Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Рабинович, П. М.
Лекции В. И. Ленина о государстве в
коммунистическом университете им. Я. М.
Свердлова :К истории чтения /П. М. Рабинович.
//Правоведение. -1969. - № 5. - С. 17 - 25
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Лекции В. И. Ленина о государстве в коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова.
      Рабинович, П. М.

      П. М. Рабинович, кандидат юридических наук

      Лекции В. И. Ленина о государстве в коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова  (к истории чтения)

      Одной из важнейших задач советской юридической науки является изучение ленинского теоретического наследия по вопросам государства и права. Это приобретает особую актуальность в настоящее время, в пе­риод подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Гениальный мыслитель, развивший и обогативший учение марксизма, основатель пер­вого в мире рабоче-крестьянского социалистического государства, он внес грандиозный вклад в развитие мирового революционного движе­ния, в дело строительства коммунизма. Огромное значение для дальней­шего осмысления исторической роли В. И. Ленина имеет всестороннее и глубокое исследование его революционного творчества.

      Среди работ В. И. Ленина, посвященных проблемам государства, видное место занимает лекция, прочитанная им 11 июля 1918 г. слуша­телям Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова. Лекция В. И. Ленина «О государстве» представляет собой образец изложения основных идей марксизма о возникновении и сущности эксплуататор­ского государства вообще и буржуазного государства в частности. Она сохраняет важное методологическое значение и продолжает служить действенным оружием в борьбе с буржуазной политической идеоло­гией.[1]

      Необходимой предпосылкой развернутого анализа лекции В. И. Ленина «О государстве» является выяснение тех конкретных об­стоятельств, которые в значительной мере определили ее содержание и форму.

      1. В исключительно тяжелых условиях хозяйственной разрухи и го­лода, в обстановке гражданской войны и борьбы с иностранной воору­женной интервенцией начинал свою работу Коммунистический универ­ситет им. Я. М. Свердлова, созданный на базе Курсов инструкторов и агитаторов при ВЦИК. Эти курсы, организованные по инициа­тиве Я. М. Свердлова в июне 1918 г., выпустив несколько наборов слу­шателей с краткосрочным 2— 3-х недельным периодом обучения общим количеством более 2000 человек,[2] были преобразованы в январе 1919 г. в Школу советской работы при ВЦИК по подготовке кадров для волост­ных и уездных советских органов.

      Выполняя поставленную перед ней задачу, Школа советской работы подготовила в марте 1919 г. более 340 слушателей, прошедших полутора-

      18

      месячную программу обучения так называемого волостного цикла, а в мае 1919 г. — 750 слушателей, занимавшихся по трехмесячной программе уездного цикла.[3] ЦК РКП (б), ВЦИК и Правительство РСФСР уделяли Школе советской работы большое внимание. Перед ее слушателями вы­ступали виднейшие партийные и государственные деятели: В.И. Ленин. Я. М. Свердлов, М. И. Калинин, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, Е. Д. Стасова, М. Ф. Владимирский, M. H. Покровский, В. И. Невский. В. В. Боровский, И. И. Скворцов-Степанов, Ем. Ярославский. Ю. М. Стеклов и др.

      Страна испытывала острую потребность в подготовленных партийных работниках, поэтому проходивший в марте 1919 г. VIII съезд РКП (б), принимая во внимание предложения делегатов, поручил Центральному Комитету организовать Высшую партийную школу.[4] Учитывая недоста­ток материальных средств и малочисленность преподавательских кад­ров, ЦК РКП (б) постановил создать партийный вуз на базе Школы со­ветской работы, преобразовав ее в Центральную школу советской и пар­тийной работы.

      В соответствии с этим решением, в Центральной школе были открыты два отделения: советское и партийное, на 500 мест каждое. Учебным планом Центральной школы предусматривалось вначале изучение об­щего теоретического курса (240 часов), затем зачисление слушателей в одну из секций советского или партийного отделения, где они должны были пройти специализированную теоретическую и практическую под­готовку.[5] В июне 1919 г. ЦК РКП (б) и Президиум ВЦИК утвердили учебные планы и состав лекторов Центральной школы советской и пар­тийной работы.[6] Тогда же проводился первый набор ее слушателей. 8 июля состоялось торжественное открытие школы, на котором присут­ствовали М. И. Калинин, С. И. Канатчиков, В. И. Невский, А. В. Луна­чарский, М. Ф. Владимирский и др.[7] Вслед за тем в ней начались регу­лярные занятия по 520-часовой программе, рассчитанной на три месяца, Почти одновременно по постановлению ЦК РКП (б) Центральная школа советской и партийной работы была переименована в Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова.[8] Заведующим (ректором) универси­тета был утвержден член Президиума ВЦИК В. И. Невский.[9]

      2. Одним из предметов, изучение которых предусматривалось обще­теоретической частью учебной программы Центральной школы советской и партийной работы, являлось «государственное право РСФСР (в связи с общим учением марксизма о праве и государстве)».[10] Лекторами по

      19

      этому курсу были утверждены В. И. Ленин,  М. Ф. Владимирский, A. Г.  Гойхбарг,  П.  А. Красиков,  Н. В. Крыленко,  Д.  И.  Курский  и С. И. Новиков.[11] Названный курс, рассчитанный на 24 лекционных часа,[12] разделялся  на  две  части: Общетеоретические  вопросы марксистского учения о государстве и праве и Основы Советской конституции.

      Приступая к рассмотрению общетеоретических вопросов о государ­стве, В. И, Ленин предполагал прочесть несколько лекций по первой части данного курса.[13] Так, свое первое выступление он заключил сло­вами: «Надеюсь, что к этому вопросу мы в следующих лекциях вер­немся— л неоднократно».[14] Очевидно, что, несмотря на беспрестанную занятость государственными, партийными и военными делами,

      B. И. Ленин находил  возможность уделять большое внимание единст­венному в республике партийному вузу.

      Еще в период существования Школы советской работы (январь — май 1919 г.) В. И. Ленин неоднократно выступал перед ее слушателями с сообщениями по вопросам текущей политики, и в частности — поли­тики партии в деревне.[15]

      С созданием Центральной школы советской и партийной работы, переименованной затем в Коммунистический университет им. Я. М. Сверд­лова, В. И. Ленин вошел в состав лекторов по ряду общетеоретических предметов.[16] Причем по одному из них — государственному праву РСФСР — он провел два занятия. В. И. Ленин приезжал также на вы­пускной вечер первого набора студентов Коммунистического универси-

      20

      тета, состоявшийся 24 октября 1919 г., и выступал там с речью.[17] И в дальнейшем жизнь «Свердловки» не переставала его интересовать.[18] Та­ким образом, преподавательскую деятельность В. И. Ленина в Комму­нистическом университете им. Я. М. Свердлова нельзя считать эпизодом.

      Не случайным было и то обстоятельство, что предметом своих лекций В. И. Ленин избрал проблему государства, являющуюся, по его харак­теристике, «коренным вопросом всей политики» — вопросом одним из «самых сложных, трудных и едва ли не более всего запутанных буржуаз­ными учеными, писателями и философами».[19] Еще до Октябрьской революции В. И. Ленин в своей работе «Государство и революция» ука­зывал, что «вопрос о государстве приобретает в настоящее время особен­ную важность и в теоретическом и в практически-политическом отно­шениях».[20] Спустя два года в лекции о государстве В. И. Ленин вновь подчеркнул, что «теперь, во время начала социалистической революции во всем мире, и как раз во время победы революции в некоторых стра­нах, когда особенно обострилась борьба с всемирным капиталом, — во­прос о государстве приобрел самое большое значение и стал, можно ска­зать, самым больным вопросом, фокусом всех политических вопросов и всех политических споров современности».[21] Естественно, что В. И. Ленин, не только гениальный мыслитель, внесший неоценимый вклад в сокро­вищницу идей марксизма, но и выдающийся оратор, неустанный попу­ляризатор этих идей, не мог в тот период еще раз не заострить внимания на основных, кардинальных проблемах марксистского учения о государ­стве.

      Необходимо отметить, что, выступая в Коммунистическом универси­тете им. Я. М. Свердлова, В. И. Ленин всегда учитывал уровень под­готовки слушателей, стремился с наибольшей доступностью изложить намеченную тему. Следует учесть, что среди 998 студентов первого основного выпуска Коммунистического университета[22] было примерно 53% рабочих (из них около 40% металлистов и железнодорожников), 16% —крестьян, 31% —интеллигенции, служащих и др. Большую часть слушателей (65%) составляли члены РКП (б) и сочувствующие, причем 20% коммунистов имели дооктябрьский партийный стаж. Хотя возраст большинства студентов (68%) не превышал 25 лет, половина из них до поступления в университет принимала непосредственное участие в гражданской войне, а другая часть— в работе советских или профсоюз­ных организаций.[23] Среди всех студентов насчитывалось 88,5% лиц, ни­когда не являвшихся собственниками средств производства. Все это да­вало основание считать Коммунистический университет им. Я. М. Сверд­лова поистине пролетарским учебным заведением.

      Студентам «Свердловки», прошедшим школу классовой борьбы, были органически присущи такие черты, как необыкновенная политическая активность, глубокое чувство пролетарского самосознания, беззаветная преданность делу социалистического строительства, постоянная готов­ность выполнить любое задание партии. «.. .Над всем университетом

      21

      веет действительно коммунистический дух», — характеризовал атмо­сферу «Свердловки».В. И. Невский.[24]

      Однако для успешного овладения основами марксизма требовалась соответствующая общеобразовательная подготовка. Большинство же «свердловцев» (более 3/4 всех студентов) до поступления в университет смогли закончить лишь дореволюционную низшую школу, а около 5% слушателей вообще не имели образования и обучились грамоте само­стоятельно.[25] Таким образом, произведения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина для многих «свердловцев» «были чуть ли не первыми кни­гами после букваря».[26] Но и этих книг также было мало. Вот по­чему В. И. Ленин, выступая с лекциями о государстве перед недоста­точно подготовленными слушателями и учитывая, что им «приходится в первый раз систематически к этому вопросу подходить»,[27] уделил столь большое внимание методике его изучения, высказал ряд ценных рекомендаций относительно работы с литературой, указал на возможные трудности в усвоении материала.[28]

      Несмотря на тяжкие бытовые условия и плохое материальное обес­печение (не хватало учебных пособий, письменных принадлежностей, по­мещений для занятий и т. д.), студенты Коммунистического университета стремились преодолеть все трудности и считали время учебы в «Свердловке» одним из самых счастливых периодов своей жизни.

      3. 11 июля 1919 г. в единственной большой аудитории Коммунисти­ческого университета, где обычно читались общие лекции для студен­тов советского и партийного факультетов, собрались «свердловцы», ко­торым заранее было объявлено о предстоящем выступлении В. И. Ленина. Сюда пришли также приглашенные учащиеся Курсов по внешкольному образованию при Наркомпросе,[29] Высших железнодорожных курсов при НКПС[30] и др. В зале, заполненном до отказа, царила атмосфера радост­ного волнения: все присутствующие, многим, из которых впервые пред­стояло увидеть основателя и руководителя Коммунистической партии и Советского государства, вождя мирового пролетариата, с нетерпением ожидали появления Владимира Ильича Ленина.

      Для того, чтобы все могли лучше видеть и слышать В. И. Ленина, стол, служивший кафедрой, был перемещен от сцены к длинной боковой стене, вдоль которой стояли скамейки для слушателей.[31] Организуя встречу В. И. Ленина, руководство университета предприняло необходи­мые меры предосторожности: у входов в здание выставили часовых, у внутренних дверей, ведущих в лекционную аудиторию, — дежурных.[32]

      К назначенному времени В. И. Ленин приехал в университет. Его встретили ректор университета В. И. Невский, секретарь партийного

      22

      бюро Л. И.  Котлик и председатель студенческого курсового комитета Г. Ф. Трушаев.[33]

      Пройдя в кабинет ректора, В. И. Ленин обстоятельно расспросил В. И. Невского и представителей общественных организаций универ­ситета о составе студентов, об их нуждах, о состоянии дисциплины, о трудностях в организации учебы и т. п. Он посоветовал руководству уни­верситета обратиться в Президиум ВЦИК с просьбой о выдаче студен­там необходимого обмундирования.[34]

      Появление В. И. Ленина в зале вызвало бурю оваций. Положив на стол заметки, подготовленные к лекции,[35] он начал свое выступление. Вводная часть лекции посвящалась марксистской характеристике науки о государстве. Подчеркнув огромное значение этой науки для классовой борьбы и строительства социалистического общества, В. И. Ленин обосновал присущую ей партийность и разоблачил мнимую «объективность» буржуазной теории о государстве, которая «служит оправданием общественных привилегий, оправданием существования эксплуатации, оправданием существования капитализма.. .».[36]

      Вскрыв социальные причины зарождения государства, В. И. Ленин обстоятельно разъяснил, почему «оно появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплу­ататоры и эксплуатируемые».[37] Он показал, что именно классовая обус­ловленность возникновения государства — ключ к пониманию его соци­ального назначения, его сущности. В обществе с антагонистическими классами сущность любого государства состоит, по образной характери­стике В. И. Ленина, в том, что оно есть «машина для поддержания господства одного класса над другим.. .».[38]

      Обоснование необходимости классового подхода к исследованию лю­бого государства — лейтмотив ленинской лекции. Дав четкую марксист­скую типологию эксплуататорских государств, В. И. Ленин уделил осо­бое внимание классовому анализу буржуазного государства, раскрытию его антинародной, реакционной природы. Он доказал, что сущность лю­бого буржуазного государства, каковы бы ни были его особенности, вы­раженные в форме правления, в официальных способах властвования, в системе законодательства, одна и та же: «оно есть машина в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и беднейшее крестьянство».[39]

      На основании этих положений В. И. Ленин сделал заключительный вывод об отношении рабочего класса, коммунистов к буржуазному госу-

      23

      дарству, «отбросив» которое пролетариат создает свое, качественно иное государство, призванное ликвидировать всякую эксплуатацию.[40]

      Все присутствующие единодушно отметили ясность изложения и убе­дительность аргументации лектора.[41] Выступление В. И. Ленина произ­вело на слушателей неизгладимое впечатление, которое они пронесли через всю жизнь. После лекции В. И. Ленин отвечал на разнообразные вопросы студентов, расспрашивал их об обстановке на местах, об усло­виях жизни в университете, о трудностях в учебе и т. п.[42]

      4. Первая лекция, прочитанная В. И. Лениным в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, стенографировалась. Стенограмма лекции на 18 листах машинописного текста, не подвергавшаяся авторской правке, передана в Институт Ленина в 1926 г.4[43] А. А. Дивильковским.[44] Институт Ленина впервые опубликовал лекцию в газете «Правда» 18 ян­варя 1929 г., причем ее название «Государственное право», стоявшее на подлиннике стенограммы, было заменено названием «О государстве». Из­менив заглавие лекции, институт сослался на то, что оно «вполне отвечает содержанию», поскольку в лекции В. И. Ленин «говорит только о госу­дарстве, а вопросов права не касается». В предисловии к публикуемой стенограмме утверждалось, что «эта первая лекция осталась единствен­ной и продолжения не имела».[45]

      Заключение института, однако, оказалось ошибочным.[46] В письме бывшего слушателя «Свердловки» Я. Я. Берзса, направленном в Инсти­тут Ленина 9 марта 1929 г., сообщалось, что 29 августа 1919 г. с Двух до четырех часов дня В. И. Ленин прочел в Коммунистическом универси­тете вторую лекцию о государстве.[47] Со ссылкой на это сообщение (под­тверждаемое и другими источниками) указание на чтение В. И. Лениным такой лекции включается во все издания его сочинений, начиная со вто­рого.

      Стенографировалась ли вторая лекция В. И. Ленина о государстве? Ряд данных позволяет ответить на этот вопрос утвердительно. Так, в от­чете ректора Коммунистического университета В. И. Невского за рас­сматриваемый период упоминается, что «почти все лекции и дискуссии

      24

      в школе стенографируются».[48] Тем более это должно было относиться; к выступлениям В. И. Ленина. Показательно, что стенографировалась и напутственная речь В. И. Ленина на выпускном вечере «свердловцев» 24 октября 1919 г. Кроме того, по утверждению слушательницы Комму­нистического университета А. А. Потаповой, на лекции В. И. Ленина 29 августа 1919 г. работала стенографистка.[49] Поэтому предположение Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС о том, что вторая лек­ция В. И. Ленина о государстве не найдена,[50] имеет высокую степень вероятности и ориентирует на активизацию поисков ее стенограммы. Однако наряду с такими поисками необходимо попытаться восстановить хотя бы основные тезисы второй лекции В. И. Ленина о государстве,[51]используя воспоминания лиц, которым довелось ее слушать.

      Обобщение исследованых материалов[52] позволяет сделать следую­щие выводы.

      В указанной лекции В. И. Ленин, напомнив кратко содержание своего первого выступления, уделил основное внимание вопросам классового анализа государства, а также свободы и демократии. Так, в воспомина­ниях К. Я. Гринвальда, опубликованных еще до появления в печати пер­вой лекции В. И. Ленина о государстве, отмечается: «Т. Ленин читал нам 2 раза... Из его лекций помню несколько фраз, приблизительно — "когда мы говорим о свободе, нам нужно знать — свобода для кого"».[53] Известно между тем, что в тексте первой лекции, опубликованной по стенограмме, такого выражения нет. Другой слушатель «Свердловки» — Г. Г. Дубровский в 1936 г. сообщал, что о второй лекции В. И. Ленина, у него «сохранилась лишь краткая запись. В своей лек­ции Ильич учил нас классовому пониманию государства, свободы и де­мократии. Ильич говорил (цитирую по своим записям), что "государ­ство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим. Что овладев этой машиной, рабочий класс подавляет сопротив­ление буржуазии, нарушая тем самым „всенародную волю", "всенарод­ную свободу", "всенародное равенство", и т. д. Когда нас бомбардируют наши враги за нарушение свободы, нужно их прижимать к стене вопро­сами: для кого эта свобода, какому классу, для какого употребления?"».[54]

      25

      В этой лекции В. И. Ленин углубил и расширил характеристику классовой сущности буржуазного государства Он дал развернутый ана­лиз буржуазной демократии, показал ее классово-ограниченный харак­тер, подверг беспощадной критике утверждения буржуазных идеологов о якобы надклассовой «чистоте» и всеобщности демократии этого типа. Подчеркивая лицемерие и фальшь бужуазной демократии, В. И. Ленин, по воспоминаниям М. Волина, «приводил следующий пример: во Фран­цузской буржуазной республике, этой цивилизованной стране, вы уви­дите лозунг: "Свобода, равенство и братство". Его можно увидеть везде, даже на тюрьмах, но это не мешает буржуазии Франции сажать в эти тюрьмы представителей рабочего класса, когда они предъявляют свои законные требования».[55]

      В. И. Ленин раскрыл также классовую сущность советской, проле­тарской демократии в России, показал ее коренные преимущества перед демократией буржуазной. Так, в изложении второй лекции В. И. Ленина, представленном К. И. Мельниковым, записано: «Буржуазия добивается от нее права на свою собственность и свободу угнетать других. Но та­кого права они от нас не дождутся. Они будут пользоваться той сво­бодой, которую мы им назначим. Эта свобода будет состоять в том, что­бы эксплуататоры взялись за полезный труд и трудились бы так, как трудятся рабочие и крестьяне всю свою жизнь... Наша свобода при­звана служить классу рабочих и крестьян, т. е. большинству, а не мень­шинству, и это право мы получили от Советской власти, от большевиков, и будем этим правом пользоваться, несмотря на крики и ругань бур­жуазии всего мира и ее приспешников».[56] Отвергая обвинения о нару­шении большевиками свободы, В. И. Ленин утверждал: «Если ставится вопрос о свободной продаже хлеба, то этого мы сделать не можем, так как не можем допустить ограбления рабочего класса спекулянтами».[57]

      В ряде источников отмечается, что В. И. Ленин говорил в своем вы­ступлении о сущности Советской власти, ее ближайших задачах в борьбе с контрреволюцией, в осуществлении пролетарской диктатуры, о роли Коммунистической партии.[58] В памяти некоторых слушателей сохрани­лись и заключительные слова этой ленинской лекции: «Бойтесь угара власти и не закомиссаривайтесь».[59]

      Таковы, в самом общем виде, вопросы, освещавшиеся В. И.Лениным во время выступления в Коммунистическом университете им. Я. М. Сверд­лова 29 августа 1919г.

      Разумеется, изложенные соображения о содержании второй лекции В. И. Ленина по вопросам государства сохраняют предположительный характер и могут служить лишь рабочей гипотезой, нуждающейся в до­полнительной проверке. Дальнейшие поиски в этом направлении — на­сущная задача в разработке ленинского наследия.

      Рекомендована кафедрой  теории и истории государства и права Львовского  университета

      [1] По данным отдела статистики печати  Всесоюзной книжной палаты  лекция В. И. Ленина «О государстве» была издана в СССР за 1929—1968 гг.  143 раза общим тиражом 4628,7 тыс. экз. на 38 языках народов СССР и 16 языках народов зарубежных стран, не учитывая публикаций в собраниях сочинений В. И. Ленина.

      [2] См.: Очерк работы Свердловского университета. М., 1922, стр. 11.

      [3] См.: В. Невский.  Отчет Рабоче-Крестьянского Коммунистического универси­тета им. Я. М. Свердлова. За период июнь 1918— 1-е января 1920 г.,  ч. I.  M.,  1920, стр. 5—7.

      [4] См.: Протоколы Восьмого съезда РКП (б). Март 1919 г. М., Госполитиздат, 1959, стр. 246.

      [5] См.:  В.  Невский.  Отчет  Рабоче-Крестьянского  Коммунистического  универси­тета им. Я. M  Свердлова, стр. 23—24.

      [6] См.: «Известия ЦК РКП (б)», 1919, 7 июня.

      [7] См.: «Известия ВЦИК»,  1919, 8 июля; А. Попов. Мои воспоминания. «Свердловец», 1923, № 7-8, стр. 69.

      [8] См.: «Известия ЦК РКП (б)», 1919, 4 июля.

      [9] Предшественниками В.  И.  Невского,  руководившими  Курсами  инструкторов и агитаторов, а затем Школой советской работы, были старые большевики, члены ВЦИК: Г. И. Окулова-Теодорович  (июнь — ноябрь  1918 г.)  и  С И. Канатчиков  (декабрь 1918 г.— июль 1919 г.).

      [10] См.:  «Власть Советов»,  1919, № 8-9, стр. 10. — Впервые этот курс  был введен в начале  1919 г. в учебную программу уездного цикла Центральной школы  советской работы  (см.: В. Невский. Отчет Рабоче-Крестьянского Коммунистического универси­тета им. Я. М. Свердлова, стр. 42).

      [11] См.: «Известия ЦК РКП (б)», 1919, 7 июня.

      [12] Следует отметить, что 24 часа — это максимальное время, отводившееся на изучение общетеоретических дисциплин. Такое же количество часов выделялось для поли­тической экономии, а также для чтения  лекций  по курсу «Борьба  классов  и партий (XVI—XX в.)» (см.:  В.  Невский.  Отчет Рабоче-Крестьянского Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, стр. 49—50).

      [13] Ряд источников дает основание предполагать, что количество  таких лекций В. И. Ленина равнялось четырем — пяти (см., например: X. Рапопорт. Свердловский университет в 1919 г.  (май — октябрь). «Свердловец», 1923, № 7-8, стр. 64;  П. Золо­тарев. Незабываемые встречи. «Удмуртская правда», 1962, 22 апреля; С. Энгель. На лекциях Ленина. Рукопись, стр. 6.  Фонд воспоминаний о В. И. Ленине Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (НМЛ при ЦК КПСС). — В чтении лекций по вто­рой части курса — Основам Советской конституции принимал участие М. Ф. Владимир­ский  (см.: М. Владимирский. Организация Советской власти на местах. Лекции, читанные в Центральной школе советской работы. М., Госиздат, 1919, стр. 3).

      [14] В. И. Л e н и н.  Полн. собр. соч., т. 39, стр. 84.

      [15] См., например: В. И. Ленин в школе партийной работы. «Известия ВЦИК», 1920, 23 апреля; В. В. Ж а б p о в. Задушевные беседы с Ильичем запомнились на всю жизнь. В сб.: «Этих дней не смолкнет слава». Тула, 1959, стр. 147—148; А. Л. Ка­занский. Я видел ,и слышал Ильича. «Вопросы истории КПСС», 1965, № 4, стр. 103—104. — По воспоминаниям В. И. Невского, в Школе советской работы «Владимир Ильич прочел небольшой курс (шесть лекций) по аграрному вопросу, вернее, по во­просу партийной политики в деревне» (см.: В. Невский. Свердловский университет и Октябрьская революция. В сб.: «X лет Коммуниверситета им. Я. М. Свердлова. 1918— 1928». М., 1928, стр. 26). Стенограммы всех этих выступлений В. И. Ленина не найдены, в Полном собрании сочинений В. И. Ленина упоминается лишь, одна из таких лекций, прочитанная 3 мая 1919 г. (см.: В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 38, стр. 546). Вопрос об указанных выступлениях В. И. Ленина, к сожалению, остался неисследованным и в специальных работах по истории коммунистических университетов (см., например: М. П. Ф и л ь ч e н к о в.  Из истории партийных учебных заведений. «Вопросы истории КПСС», 1958, № 1;  Л. В. Н о в и к о в а.  Коммунистические университеты и их роль в подготовке историков-марксистов в  1918—1929 гг.  В  сб.:  «История и историки». М., Изд. «Наука», 1965).

      [16] В. И. Ленин значился в списке лекторов не только по курсу государственного права РСФСР, но и по истории крестьянского движения в России, по программе РКП (б), а также по вопросам текущей политики (см.: «Известия ЦК РКП (б)», 1919, 7 июня).       

      [17] См.: В. И. Л e н и н. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 239—247.

      [18] См.: Н. К. Крупская. Воспоминания о В. И. Ленине. М., Политиздат, 1968, стр. 452; В. Невский. Свердловский университет и Октябрьская революция, стр. 21.

      [19] В. И. Л e н и н. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 64—65.

      [20] В. И. Л e н и н. Полн. собр. соч., т. 33, стр. 3.

      [21] В. И. Л e н и н. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 80.

      [22] Кроме основного, трехмесячного курса, в июле — октябре 1919 г. в Коммунисти­ческом университете работали различные краткосрочные курсы, в частности для каза­ков-перебежчиков, для башкир, кооператоров и др. (см.: В. Невский. Отчет Рабоче-Крестьянского Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, стр. 6).

      [23] См. там же, стр. 10—16.

      [24] В. Невский.  Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова в Москве. «Коммунистический Интернационал», 1920, № 10, стлб. 1529.

      [25] См.:  В. Невский.  Отчет Рабоче-Крестьянского Коммунистического универ­ситета им. Я. М. Свердлова, стр. 17.

      [26] Е. Я. Драбкина. Повесть о ненаписанной книге. М., Изд. «Советский писа­тель», 1963, стр. 297.

      [27] В.  И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 39, стр. 64.

      [28] См. там же, стр. 64—65.

      [29] См., например: В. Людсков. Великий и простой. «Дон», 1963, № 4, стр.  135; П.  Комаров. Воспоминания о В. И. Ленине. «За кадры рыбной промышленности», М, 1957, 24 апреля.

      [30] См., например: Л. А б у з о в.  Незабываемые встречи. В сб.: «Ленин с нами». Ставрополь, 1960, стр. 34; Г. С. В а с и л ь ц e в.  Я слушал Ленина. В сб.: «Воспомина­ния нижегородцев о В. И. Ленине». Горький, 1960, стр. 159.

      [31] См., например: В. Николаева. По указаниям Ильича. В сб.: «Женщины в революции». М., Госполитиздат, 1959, стр. 207; Е. Я. Драбкина, ук. соч., стр. 296.

      [32] См., например: Н. Тру фа нов. Заветы вождя. «Красная, звезда», 1960, 22 апреля.

      [33] См.: Г. Ф. Трушаев. Лекции В. И. Ленина о государстве. В сб.: «О Влади­мире Ильиче Ленине. Воспоминания». М., Госполитиздат, 1963, стр. 493— 494;  В. Кейлин. Я слушал Ленина. «Звезда», 1965, № 4, стр. 30.

      [34] См.:  Г. Ф.  Трушаев,  ук.  статья,  стр.  494. — Указанная  рекомендация В. И. Ленина была выполнена.  В  августе 1919 г.  Президум  ВЦИК по ходатайствуВ. И. Невского принял меры к улучшению материального обеспечения студентов Ком­мунистического университета (см.: ЦГАОР СССР, ф. 1235, он. 36, ед.  хр. 65, л. д. 201, 207, 216).

      [35] См., например: Г. Г. Дубровский. Мои воспоминания  о  В. И. Ленине. Рукопись, 1936, стр.  1. Фонд воспоминаний  о  В. И. Ленине ИМЛ  при  ЦК КПСС; К. Гамаюнов. Слушая Ленина. «Дон», 1957, № 11, стр. 19; В. К e и л и н, ук. статья, стр. 31; В. А. В и д м о н т. Воспоминания свердловца о В. И. Ленине. В сб.: «Воспоми­нания о В. И. Ленине», Ч. 2. М., Госполитиздат, стр.  417; И. 3 а л e ц к а с.  Вдохновляющее слово вождя. «Советская Литва», 1966, 30 апреля.

      [36] В. И. Л e н и н. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 66.

      [37] Там же, стр. 68.

      [38] Там же, стр. 73.

      [39] Там же, стр. 81.

      [40] См. там же, стр.  84.

      [41] Лекция В. И. Ленина «О государстве» служит одним из основных источников исследования его педагогического мастерства  (см., например: А. Вишневский. Лек­ция В. И. Ленина  «О государстве»  и педагогика. «Фронт  науки и техники», 1933, № 7-8;  Г. А. Вульфсон О лекциях В. И. Ленина. «Вестник высшей школы»,  1954, № 1).

      [42] См., например: Г. С. Васильцев, ук. соч., стр.  160;  Л. Абузов, ук. соч., стр. 34; Е. Я. Д p а б к и н а, ук. соч., стр. 300.

      [43] См.: Записки Института Ленина. Т. I. M., 1927, стр. 178.

      [44] А. А. Дивильковский  (1873—1932)—литературовед, публицист. Член РСДРП с 1898 г. Входил в состав комиссии по организации первой Высшей партийной школы (см.: «Известия ВЦИК», 1919, 13 мая), был утвержден одним из лекторов Центральной школы советской и партийной работы по общетеоретическому курсу «История Интерна­ционала», а также по специальному курсу «Партийная печать», изучавшемуся на отде­лении партийной работы  (см.: «Известия ЦК РКП (б)»,  1919, 7 июня), работал в Цент­ральной школе в июне —июле 1919 г.  (см.: ЦГАОР СССР, ф. 5221 оп. 38, ед. хр. 21, л. д. 33).

      [45] См.: «Правда», 1929, 18 января.

      [46] Следует отметить, что уже в то время — в 1929 г.  подобное  утверждение  не могло не вызвать возражений,  ибо  противоречило опубликованным  ранее сведениям о неоднократных выступлениях В. И. Ленина по вопросам государства в Коммунисти­ческом университете летом  1919 г.  (см., например: В. Невский. Отчет Рабоче-Крестьянского Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, стр. 21; X. Рапо­порт, ук. статья, стр. 64; А. Попов, ук. статья, стр. 70; Гринвальд. Отрывки из моих воспоминаний о пребывании в Центральной партийной школе (лето 1919 г.). В сб.: «X лет Коммуниверситета им. Я. М. Свердлова», стр. 335). В указанном предисловии к первой лекции В. И. Ленина «О государстве» эти сведения, по-видимому, не были учтены.

      [47] См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 469.

      [48] В.  Невский.  Отчет  Рабоче-Крестьянского  Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, стр. 26.

      [49] См.: А. А. Потапова..  Я видела и слышала В. И. Ленина. Рукопись,  1961, стр. 11. Фонд воспоминаний о В. И. Ленине ИМЛ при ЦК КПСС.

      [50] См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 469:  см. также: Г. Обичкин. Великое идейное наследие. «Правда», 1968, 16 августа.

      [51] В литературе высказывались отдельные  предположения  о  содержании данной лекции В. И. Ленина. Так, М. А. Аржанов писал, что она «по-видимому, была посвя­щена вопросу о Советском социалистическом государстве.. .» (М.  Аржанов. Ленин­ская лекция «О государстве».  «Известия»,  1939,  11  июля).  Эта  гипотеза, однако, не подтверждалась ссылками на источники.

      [52] Изучению были подвергнуты опубликованные воспоминания об указанной лек­ции В. И. Ленина, отраженные в государственных библиографических изданиях, и руко­писные воспоминания, хранящиеся в научно-справочном кабинете В. И. Ленина Институ­та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Для научной ориентировки использовались также материалы, любезно предоставленные  автору  бывшими  слушателями Коммунистиче­ского университета, присутствовавшими  на  лекциях  В. И. Ленина  о  государстве: Е. Т. Афанасьевой, П. Т. Дементьевым, А. А. Потаповой (Москва), И. Т. Бевзенко
      (с. Красное, Краснодарский край), Т. Е. Вецозолсом  (Рига), М. Н. Волиным (Даугавпилс),  Н. К.  Эрлотаревым  (с. Алнаши,  Удмуртская  АССР),  В. И. Кейлиньш (Ленинград), В. Д. Мишиным (Свердловск), Д. Г. Сенчуковым (Архангельск), Г. Г. То­каревым (Курск), А. П. Шуваловой (Казань), M. M. Назаргуловым (Уфа).

      [53] Гринвальд,  ук. статья, стр. 335.

      [54] Г.Г.Дубровский. Мои воспоминания о В. И. Ленине, стр. 2.

      [55] М. Волин, Нас напутствовал Ильич. «Известия», 1968, 17 сентября, см. также А. А. Потапова, ук. соч., стр. 12, 16.

      [56] К. И. M e л ь н и к о в. Мои краткие воспоминания о встречах с В. И. Лениным Рукопись, 1960, стр. 7. Фонд воспоминаний о В. И. Ленине ИМЛ при ЦК КПСС.

      [57] М. Волин, ук. статья.

      [58] См., например:  Б Ф. Галкин. Лекция В. И. Ленина о государстве.  В сб.
      «Так закреплялись завоевания Октября». Тула,  1960, стр. 29;  Р. H ю p и и. Незабывае­мые встречи. «Брянский рабочий», 1959,  22 апреля;  Г. Токарев.  Памятные  дни. «Курская правда», 19С2, 22 апреля;  Г. Ф. Т p у ш а е в, ук. соч., стр. 494; В. Кейлин ук. статья, стр. 33; И. 3 а л е ц к а с,  ук. статья; X. Ишмуpатов, M. Hазapгулов. Запомнилось навсегда. «Правда», 1969, 10 июля.

      [59] См.: А. Попов, ук. статья, стр. 71;  Г. Ф. Т руша ев, ук. соч., стр. 494.

    Информация обновлена:17.04.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru