Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Химичева, Н. И.
О праве утверждать бюджет /Н. И. Химичева.
//Правоведение. -1964. - № 4. - С. 124 - 126
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • О праве утверждать бюджет.
      Химичева, Н. И.

      О праве утверждать бюджет

      Н. И. Химичева, кандидат юридических наук

      Важным конституционным правом всех местных Советов депутатов трудящихся яв­ляется право на местный бюджет как ма­териально-финансовую базу их деятель­ности по развитию хозяйства, социально-культурному обслуживанию и удовлетворе­нию бытовых нужд населения. Принятыми в 1960—1961 гг. в союзных и затем в авто­номных республиках законами о бюджетных правах местным Советам предоставлены широкие бюджетные права.[1] Правильное применение закона — необходимое условие его соблюдения. Серьезное значение при этом имеет соответствие содержания ре­шений, принимаемых местными Советами депутатов трудящихся по вопросам бюд­жета, требованиям закона.

      Анализируя законодательство о бюджет­ных правах, можно увидеть, что в нем пре­дусматривается в одних случаях утвер­ждение, а в других — установление бюд­жета или отдельных его показателей. Есть ли в этом какая-либо разница? Да, есть. Применение терминов «утвердить» или «установить» при решении вопросов бюд­жета имеет принципиальное значение, свя­занное с существом предоставленных бюд­жетных прав. Это относится и к решениям местных Советов, и к законам о государст­венном бюджете СССР, к законам о госу­дарственных бюджетах союзных и авто­номных республик.

      На основании Закона о бюджетных пра­вах Союза ССР Верховный Совет СССР, принимая закон о государственном бюдже­те, утверждает государственный бюджет СССР в общей сумме доходов и расходов, союзный бюджет, размеры отчислений от налогов и доходов в государственные бюд­жеты союзных республик и вместе с тем устанавливает государственные бюджеты союзных республик в общей сумме доходов и расходов по каждой республике.[2] В соот­ветствии с республиканскими законами о бюджетных правах Верховный Совет рес­публики утверждает государственный бюд­жет республики, республиканский бюджет, размеры отчислений от налогов и доходов в местные бюджеты и некоторые другие показатели, а устанавливает местные бюд­жеты в общих объемах доходов и рас­ходов.[3]

      Подобно этому законом предусмотрено, что каждый вышестоящий Совет депутатов трудящихся утверждает соответствующий местный бюджет, размеры отчислений в нижестоящие бюджеты и устанавливает ни­жестоящие местные бюджеты в общей сумме доходов и расходов.[4] Например, район­ный Совет депутатов трудящихся утверж­дает бюджет района, собственно районный бюджет, размеры отчислений от налогов и доходов в сельские и поселковые бюдже­ты, устанавливает сельские и поселковые бюджеты в общей сумме доходов и рас­ходов.

      Утверждая местный бюджет, Советы де­путатов трудящихся, так же как и Верхов­ные Советы союзных и автономных респуб­лик при утверждении государственного бюд­жета республики, имеют право увеличить установленную вышестоящим органом го­сударственной власти общую сумму доходов и расходов данного бюджета.[5] При этом они не в праве изменять утвержденных сверху для этих бюджетов размеров отчислений от поступлений налогов и доходов.[6]

      Таким образом, предусматривая в одних случаях полномочия по утверждению, а в других—по установлению показателей бюд­жета, закон вкладывает в них разное со­держание, предопределяет различную юри­дическую силу этих полномочий. «Утвер­ждение» в отличие от «установления» го­ворит об окончательности решения данного вопроса, не требующего дополнительного рассмотрения другим органом государст­венной власти — Верховным или местным Советом.

      Соответственно этому, если местный Со­вет, например сельский, принял решение об утверждении сельского бюджета, не тре­буется больше никакого другого утверж­дения, в данном случае — со стороны район­ного Совета. Установленные же сверху по­казатели по нижестоящим бюджетам (об­щий объем доходов и расходов, размер обо­ротной кассовой наличности) являются предварительными и утверждаются окон­чательно каждым соответствующим Сове­том депутатов трудящихся.[7]

      В регулировании этого вопроса новое за­конодательство о бюджетных правах отра­зило сложившуюся практику принятия законов о государственном бюджете СССР, о государственных бюджетах союзных и авто­номных республик и решений местных Сове­тов о бюджете, уточнив отдельные положе­ния.

      Учитывая сказанное, нельзя согласиться с высказанным в литературе мнением, что «установление» и «утверждение» местных бюджетов — понятия равнозначные.[8] Неоп­равданным представляется и вкладывание слишком широкого содержания в понятие «установление местного бюджета», вклю­чение в него всех стадий бюджетного про­цесса: составления, рассмотрения, утвер­ждения и исполнения местного бюджета и даже утверждения отчета о его исполне­нии.[9]

      Несмотря на то, что в новом законода­тельстве о бюджетных правах по этим во­просам имеется определенная позиция, в ли­тературе, наряду с правильным их освеще­нием,[10] в некоторых работах не делается различий между правом утверждать и пра­вом устанавливать бюджет.[11] Не всегда со­ответствуют требованиям закона решения местных Советов о бюджете. Нередко в них записывается «утвердить» там, где надо «установить», или наоборот. В решениях некоторых областных Советов, например, предусматривается утверждение бюджетов районов и установление отчислений от на­логов и доходов в эти бюджеты.

      В соответствии с действующим законода­тельством каждый местный Совет имеет право утверждать соответствующий мест­ный бюджет и устанавливать в общей сум­ме доходов и расходов нижестоящие бюд­жеты, входящие непосредственно в данный, утверждаемый бюджет. Эти установленные бюджеты утверждаются далее соответст­вующим местным Советом депутатов тру­дящихся.

      Применение термина «утверждать» в свя­зи с правом каждого местного Совета в от­ношении соответствующего местного бюд­жета прочно вошло в практику союзного и республиканского законодательства. О пра­ве утверждения местных бюджетов гово­рится в принятых за последние годы в со­юзных республиках Положениях о местных Советах депутатов трудящихся, например в Положении о сельском Совете депутатов трудящихся РСФСР,[12] в Положении об об­ластном Совете депутатов трудящихся Ук­раинской ССР[13] и др. Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, а также законы союзных и автономных рес­публик о бюджетных правах закрепляют за местными Советами право утверждать местный бюджет.[14] На практике местные Советы принимают решения об утвержде­нии бюджетов соответствующих админи­стративно-территориальных единиц.

      Указанное право отражает полновластие, самостоятельность местных Советов в от­ношении местных бюджетов. Следует согла­ситься с высказанным в литературе мнени­ем о необходимости уточнения ст. 97 Кон­ституции СССР, в которой говорится не об утверждении, а об установлении Советами депутатов трудящихся местных бюджетов.[15]

      В уточнении, кроме того, нуждаются ана­логичные нормы конституций союзных и ав­тономных республик, повторившие формули­ровку Конституции СССР.[16] Эта формули­ровка отразила ограниченность прав мест­ных Советов, в частности их прав в области бюджета, имевшую место в условиях куль­та личности Сталина. Характерно, что до 1957 г. не все местные Советы имели рав­ные права по утверждению бюджета. По­становлением СНК СССР «О мерах улуч­шения финансовой работы сельских Сове­тов» от 3 августа 1935 г. было предусмотре­но, что сельские бюджеты окончательно утверждаются райисполкомом.[17] Это озна­чает, что у каждого местного Совета не было права самостоятельно утверждать бюджет, как бы расширительно ни толкова­лось понятие «устанавливать» бюджет. В 1957 г. в союзных республиках были приня­ты новые Положения о сельских Советах депутатов трудящихся, уравнявшие сель­ские Советы в праве самостоятельно утвер­ждать бюджет с другими местными Сове­тами.

      Право утверждать бюджет — одно из ос­новных, конституционных прав каждого местного Совета депутатов трудящихся, и оно должно быть закреплено в Конститу­ции СССР и в Конституциях союзных и ав­тономных республик.

      [1] См., например: Закон РСФСР о бюд­жетных правах РСФСР, автономных совет­ских социалистических республик и мест­ных Советов депутатов трудящихся от 16 XII 1961 г.; Закон Украинской ССР о бюджетных правах Украинской ССР и мест­ных Советов депутатов трудящихся от 30 VI 1960 г. и подобные законы других союзных республик. Законы о бюджет­ных правах Союза ССР, союзных и авто­номных республик и местных Советов де­путатов трудящихся. М., Госфиниздат, 1962.

      [2] См.: Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, ст. 20.

      [3] См.: Закон РСФСР о бюджетных пра­вах, ст. 20.

      [4] См.: Закон РСФСР о бюджетных пра­вах, ст.ст. 72, 96, 118, 140, а также аналогич­ные статьи законов о бюджетных правах других союзных республик.

      [5] Верховный Совет союзной республики при утверждении государственного бюдже­та данной республики вправе увеличить об­щую сумму его доходов и расходов, уста­новленную Верховным Советом СССР в го­сударственном бюджете СССР; районный Совет, утверждая бюджет района, имеет право увеличить сумму доходов и расходов этого бюджета, установленную областным Советом в бюджете области, и т. д.

      [6] См.: Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, ст. 39; Закон РСФСР о бюджетных правах, ст.ст. 49, 73, 97, 119, 141, 160. Аналогичные статьи содер­жатся в законах о бюджетных правах дру­гих союзных, а также автономных респуб­лик.

      [7] Разумеется, это не означает, что ут­вержденная сумма доходов и расходов во­обще не может быть изменена. Напротив, закон предусматривает возможность изы­скания при исполнении бюджета дополни­тельных доходов, сверх утвержденных, и право использования их на финансирование местного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Представляется, что необхо­димо уточнить отдельные положения зако­нов о бюджетных правах некоторых союз­ных республик по вопросу об оборотной кассовой наличности. Неоправданным, в частности, является закрепление Законом о бюджетных правах Украинской ССР (п. «в» ст. 50) за областными и городскими Совета­ми права утверждать размеры оборотной кассовой наличности по бюджетам городов областного подчинения и районов.

      [8] См.: В. II. Матвеев. Бюджетные пра­ва районных Советов депутатов трудя­щихся. М., Госюриздат, 1956, стр. 32, 40.

      [9] См.: Н. Бердичевский. Что надо предусмотреть в проектах законов? «Финан­сы СССР», 1960, № 3, стр. 44.

      [10] См., например: М. И. Пискотин. Бюджетные права местных Советов депута­тов трудящихся. М., Госюриздат, 1961, стр. 283—284.

      [11] См.: Советское финансовое право. Учебник для юридических институтов и факультетов. М., Госюриздат, 1961, стр. 104.

      [12] См.: Положение о сельском Совете де­путатов трудящихся РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 IX 1957 г., ст. 11. Положения о сельских Советах депутатов трудящихся. М., Госюриздат, 1959.

      [13] См.: Положение об областном Совете депутатов трудящихся Украинской ССР, одобренное Постановлением Президиума Верховного Совета УССР от 31 V 1957 г., ст. 7. Киев, 1957.

      [14] См., например: Закон РСФСР о бюд­жетных правах, ст. 7; Закон Украинской ССР о бюджетных правах, ст. 3.

      [15] См.: E. A. P о в и н с к и й. Основные вопросы теории советского финансового пра­ва. М., Госюриздат, 1960, стр. 38.

      [16] Например, ст. 79 Конституции РСФСР.

      [17] СЗ СССР, 1935, № 42, ст. 358.

    Информация обновлена:28.11.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru