода они не участвовали в законодательной деятельности высших органов власти СССР, а на заседании СНК и СТО СССР приглашались только при обсуждении вопросов, находящихся в ведении союзных республик. Во всех остальных случаях в заседаниях союзных органов участвовали представители отраслевых народных ко­миссариатов СССР. В связи с этим правительства большинства союзных республик пересмотрели свои Положения о постоянных представитель­ствах и привели их в соответствие с теми задачами, которые стояли пе­ред ними на данном этапе развития Советского государства. По этим Положениям, которые действуют и в настоящее время, функции постоян­ных представительств ограничены в основном проведением в правитель­ственных органах СССР поручений совета министров республики и пред­ставительством в этих же органах при рассмотрении конкретных во­просов, затрагивающих интересы той или иной республики[5].

      Четвертый период охватывает историю развития представительств примерно с 1955 г., когда партия и правительство взяли курс на значи­тельное расширение прав союзных республик и повышение их роли в ре­шении всех вопросов, связанных с дальнейшим развитием Советского государства, и до наших дней.

      В настоящее время в связи с коренной перестройкой системы управ­ления промышленностью и строительством, упразднением ряда мини­стерств и ведомств СССР и значительным расширением прав советов министров республик роль союзных республик и их представительств в Москве в решении вопросов хозяйственного и культурного строитель­ства заметно возросла.

      На всех этапах развития постоянных представительств главной зада­чей их деятельности было и остается осуществление непосредственной и постоянной связи правительств союзных республик с Правительством СССР. Особое значение эта функция приобретает в период развернутого строительства коммунизма в СССР, когда практически необходима пов­седневная увязка работы Правительства СССР с правительствами союз­ных республик.

      Нельзя согласиться с мнением, будто роль постоянных представи­тельств сейчас уменьшилась, а объем их работы резко сократился. Это мнение обосновывается тем, что председатели советов министров союз­ных республик являются членами Совета Министров СССР, а предсе­датели президиумов Верховных Советов союзных республик являются заместителями Председателя Президиума Верховного Совета СССР; кроме того, каждая республика имеет своих представителей в Экономи­ческой и других комиссиях Верховного Совета СССР. Практика работы последних лет показывает, что повседневная связь постоянных предста­вительств со всеми правительственными организациями в Москве резко усилилась, а необходимость в таком органе как для самих республик, так и для союзных правительственных органов стала особенно явной. Если раньше большинство вопросов, которые решались в области про­мышленности и строительства в Совете Министров СССР и в других союзных органах, проходило через союзные министерства, то сейчас почти все эти вопросы согласовываются с советами министров респуб­лик. Образование комитетов Совета Министров СССР по некоторым от­раслям народного хозяйства, вместо ранее упраздненных министерств, не внесло изменений в этот порядок, так как они не занимаются опера­тивной работой по управлению народным хозяйством.

      Таким образом, постоянное представительство является сейчас тем органом, через который, с одной стороны, правительство республик осу­ществляет свое постоянное участие в подготовке и в рассмотрении тех или иных вопросов в Совете Министров СССР и, с другой стороны, со­юзное правительство и центральные ведомства СССР согласовывают через представительство с советами министров республик проекты реше­ний и другие вопросы по различным отраслям народного хозяйства и культуры. Институт постоянных представительств является важнейшим звеном, через которое осуществляется федеративная связь по линии орга­нов государственного управления. СССР и союзных республик.

      Цели и задачи, которые стоят в настоящее время перед постоянными представительствами, определяют формы их связи с Правительством СССР и всеми центральными ведомствами.

      Участие в разработке и рассмотрении проектов решений Правительства Союза ССР

      После перестройки управления промышленностью и строительством и расширения прав союзных республик советы министров республик стали принимать активное участие, как непосредственно, так и особен­но через свои постоянные представительства в Москве, в разработке и рассмотрении проектов решений высших органов власти СССР не толь­ко в области хозяйственного и культурного строительства, но и в об­ласти законодательства. Для осуществления этих задач постоянные представительства республик в отличие от прошлых лет, теперь, как правило, приглашаются на заседания Совета Министров СССР, Прези­диума. Совета Министров СССР и его постоянно действующих комиссий не только при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы какой-либо республики, но и по большинству вопросов, имеющих общесоюзное значение, включая и некоторые проекты законов, которые потом утверж­даются Верховным Советом СССР. До 1954 г. участие представительств в работе этих органов носило в основном эпизодический характер, например, если раньше постоянный представитель Белорусской ССР при­нимал участие в обсуждении в правительственных органах СССР не более 20—25 вопросов в год, то уже в 1954 г. таких вопросов было свыше 80, в 1956 г.—около 150, в 1958 г.— 632, а в 1959 и последующие годы их было свыше 700. Кроме того, в Постпредство БССР ежегодно поступает из министерств и ведомств примерно 600—700 проектов по­становлений Совета Министров СССР и других документов для согласо­вания с правительством и разными ведомствами республики.

      Руководство постпредства и его аппарат участвуют также в работе комиссий, которые, по поручению Правительства Союза ССР, уточняют и дорабатывают проекты постановлений и отдельные вопросы. Пост­предство Белорусской ССР только за последнее время принимало уча­стие в рассмотрении таких крупных вопросов, как о мерах по ускоре­нию развития важнейших отраслей машиностроения и приборострое­ния, текстильной и легкой промышленности, энергетики; о единых нормах амортизационных отчислений и о мероприятиях по сохранению основ­ных фондов; об улучшении нормирования оборотных средств государ­ственных предприятий и учреждений; о развитии добычи и комплекс­ном использовании торфа в сельском хозяйстве и промышленности; о ме­рах по дальнейшему укреплению экономики и финансового состояния колхозов и т. д.

      Работники постоянных представительств, присутствуя при обсуж­дении проектов решений и других вопросов, в необходимых случаях вносят по поручению правительства республики и по своей инициативе, предложения и замечания по ним, соответствующим образом обосно­вывая их.

      Все это показывает, что в настоящее время роль советов министров республик и их представительств при решении общесоюзных вопросов неизмеримо возросла.

      Участие в подготовке и рассмотрении проектов народнохозяйственного плана и бюджета союзных республик

      В социалистическом обществе развитие экономики и культуры, в целом по стране и в отдельных союзных республиках, определяется пер­спективными и годовыми народнохозяйственными планами и бюджетом. Поэтому необходимо, чтобы в едином плане развития страны на пер­спективу или календарный год, а также в бюджете были более полно отражены интересы и нужды каждой союзной республики. Постоянные представительства играют важную роль как в период разработки, так и особенно на стадии рассмотрения проектов плана и бюджета респуб­лик в правительственных органах СССР.

      В период подготовки проектов плана и бюджета постоянные пред­ставительства оказывают помощь планирующим органам, направляя им справочный и другой материал, в частности данные о развитии отдель­ных отраслей народного хозяйства и культуры республики в сопостав­лении с общесоюзными показателями и показателями других республик. Это позволяет предусматривать в планах конкретные меры по ликвида­ции и предупреждению отставаний в развитии отдельных отраслей хо­зяйства и культуры.

      Представительства направляют в республику некоторые норматив­ные материалы по использованию средств производства и рабочей силы, которыми руководствуются союзные ведомства, а также отдельные про­ектировки по развитию экономики и культуры республик, намечаемые Госпланом СССР, Госэкономсоветом СССР и другими организациями.

      Однако наиболее активную роль постоянные представительства иг­рают при рассмотрении проектов народнохозяйственного плана и бюджета, а также кассового и кредитных планов Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Постоянные представительства вместе с Госпланами, совнархо­зами и другими ведомствами своих республик принимают участие в об­основании представленных советами министров республик проектов пла­на и бюджета на всех стадиях их рассмотрения: в Госплане СССР, в государственных комитетах Совета Министров СССР, Министерстве фи­нансов СССР, Госбанке и Стройбанке СССР, в Совете Министров СССР, Бюджетных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР и Экономической комиссии Совета Нацио­нальностей Верховного Совета СССР.

      Вполне понятно, что представители Госплана и других ведомств рес­публик не могут находиться в Москве на протяжении всего периода рассмотрения проектов плана и бюджета, поэтому в их отсутствие вся ответственность и обязанность по обоснованию или уточнению отдель­ных показателей плана и бюджета ложится на постоянные представи­тельства, которые по мере надобности дают по этим вопросам различ­ные справки, а иногда входят по поручению правительства республики или по собственной инициативе с представлениями в вышестоящие орга­низации СССР.

      Таким образом, постоянные представительства, участвуя в рассмот­рении проектов народнохозяйственного плана и бюджета, а также кас­совых и кредитных планов Госбанка СССР и Стройбанка СССР, под­держивают тем самым постоянную связь правительств своих республик с Правительством СССР по всем этим вопросам.

      Участие постоянных представительств в обсуждении вопросов по выполнению народнохозяйственного плана и бюджета союзных республик

      В течение года союзным республикам, как правило, приходится поднимать перед правительственными органами СССР (и реже РСФСР) оперативные вопросы, от положительного решения которых зависит ус­пешное выполнение отдельных показателей народнохозяйственного пла­на и бюджета. Если учесть, что советы министров республик руководят теперь всем комплексом промышленных предприятий, расположенных на своей территории, строительством и другими отраслями народного хозяйства и культуры, то станет совершенно ясным, что характер во­просов, которые поднимаются в процессе выполнения плана и бюджета, обычно бывает самый разнообразный, и решение этих вопросов отно­сится к компетенции различных ведомств СССР и РСФСР.

      Велика роль постоянных представительств в обосновании и прове­дении различных просьб республик. Постоянные представительства, хорошо зная положение дел с выполнением плановых заданий по от­раслям народного хозяйства и культуры республики, а также трудности, которые возникают на отдельных участках, должны раскрыть перед теми организациями, кому адресованы документы из республик, обста­новку и причины, побудившие войти с конкретным ходатайством. В процессе рассмотрения просьб, поступивших из республики, обычно возникает необходимость в представлении дополнительных справок. Постоянные представительства подготавливают эти документы или организуют получение их из республик.

      Большинство оперативных вопросов, вносимых республикой, окон­чательное разрешение получает в Совете Министров СССР. Постоян­ные представительства участвуют при их обсуждении и излагают точку зрения своего правительства. О ходе рассмотрения поставленных рес­публикой вопросов постоянные представительства регулярно информи­руют свои правительства.

      В 1961 г. Постпредство Совета Министров Белорусской ССР наблю­дало примерно за 2000 писем Совета Министров Белорусской ССР и других республиканских организаций, направленных в ЦК КПСС, Со­вет Министров СССР и другие центральные ведомства Союза ССР и РСФСР, не считая большого количества устных поручений по самым различным вопросам. Только за последнее время постоянное предста­вительство Белорусской ССР участвовало в обсуждении вопросов о строительстве Полоцкого и Мозырьского нефтеперерабатывающих пред­приятий; газопровода Дашава-Минск; о развитии химической, электро­технической и автомобильной промышленности республики; о мерах помощи сельскому хозяйству БССР; об организации новых совхозов и оказаний им финансовой помощи и др. В связи с поставкой отечест­венного оборудования постпредство поддерживало постоянную связь с Госпланом СССР и его сбытовыми организациями, а по наиболее крупным партиям оборудования — непосредственно с поставщиками. По импортному оборудованию связь осуществлялась с внешнеторго­выми объединениями Министерства внешней торговли СССР. Поспредство БССР участвовало также в переговорах с иностранными фирмами о поставке оборудования для республики.

      В настоящее время постоянные представительства не только актив­но участвуют в обосновании просьб и других интересов республик в центральных организациях СССР, но и сами, по своей инициативе или по согласованию с республиканскими ведомствами, ставят перед ними конкретные вопросы, руководствуясь при этом общими директивами правительства и ЦК компартии республики. В основном это бывают письма по материально-техническому обеспечению, поставке оборудо­вания; реже по другим вопросам. Постпредство Белорусской ССР в 1961 г. направило в разные организации Москвы и республики около 1400 писем.

      Постоянные представительства выполняют для Правительства СССР отдельные поручения, как по вопросам, относящимся к республикам, так и общесоюзного характера; осведомляют союзные органы о ходе выполнения некоторых показателей народнохозяйственного плана и бюджета республики. Постоянные представительства получают поста­новления и распоряжения Совета Министров СССР, протоколы засе­даний Президиума Совета Министров СССР и его постоянных комис­сий.

      Мы коротко рассмотрели основную функцию постоянных предста­вительств как органа связи союзных республик с Правительством СССР и всеми центральными министерствами и ведомствами СССР и РСФСР. Однако компетенция постоянных .представительств этим не исчерпывается. В круг их деятельности входят также содействие в ус­тановлении и расширении связей научных учреждений, творческих сою­зов и других общественных организаций республик с общесоюзными научными учреждениями и центральными органами творческих союзов и других общественных организаций; содействие в осуществлении ме­роприятий по расширению и укреплению экономических, научно-тех­нических и культурных связей между союзными республиками; участие в организации выставок, торговых ярмарок и творческих выступлений, осуществляемых в Москве, популяризация достижений народного хо­зяйства, науки и культуры республик; наблюдение за деятельностью находящихся в Москве хозяйственных и других организаций республик, а также павильона на Всесоюзной выставке достижений народного хо­зяйства СССР и оказание помощи в их работе и т. д.

      Особое место в работе постоянных представительств занимает осве­домление правительства республики о прохождении вопросов, внесенных на рассмотрение Правительства СССР и центральных мини­стерств и ведомств, и о подготавливаемых в союзных органах законо­дательных предположениях, представляющих интерес для республики. Представительства, поддерживая постоянную связь с разными министер­ствами и ведомствами СССР и РСФСР, а также обмениваясь с ними информацией, иногда поднимают перед правительством, министерства­ми и ведомствами республики проблемные вопросы по некоторым отрас­лям народного хозяйства и культуры. Это одна из форм участия пред­ставительств в работе правительства республики и его органов.

      Ныне действующие Положения о постоянных представительствах, утвержденные, как правило, до 1955 г., а некоторые из них даже в 1924 г., не отражают сейчас коренных изменений в управлении промышлен­ностью и строительством, и поэтому не полно определяют задачи, стоя­щие перед представительством в условиях значительного расширения прав союзных республик в вопросах хозяйственного и культурного строительства. В то время, когда утверждались действующие Поло­жения, круг вопросов, которыми занимались постоянные представитель­ства, был сравнительно узок и он распространялся в основном лишь на отрасли народного хозяйства и культуры, находящиеся в непосредствен­ном подчинении советов министров республик. В настоящее время ком­петенция постоянных представительств расширилась, а их значимость возросла. В этих условиях необходимо более четко определить функции представительств и их роль в системе органов государственного управ­ления. Постоянные представительства не имеют сейчас регламентиро­ванных прав, определенных в каком-либо действующем союзном норма­тивном акте. Постановления СНК СССР, принятые еще в 1931 и 1940 гг., нуждаются в изменении, так как они утверждались в тот период, когда роль союзных республик в управлении народным хозяйством была от­носительно небольшой.

      Институт постоянных представительств, хотя он и существует почти с первых дней образования советских республик как особый тип госу­дарственных учреждений, до сих пор совсем не изучен, а с правовой стороны почти не регламентирован. В свете задач, вытекающих из ре­шений XXII съезда КПСС, постоянные представительства должны сы­грать определенную роль в ускорении расцвета экономики и культуры своих республик и в сближении всех братских народов, населяющих нашу страну. Представляется, что все эти вопросы должны быть раз­решены в специальном постановлении Правительства СССР, а неко­торые из них найти свое отражение в Конституции СССР и союзных республик.

      Прежде всего, однако, необходимо определить правовое положе­ние постоянных представительств союзных республик, аккредитованных при Правительстве СССР. В связи с этим, на наш взгляд, следует опре­делить основные функции постоянных представительств, как органов, представляющих суверенные республики при Правительстве СССР, их взаимоотношения с министерствами и ведомствами СССР, их место и роль в системе органов государственного управления.

      С учетом союзных нормативных актов Президиумы Верховных Со­ветов республик должны утвердить новые Положения о постоянных представительствах, которые закрепили бы общие функции, относя­щиеся ко всем этим органам, а также местную специфику.

      В настоящее время постоянные представительства юридически являются органами советов министров республик. После перестройки управления промышленностью и строительством и повышения роли союзных республик в руководстве народным хозяйством страны по­стоянные представительства фактически стали выступать как органы своих республик. В связи с этим постоянные представительства советов министров союзных республик целесообразно переименовать в постоянные представительства республик при Правительстве СССР, как это было при жизни В. И. Ленина. Это не формальный момент, ибо переименование представительств в известной степени отражало бы фактическое укрепление государственного суверенитета союзных рес­публик, которого они достигли за последние годы.

      Для успешного выполнения задач, поставленных перед постоянны­ми представительствами, было бы целесообразным более четко опре­делить их роль и права при подготовке и обсуждении вопросов в Совете Министров СССР, а также в министерствах и ведомствах СССР; уточнить порядок получения постановлений и распоряжений Правительства СССР, а в министерствах и ведомствах СССР — сведе­ний и материалов, интересующих постпредства по вопросам, относя­щимся к союзной республике, и т. д.

      В соответствии с постановлением СНК СССР от 4 февраля 1931 г. представители совета народных комиссаров союзной республики уча­ствовали в заседаниях СНК СССР, Совета труда и обороны и комис­сии исполнения при СНК СССР с правом совещательного голоса. Такой же порядок был определен и в Положении о СНК СССР, утвер­жденном в 1923 г. В постановлении СНК СССР от 20 ноября 1940 г. это изложено в несколько другой форме. В действительности, как уже отмечалось, представительства советов министров республик пригла­шаются сейчас не на все заседания Совета Министров СССР, его Президиума и постоянно действующих комиссий с правом совещатель­ного голоса, а лишь на обсуждение конкретных вопросов, затрагиваю­щих интересы республик.

      Учитывая, что в состав Совета Министров СССР входят председа­тели советов министров союзных республик, на наш взгляд, целесооб­разно установить порядок, действовавший при жизни В. И. Ленина, когда представители республик участвовали в работе Правительства СССР с правом совещательного голоса не только при обсуждении во­просов, затрагивающих интересы республик, а постоянно, и при рассмот­рении других проектов решений. Это соответствовало бы духу времени.

      В настоящее время союзные республики имеют большие полномочия не только в вопросах хозяйственного и культурного строительства, но и в области внешних сношений. В соответствии со ст. 18-а Конституции СССР каждая союзная республика имеет право обмениваться с иност­ранными государствами дипломатическими и консульскими представи­телями. Украинская и Белорусская ССР являются членами Органи­зации Объединенных Наций и ее органов и имеют свои представитель­ства при ООН. Постоянные представительства союзных республик в Москве иногда, по поручению своих правительств, принимают предста­вителей посольств иностранных государств, которые обращаются к ним по разным вопросам. По нашему мнению, было бы целесообразным за­крепить существующий порядок, при котором представители иностран­ных государств, в необходимых случаях, могут связываться с правитель­ствами союзных республик через их постоянные представительства в Москве.

      Такое решение соответствует Конституции СССР и той политике, которую партия и правительство проводят за последнее время в вопро­сах расширения прав союзных республик, еще выше поднимет роль союзных республик как суверенных государств.


      [1] См. СУ РСФСР, 1923, № 106, № 107, ст. 1032.

      [2] См. СУ РСФСР, 1923, № 17, ст. 219.

      [3] См. СЗ БССР, 3924, № 21, ст. 185.

      [4] См. СЗ СССР, 1931, № 28, ст. 95.

      [5] См. СП БССР, 1948, № 6, ст. 26.

    Информация обновлена:10.03.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru