Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Алексеев, Н. С., Шилов, Л. А.,канд. юрид. наук.
50 лет советского высшего юридического
образования /Н. С. Алексеев, Л. А. Шилов.
//Правоведение. -1967. - № 5. - С. 7 - 17
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • 50 лет советского высшего юридического образования.
      Алексеев, Н. С., Шилов, Л. А.

      Н. С. Алексеев, доктор юридических наук

      Л. А. Шилов, кандидат исторических наук

      50 лет советского высшего юридического образования

      Советская высшая школа приходит к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции с достижениями, имеющими первостепенное значение в обеспечении условий для дальнейших успехов коммунистического строительства в СССР и в экономическом соревновании двух: систем — социалистической и капиталистической. В сравнительно короткий срок наша высшая школа заняла первое место в мире. Число вузов и студентов, количество и качество выпускаемых в СССР специалистов не имеют себе равных в мире.

      Октябрьская революция ознаменовала начало коренного переустройства всей системы высшего образования. Пролетариат, пришедший к власти в результате революции, получил в наследство от старого строя высшую школу, которая без глубоких революционных преобразований не могла обеспечить реализацию намеченного Коммунистической партией плана социалистического строительства. Наряду с прогрессивными традициями (материалистическое направление и связь с жизнью творчества многих ученых, выдающиеся научные достижения, обогатившие мировую науку, борьба передовых, революционно настроенных профессоров и студентов против реакции и т. д.) высшей школе России были присущи многочисленные пороки и недостатки, превращавшие ее в силу, противостоящую пролетариату.

      Дореволюционная высшая школа, как и все народное образование в целом, служила орудием господства помещиков и капиталистов, она была пронизана духом буржуазной идеологии и подчинена политике господствующих классов. Тщетны все попытки идеологов буржуазии представить дело таким образом, что в высшей школе господствуют только интересы чистой науки, что она стоит вне политики и служит всему обществу. «Связь политического аппарата с просвещением,— отмечал В. И. Ленин, — является чрезвычайно крепкой, хотя признать этого прямо буржуазное общество не может».[1] Из всех ступеней образования высшая школа была наиболее чуждой трудящимся массам. В 1913/14 уч. году из 7442 студентов Петербургского университета детей дворян и помещиков насчитывалось 3442, духовенства — 453, почетных граждан и купцов первой гильдии —592, мещан, купцов второй гильдии и ремесленников—1707, крестьян—1021, казаков — 117. Если учесть при этом, что мещане, ремесленники, крестьяне и казаки — это в подавляющей массе мелкая городская и сельская буржуазия, то станет ясным, что классовый состав студентов целиком соответствовал сущно-

      8

      сти и целям буржуазной высшей школы. Все преподавание в вузах подчинялось интересам господствующих классов. Большая часть профессоров и преподавателей, находясь в плену буржуазной идеологии, была, независимо от попытки стоять «вне политики», сознательным или бессознательным проводником влияния буржуазной идеологии на студенческую молодежь.

      Коренные пороки имелись в вузах и в организации учебного дела. Существовавшая организация учебного процесса не позволяла наладить сколько-нибудь плановую подготовку специалистов. Предметная система обучения приводила к тому, что выпуски были малочисленны и неравномерны, учебная дисциплина крайне низка. Само построение сети учебных заведений и распределение студентов по факультетам и специальностям складывалось стихийно, часто в резком противоречии с интересами развития хозяйства и культуры. Для официальной высшей школы были характерны отрыв от практики, подчеркивание ею своей независимости от требований реальной жизни. Нередко отрицались всякие профессиональные цели университетского образования. Совет Петербургского университета заявлял, например, что при обучении студентов университет не может иметь в виду чего-либо «хлебно-насущного», т. е. сообщения знаний и привития навыков, необходимых для той или иной практической деятельности. Это находилось в глубоком противоречии с тем реальным фактом, что большинство студентов приходили в университет, чтобы получить подготовку к какой-то определен­ной практической работе. Стремление давать «чисто научное» образование при полном игнорировании практических, профессиональных его задач служило, кроме того, почвой для схоластики, догматизма и консерватизма в преподавании.

      В системе юридического образования до самой революции существовали элементы сословности, выражавшиеся, в частности, в наличии ряда привилегированных учебных заведений, таких, как Училище правоведения, Александровский и Николаевский лицеи, находившихся под особым покровительством царского правительства и рассчитанных главным образом на представителей дворянства. Не случайно именно эти учреждения были в первую очередь закрыты Советской властью.

      Выработанная Коммунистической партией программа перестройки и глубокой демократизации высшего образования касалась всех сторон деятельности вузов. Эта программа начала осуществляться в первые же месяцы после Октябрьской революции.

      Путь строительства новой высшей школы был исключительно сложным и трудным, идти приходилось неизведанными дорогами исканий и экспериментов. При этом, естественно, были неизбежны отдельные ошибки, одностороннее увлечение теми или иными формами и методами. Трудности усугублялись еще и тем, что, не поняв смысла и исторического значения Октябрьской революции, некоторая часть старой профессуры не желала признавать происшедших изменений, игнорировала органы Советской власти, созданные для осуществления государственного руководства высшей школой.

      Процесс становления новой системы высшего образования прошел ряд этапов. У его истоков стоял В. И. Ленин, направлявший все культурное строительство. Уже в первые годы Советской власти формулируются и начинают проводиться в жизнь основные принципиальные положения, касающиеся советской высшей школы. В трудах В. И. Ленина, декретах Совнаркома о высшем образовании, в подготовке которых В. И. Ленин принимал личное участие, были разработаны важнейшие проблемы реформы высшей школы — система управления ву-

      9

      зами, демократизация состава студентов, создание рабфаков как основного канала вовлечения в вузы рабоче-крестьянской молодежи, перестройка общественно-политического образования, налаживание преподавания общественных наук, установление связи вузов с потребностями социалистического строительства, введение практики как обязательного элемента подготовки специалистов и многие другие.

      Особенно сложные задачи решались в ходе перестройки общественно-политического, в частности юридического, образования. В процессе штурма твердынь капитализма возникло новое государство — государство диктатуры пролетариата, формировались новые правовые институты, на основе разрушения буржуазной законности рождалась новая революционная законность, создавалось новое право, новый социалистический правопорядок, отвечающий революционному правосознанию трудящийся масс и базирующийся на законодательных актах Советской власти. Необходимо было вместе с прекращением преподавания и пропаганды буржуазного права создать условия для преподавания нового, рождающегося права, обеспечить его научную разработку на методологической основе марксизма.

      В проекте реформы высшей школы, разработанном Наркомпросом РСФСР летом 1918 г., вопрос о перестройке юридического образования стоял на одном из первых мест. Наряду с требованием коренного преобразования учебных планов юридических факультетов в направлении согласования их с происшедшими общественно-политическими изменениями выдвигалась идея создания факультетов общественных наук, учреждавшихся с целью разработки и распространения идей научного социализма и материалистического метода во всех областях обществоведения. Однако этот проект был отвергнут в основных пунктах проведенными летом совещаниями представителей профессуры, и Наркомпрос в конце 1918 г. вынес решение о закрытии юридических факультетов «ввиду совершенной устарелости учебных планов.., а также полного несоответствия этих планов требованиям научной методологии и потребностям советских учреждений в высококвалифицированных работниках».[2] Объясняя закрытие юридических факультетов, М. Н. Покровский писал: «… „наука права" давала ту красивую оболочку, под которой пряталось порабощение сотен миллионов десятками тысяч. Эта роль, роль красивого покрывала на неказистой действительности в последнее время была едва ли не главной ролью науки права. Само собой разумеется, что для социалистической России все подобные „науки" совершенно без надобности».[3] Взамен юридических факультетов были созданы факультеты общественных наук (ФОНы), имевшие в своем составе политико-юридические отделения.

      Принципиальные основы и организационные формы ФОНов давали возможность и в преподавание, и в научную работу ввести основы марксистской социологии. Было бы, однако, ошибочным полагать, что эта возможность могла быть реализована в короткие сроки. Прежде всего, создание политико-юридических отделений ФОНов проходило в обстановке противодействия реакционных и консервативно настроенных групп профессоров, пытавшихся затянуть их создание, выиграть время в расчете на реставрацию старых порядков. Первоначально новые организационные формы уживались еще со старым содержанием, и проведенные изменения носили зачастую формальный характер, являясь попыткой чисто внешне отразить одну из главных целей ФОНов — сочетание серьезной социологической базы с глубокой специальной

      10

      подготовкой. Если же учесть состав преподавателей и господствующее в их среде мировоззрение, в основе буржуазное, станет понятным, что и указанная социологическая основа была далеко не марксистской. Кроме того, попытки совместить широкую общесоциологическую подготовку с солидной специальной, сопровождавшиеся к тому же стремлением обеспечить на старших курсах узкую специализацию в разнообразных областях права, вызывали ряд отрицательных последствий, в частности чрезвычайную пестроту и многопредметность учебных планов, отсутствие их четкой практической ориентации. Социальный состав студенчества политико-юридических отделений в 1919—1920 гг. также не претерпел принципиальных изменений. В целом ФОНы в этот период не стали еще центрами марксистского обществоведения.

      Потребовалась громадная организационная и воспитательная работа партийных и советских органов, партийных организаций самих вузов, чтобы направить дальнейшее развитие ФОНов по пути, обеспечивающему выполнение возложенных на них задач. Необходимо было связать подготовку студентов с нуждами социалистического строительства, изменить состав студенчества и преподавателей, вовлекая в их ряды преподавателей-коммунистов, обновить содержание преподавания. Начало новому этапу развития общественно-политического, в том числе юридического, образования положил ленинский декрет «О плане организации факультетов общественных наук» от 4 марта 1921 г.[4] Декрет четко определил задачу ФОНов — «создание кадров научно - подготовленных работников социалистического строительства». Установленная декретом структура факультетов предусматривала в их составе создание правовых отделений, и, таким образом, указанные отделения перестали быть политико-юридическими, совмещавшими в себе весьма широкий круг разнородных дисциплин.

      Развернувшаяся после издания декрета работа коренным образом изменила лицо правовых отделений. Принимается новый учебный план, в учебном процессе все большее значение приобретают семинарские занятия и иные формы работы, существенно корректировавшие недостатки господствовавшей ранее лекционной системы преподавания. Важное место начинает занимать практика студентов в учреждениях юстиции, впервые организованная Московским и Петроградским университетами в 1922 г. и ставшая с этого времени неотъемлемым элементов процесса подготовки специалистов. На основе оживившейся научной работы, в результате теоретического осмысливания нового законодательства, новых правовых институтов в 1922—1924 гг. создаются первые советские учебники по юридическим дисциплинам, хотя и имевшие нередко существенные недостатки, но послужившие важным средством улучшения Качества подготовки студентов. Это дало возможность в 1924 г. в директивном порядке полностью отказаться от использования дореволюционных учебников и учебных пособий.

      В связи с потребностью в подготовке национальных юридических кадров высшие учебные заведения и факультеты стали создаваться на бывших окраинах. Так, в 1923 г. в Среднеазиатском университете в Ташкенте был учрежден факультет общественных наук с правовым отделением.

      Большое значение для улучшения работы правовых отделений имело предпринятое по решению ЦК партии укрепление преподавательских сил отделений лучшими марксистскими кадрами, привлечение к преподаванию ответственных практических работников центральных и мест-

      11

      ных органов юстиции, обладавших соответствующей теоретической подготовкой. Хотя по своим идейным воззрениям многие профессора еще были далеки от марксизма, в их политических настроениях происходят в этот период коренные изменения в сторону совершенно искреннего сотрудничества с Советской властью, все заметнее проявляются попытки разрешать актуальные проблемы науки с марксистских позиций. Ускорению идейно-политического перевоспитания профессуры в немалой степени способствовало появление среди преподавателей заметной прослойки коммунистов.

      Один из главных аспектов перестройки правовых отделений состоял в совершенствовании системы приема и изменения на этой основе классового состава студентов. В этом реализовались установки Программы РКП (б), принятой на VIII съезде и провозгласившей «открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой».[5]

      Уже 2 августа 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения». Тогда же СНК РСФСР утвердил написанное В. И. Лениным постановление «О приеме в высшие учебные заведения».[6] Проведение в жизнь этих актов, а также развертывание деятельности рабфаков привело к тому, что за несколько лет состав студентов коренным образом изменился в сторону преобладания выходцев из среды рабочего класса и крестьянства. В результате резко возросла и партийно-комсомольская прослойка. Партийные ячейки правовых отделений были наиболее сильными и многочисленными, студенты-юристы играли большую роль в общественной жизни вузов и перестройке всей их работы.

      Реформа правового образования заключалась и в том, что существовавшая сеть вузов приводилась в соответствие с экономическими возможностями государства и наличным составом квалифицированных преподавателей. В сентябре 1921 г. действовало 9 правовых отделений ФОНов. К 1925—1926 гг., т. е. к моменту реорганизации правовых отделений в факультеты советского права или факультеты права и хозяйства, осталось только 4 отделения. Сокращение их сети позволило создать лучшие условия для работы оставшихся отделений и, таким образом, способствовало качественному улучшению постановки юридического образования.

      Правовые отделения ФОНов, сложившиеся в 1921 —1925 гг., и в особенности заменившие их факультеты советского права, созданные сначала в Московском, а затем в Ленинградском и других университетах, стали в главных своих чертах теми учебными заведениями, которые в дальнейшем привели к современной системе высшего юридического образования. Основы их организации и деятельности, воплотившие принципы советской высшей школы, в ходе дальнейшей работы совершенствовались и углублялись. Руководящими принципами юридического образования были и остаются партийность, интернационализм, демокра-

      12

      тизм, научность, соединение теории и практики обучения с общественно полезным трудом.[7]

      За первое десятилетие Советской власти юридические учебные заведения дали стране большой отряд молодых советских юристов, значительная часть которых — плоть от плоти трудового народа — выдвинулась вскоре в ряды руководящих работников советской юстиции. Только МГУ выпустил за эти годы более 1600 юристов.

      Новый этап в развитии системы юридических высших учебных заведений, связанный с Постановлением ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. «О мероприятиях по подготовке и. переподготовке кадров работников советского строительства»,[8] предусматривал выделение из университетов правовых факультетов и создание самостоятельных институтов двух типов: институтов советского права и институтов советского строительства. В последующем эти институты были объединены и превращены в единые юридические институты — основной тип юридических вузов 30—40-х годов. В этот период сеть юридических институтов и число студентов резко возрастают, складывается система заочного юридического образования.

      Каждый этап истории юридических высших учебных заведений, несмотря на то, что порой отдельные мероприятия, сопровождались определенными отрицательными последствиями, вносил нечто новое, положительное, существенно обогащая формы и методы работы. Предпринятая в 1931 г. реорганизация факультетов советского права, связанная с выделением их из университетов и созданием самостоятельных институтов советского права и советского строительства, способствовала росту сети юридических учебных заведений, установлению их более тесных и всесторонних связей с органами и учреждениями юстиции, соединению процесса обучения студентов с практикой работы органов суда, прокуратуры, милиции и т. д. Вместе с тем эта реорганизация привела к излишне узкой специализации, наносившей ущерб широте и теоретическому уровню подготовки будущих специалистов — выпускников институтов. Кроме того, исключение юридических факультетов из университетов, с одной стороны, обедняло само университетское образование, а с другой — отрицательно сказывалось и на уровне научно-исследовательской работы в юридических институтах, хотя в целом в предвоенные годы здесь имелись несомненные достижения.

      Важное значение для подготовки юридических кадров имело Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 марта 1935 г. «О мероприятиях по развертыванию и улучшению правового образования»,[9] в котором наряду с другими мерами предусматривалась организация юридических институтов в Харькове и Ташкенте; в этом году на основные отделения правовых институтов прием устанавливался 1490 человек и 70 — в аспирантуру. В дальнейшем были созданы регулярно действующие курсы по переподготовке районных работников-юристов и правовые школы с годичным, а позднее — с двухлетним сроком обучения.

      Постановлением СНК СССР от 29 марта 1937 г. на базе Центрального заочного правового института был организован Всесоюзный юридический заочный институт, в котором к этому времени уже обучалось около 6 тыс. студентов. Заочное юридическое образование и до сих пор играет важную роль, будучи такой формой обучения, в рамках которой подготавливается наибольшее количество юристов.

      13

      Рост высших юридических учебных заведений сопровождался ростом педагогических кадров, увеличением выпуска юридической литературы и учебников, улучшением учебно-методической работы. Именно, в эти годы сложился основной профессорско-преподавательский состав, который обеспечил развитие высшего юридического образования в послевоенный период и который включал как ученых старой школы, окончательно перешедших на марксистские позиции, так и научную молодежь, выпущенную из вузов за годы Советской власти. В 1917—1931 гг. большую роль сыграли труды выдающихся советских юристов Н. В. Крыленко, Д. И. Курского, П. И. Стучки и Е. Б. Пашуканиса. Их деятельность имела значение не только для развития науки, но и для совершенствования юридического образования. П. И. Стучка, например, многое сделал на посту директора Московского института советского права.

      В период Великой Отечественной войны была проделана огромная работа по эвакуации ряда юридических вузов. В трудных условиях военного времени продолжалась подготовка юристов, хотя множество студентов и преподавателей в рядах действующей армии доблестно боролись против фашистских захватчиков.

      Наибольшего развития юридическая высшая школа достигла после окончания Великой Отечественной войны. Существенную роль при этом сыграло начатое еще в период войны восстановление подготовки юристов в университетах. Юридические факультеты были созданы почти во всех университетах, они сумели собрать и вырастить сильные научные кол­лективы. Резко возрос уровень научно-исследовательской работы, что не только позволило поднять подготовку специалистов на новую, более высокую ступень, но и превратило юридические факультеты в важнейшие центры правовой науки в нашей стране, расширило фронт теоретических исследований.

      Послевоенное развитие юридических вузов определялось принятым 5 октября 1946 г. Постановлением ЦК партии «О расширении и улучшении юридического образования в стране». Реализация этого постановления привела к увеличению приема в юридические вузы и росту общего контингента студентов-юристов, выработке новых учебных планов и программ, более соответствующих требованиям практики и возросшему уровню правовой науки, способствовала оживлению научно-исследовательской работы. За три года, с 1947 по 1950, были открыты юридические факультеты в 7 университетах; в 1950 г. был организован юридический факультет в Туркменском университете. Этим завершилось создание центров юридического образования во всех союзных республиках, и таким образом подготовка кадров юристов связывалась с конкретными условиями и специфическими нуждами каждой союзной республики. За период с 1947 по 1953 г. высшее юридическое образование получили 20 878 человек, после войны большинство студентов составили демобилизованные воины Советской Армии. Значительно выросла сеть заочного юридического образования: количество студентов-заочников увеличилось с 12703 в 1946 г. до 26000 в 1952 г.[10] Процент преподавателей вузов, имеющих ученую степень или звание, возрос с 38 в 1948 г. до 60,2 в 1953 г. За период с 1947 по 1950 г. было издано 32 учебника по юридическим дисциплинам.

      Большое влияние на дальнейшее совершенствование юридического образования оказал переход в эти годы на 5-летний срок обучения на юридических факультетах и упорядочение в целом системы юридических

      14

      учебных заведений. Объединение ряда юридических институтов с юридическими факультетами университетов и реорганизация некоторых институтов в факультеты позволили устранить параллелизм в подготовке специалистов, четко определить задачи различных типов учебных заведений .и главное создать более благоприятные условия для развития научной работы. В результате этого на юридических факультетах сложились крупные творческие коллективы, превратившиеся в важнейшие центры развития советской правовой науки.

      Резкий подъем научной работы на юридических факультетах и в юридических институтах, наметившийся с начала 50-х годов и достигший особенно высокого уровня к середине 50-х—60-м годам, оказал самое благотворное влияние на постановку преподавания и на качество подготовки специалистов. По уровню научной активности и продуктивности последнее десятилетие не имеет себе равного в истории советской высшей школы. Происходит быстрый рост научных кадров. С начала 50-х годов только в Ленинградском университете защитили докторские диссертации свыше 20 преподавателей юридического факультета. Повышается квалификация кадров и в других высших учебных заведениях страны.

      Развитие юридического образования в СССР в последующие годы характеризовалось расширением подготовки, ростом квалификации педагогических кадров, увеличением объема и актуализацией характера научно-исследовательской работы, укреплением связи с практикой. Достойное место в системе подготовки кадров заняли и так называемые «периферийные» вузы. Например, Свердловский юридический институт с большим количеством студентов сейчас располагает сильным коллективом преподавателей, среди которых много молодых докторов наук; в Дальневосточном университете растет коллектив квалифицированных преподавателей-юристов; это характерно и для других коллективов.

      В 1964 г. ЦК КПСС принял Постановление «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». В нем подчеркивается важное значение советского права в период развернутого строительства коммунизма, отмечаются недостатки в развитии правовой науки и юридического образования, ставятся конкретные задачи, направленные на их дальнейшее развитие. Постановление предусматривает, в частности, меры по расширению и улучшению подготовки кадров, введение специализации студентов с учетом характера их будущей работы, включение в учебные планы таких дисциплин, как советское строительство, хозяйственное право, судебная психология, исправительно-трудовое право, организацию юридической подготовки работников советских и хозяйственных органов, служебная деятельность которых связана с применением законодательства, разработкой и изданием правовых актов. Важной задачей является развитие научных основ организации высшего образования, конкретный анализ эффективности тех или иных форм подготовки юридических, кадров.

      За 50 лет, прошедших после победы Великой Октябрьской социалистической революции, юридическая школа достигла больших успехов. В настоящее время в стране насчитывается 30 юридических вузов (4 юридических института и 26 юридических факультетов), где работают более 140 правовых кафедр. Среди членов кафедр более 70% имеют ученые степени доктора и кандидата юридических наук. В юридических вузах сейчас обучается более 60 тыс. студентов, из них 42 тыс. заочников, 10 тыс. вечерников и более 8 тыс. очников. Профессорско-

      15

      преподавательские коллективы юридических вузов достойно встречают 50-летие Советского государства новыми научными работами, повышением качества подготовки специалистов с высшим юридическим образованием. Было бы, однако, неправильным считать, что в подготовке юристов нет недостатков, подлежащих преодолению, что нет вопросов, ожидающих своего разрешения. Жизнь постоянно выдвигает новые задачи и проблемы. В печати справедливо отмечалось, что юридические ведомства, советские и другие учреждения испытывают крайнюю нужду в правоведах с высшим образованием. Так, в исполкомах Архангельской области работает незначительное число юристов с высшим образованием; требуются юристы и в другие организации этой области; даже по Ленинграду систематически не удовлетворяются заявки на специалистов, оканчивающих факультет. Следовательно, в ближайшее время должен быть решен вопрос об увеличении приема на юридические факультеты. К сожалению, как уже указывалось в центральной печати, эти проблемы решаются крайне медленно.[11]

      Ответственные обязанности, возлагаемые на юристов, требуют внимательного подхода к приему студентов.

      Если рекомендации общественных организаций содействуют более тщательному отбору абитуриентов, то существующие еще ограничения при приеме на юридические факультеты университетов (требование двухлетнего производственного стажа) нуждаются в пересмотре. Предположение о том, что наличие двухлетнего производственного стажа придает абитуриенту «житейскую мудрость», не всегда правильно. Молодежь, пришедшая в вуз непосредственно из школы, по сравнению со студентами «со стажем», как правило, имеет лучшую общеобразовательную подготовку, более высокую успеваемость, дает значительно меньший отсев. Пополнение факультетов молодежью «без стажа» усилит интерес студентов к научной работе и предотвратит такое положение, когда специалисты оканчивают вуз в возрасте 27-30 лет и даже старше.

      При комплектовании юридических вузов страны следует учитывать потребность в специалистах, а при определении контингента приема для каждого данного вуза принимать во внимание квалификацию педагогического коллектива.

      Как бы ни были важны вопросы контингента студентов; центр тяжести в решении новых задач лежит на качественном улучшении подготовки специалистов. Представляется желательным в соответствии с потребностями практики организовать более глубокую специализацию студентов, без ущерба для их общеюридической подготовки. Следовало бы, например, организовать специализацию студентов по криминалистической технике, по морскому праву и др. Больше внимания должно быть уделено подготовке юристов для хозяйственных и административных органов, специалистов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних, работников исправительно-трудовых учреждений. Целесообразно обсудить вопрос о специализации отдельных учебных заведений.

      Нуждается в дальнейшем расширении и совершенствовании и система повышения квалификации работников правовых учреждений. В условиях совершенствования управления, проведения хозяйственной реформы, усиления борьбы с правонарушениями повышаются требования, предъявляемые к юридическим кадрам. Как известно, в настоящее время существует специальный институт повышения квалификации следственных работников. Однако не в меньшей, а может быть даже в большей степени требуется создание постоянно действующей системы повы-

      16

      шения квалификации и для других категорий юридических кадров, поскольку за последние годы было разработано и принято много новых законов, накоплен опыт их применения, издано большое количество работ по различным отраслям права.

      Повышение квалификации юристов может осуществляться в различных формах. Во-первых, как уже предлагалось в центральной печати, могут быть созданы самостоятельные специальные институты, во-вторых, при крупных учебных заведениях, располагающих высоко квалифицированными преподавателями, могут быть организованы курсы повышения квалификации, в-третьих, возможно изменение всей системы подготовки юридических кадров. Подготовка юристов может осуществляться в три этапа: 1) подготовка в университете на общегуманитарном факультете (изучение общеобразовательных дисциплин); 2) обучение на юридическом факультете (изучение специальных дисциплин) и 3) повышение квалификации в университете после определенного срока работы по специальности. Этот вариант подготовки позволит студентам, поступающим в вуз из школ, более сознательно подойти к выбору профессии и устранит известное дублирование в преподавании.

      Дальнейшее совершенствование юридического образования не сводится лишь к организационным изменениям. Оно предполагает усиление работы всего многочисленного коллектива преподавателей-юристов, рост их сознательности, повышение квалификации и педагогического мастерства, расширение связи с практикой, обмен опытом и т. д.

      Особое значение приобретает улучшение воспитательной работы в юридических вузах. Будущие юристы должны отчетливо понимать перспективы общественного развития, быть непримиримыми борцами против любых нарушений социалистической законности, принципиально и твердо проводить линию партии на дальнейшее укрепление законности. Высокая деловая квалификация и культура должны быть неотъемлемыми качествами юристов, призванных применять советские законы в сложных жизненных ситуациях.

      Уже сейчас накоплен большой опыт воспитательной работы. Целям воспитания подчинен учебный процесс, проведение сельскохозяйственных и строительных работ летом, деятельность общественных организаций, художественная самодеятельность и спорт, участие студентов в пропаганде права и их работа в студенческих научных кружках, работа на общественных началах в органах юстиции и многие другие формы и методы, постоянно умножаемые и совершенствуемые. Но внимание к воспитательной работе должно быть еще более усилено.

      В докладе А. Н. Косыгина на XXIII съезде КПСС указывалось на то, что «следует проанализировать учебные планы высшей школы, бюджет рабочего времени студентов и преподавателей, рационально распределить время на лекции, семинары, практикумы, самостоятельную работу студентов в библиотеке, лабораториях и создать все необходимые условия, обеспечивающие творческую работу преподавателей и студентов».[12] В последнее время многое сделано для упорядочения учебных планов. Подготовлены новые программы по правовым дисциплинам. Юридические факультеты университетов возвратились к 5-летнему сроку обучения, дающему возможность более рационально строить преподавание, сохранить дипломные работы как средство, прививающее умение обобщать и анализировать практику судебных, административных и хозяйственных органов и служащее критерием оценки знаний будущего юриста.

      17

      Учебные планы и организация всей учебной работы в юридических вузах могут и далее совершенствоваться по следующим линиям: устранение многопредметности и перегрузки студентов; установление правильного сочетания общеобразовательных и специальных дисциплин; развитие самостоятельной работы, устранение повторений материала в различных дисциплинах; введение специальных курсов в связи с будущей узкой специализацией выпускника. Должно быть преодолено ненормальное положение с изданием учебников и юридической литературы, о чем уже сигнализировала центральная печать.[13]

      В учебных планах необходимо уделить большее внимание изучению морского права и правовых вопросов воздушных перевозок, а также освещению проблем судебной этики как одного из средств формирования морально-политических качеств будущих юристов. В связи с ростом и расширением зарубежных связей следует предусмотреть преподавание сравнительного правоведения, международного частного права, изучение основных правовых систем буржуазных государств и др. Надо подумать об организации новых кафедр и лабораторий, рекомендовать соответствующим министерствам шире привлекать ученых для обсуждения вопросов дальнейшего совершенствования подготовки специалистов.

      Непременным условием улучшения юридического образования является внедрение в процесс обучения технических достижений. Это позволяет обеспечить наглядность учебного процесса, повысить его эффективность, обучить будущих специалистов использованию техники. В практической работе юристов сейчас значительно шире применяются технические достижения. Проводятся различного рода экспертизы, большую помощь в расследовании преступлений оказывают специалисты различных областей науки, следователи и эксперты располагают лучшим техническим оснащением. Несомненно, процесс расширения использования данных естественных наук в юриспруденции будет продолжаться. Кинофикация учебного процесса, создание кабинетов научной информации и кодификации, классов программированного обучения и т. д. — все это может в значительной степени содействовать улучшению качества обучения. Между тем в высших юридических учебных заведениях этому еще не уделяется должного внимания. Лишь в Харьковском юридическом институте организована работа по внедрению новых технических средств для изучения иностранных языков и длительное время существует класс программированного обучения на кафедре криминалистики.

      Развитие и совершенствование советского юридического образования является предметом постоянного внимания партии и правительства. Новым свидетельством заботы о развитии науки, образования, и подготовки кадров служит Постановление Центрального Комитета КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве». Это постановление требует от работников высшей школы серьезных усилий по выполнению ответственных задач в области учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы.

      Высокое сознание долга, громадный опыт, накопленный за 50 лет, имеющиеся широкие возможности — все это служит залогом успешного выполнения задач, поставленных перед юридическим образованием программой коммунистического строительства. Нет сомнения в том, что преподаватели-юристы сделают все, чтобы обеспечить дальнейшее развитие юридического образования в нашем социалистическом государстве.

      [1] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 399.

      [2] «Народное просвещение», 1918, N 23-25, стр. 22—23.

      [3] Там же, стр. 2—3.

      [4] СУ РСФСР, 1921, № 19, ст. 117.

      [5] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд. 7-е, ч. I. M., Госполитиздат, 1953, стр. 420.

      [6] См.: СУ РСФСР, 1918, № 57, ст. 632; В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 34.

      [7] См. :А. Ф. IIIебанов. Юридические высшие учебные заведения. М., Изд .«Высшая школа», 1963, стр. 98—99.

      [8] СУ РСФСР, 1931, № 29, ст. 261.

      [9] СУ СССР, 1935, № 13, ст. 99.

      [10] А. Ф. Шебанов, ук. соч., стр. 73, 75, 76.

      [11] «Известия», 1967, 20 августа.

      [12] XXIII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет, т. II. М., Политиздат, 1966, стр. 55.

      [13] «Известия», 1967, 20 августа.

    Информация обновлена:24.08.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru