Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Химичева, Н. И.
О расширении бюджетных прав областного Совета
депутатов трудящихся /Н. И. Химичева.
//Правоведение. -1961. - № 1. - С. 28 - 37
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • О расширении бюджетных прав областного Совета депутатов трудящихся.
      Химичева, Н. И.

      Н. И. Химичева, старший преподаватель

      О расширении бюджетных прав областного Совета депутатов трудящихся.

      Придавая большое значение развитию местной инициативы по изы­сканию путей наиболее успешного выполнения планов развития народ­ного хозяйства и культуры, учету местных особенностей в выполнении общих задач коммунистического строительства, КПСС и Советское пра­вительство проводят курс на постоянное расширение прав местных Со­ветов в руководстве хозяйственным и социально-культурным строитель­ством, на повышение их ответственности за положение дел на местах.

      Расширение прав местных Советов связано с вопросом о дальней­шем развитии социалистической государственности в коммунистическое самоуправление, ибо Советы депутатов трудящихся представляют собою «выборные органы народной власти, органы народного самоуправления, самые широкие организации трудящихся, выражающие их волю»,1 через которые люди учатся управлять всеми делами общества. Возрастание роли Советов в управлении всеми делами страны, в руководстве хозяй­ственным и культурным строительством явилось основанием к тому, что XXI съезд партии наметил курс на постепенный переход «ряда функций органов государственного аппарата к общественным организациям и в том числе к самым массовым и авторитетным среди них — Советам де­путатов трудящихся».2

      Расширение прав местных Советов, проведенное в последние годы, вызвано также тем, что местное хозяйство выросло настолько, что им стало трудно управлять, не обладая соответствующей самостоятель­ностью. В современных условиях невозможно уже проводить разумную регламентацию многих сторон хозяйственно-культурной деятельности местных органов власти из центра, поскольку в центре невозможно учесть все местные особенности.

      Местные Советы депутатов трудящихся СССР, наделенные широкой компетенцией в области хозяйственного и культурно-политического-строительства, располагают необходимой материально-финансовой ба­зой, важная роль в которой принадлежит местным бюджетам. В них предусматриваются расходы на финансирование местного хозяйства, со­циально-культурных мероприятий, содержание местных органов госу­дарственной власти и управления.

      Особое место в системе местных органов государственной власти занимает областной Совет депутатов трудящихся как высшее звено местных Советов, являющееся органом государственной власти на терри­тории области — наиболее крупной административно-территориальной единицы, объединяющей в себе десятки районов, городов, сотни сел и поселков. В результате проведенных в последнее время мероприятий об­ластной Совет самостоятельно решает вопросы местной промышленно­сти, многие вопросы сельского хозяйства, бюджета и финансов и др. Повышение роли областных Советов в хозяйственном и социально-куль­турном строительстве связано с укреплением их материально-финансо­вой базы, расширением их бюджетных прав.

      Анализируя расширение прав областных Советов в бюджетной дея­тельности, можно установить, что оно происходит по двум направлениям:

      а) укрепление материально-финансовой базы областных Советов увеличение размеров отчислений от ряда бюджетных доходов, или пол­ная передача их поступлений на территории области в ведение област­ных Советов;

      б) предоставление им новых полномочий в разрешении тех или иных бюджетных вопросов, установление в меньшей зависимости их бюджетной деятельности от республиканских органов.

      1. В 1961 г. общий объем бюджетов областей, краев и городов респуб­ликанского подчинения и автономных республик РСФСР достигнет 8866 млн. руб. и будет на 97% больше, чем в прошлом году; по сравне­нию с 1940 г. расходы местных бюджетов РСФСР возрастут почти в пять раз.3 Увеличились доходы бюджетов областей от местного хозяй­ства, среди которых основное место занимают отчисления от прибыли предприятий и организаций местного подчинения, главным образом про­мышленных предприятий. Отчисления от прибыли местного бюджета по РСФСР в 1961 г. составят 2280 млн. руб., или 26% всех доходов бюдже­тов автономных республик, краев и областей.4 Передача значительной части промышленных предприятий в непосредственное ведение местных Советов в связи с перестройкой организации управления промышлен­ностью и строительством и переходом к территориальному принципу управления также повлияла на укрепление материально-финансовой базы областных Советов, на рост доходов от местного хозяйства в бюд­жетах областей.5

      Значительно увеличился в последние годы размер передаваемых в бюджеты областей общегосударственных доходов. С 1958 г. в бюджеты областей РСФСР полностью передаются поступления сельскохозяйст­венного налога, 50%, а затем 25% поступлений по денежно-вещевым лотереям; в большинство бюджетов областей идут полностью поступле­ния подоходного налога с колхозов. С 1959г. все бюджеты областей пол­ностью получают поступления лесного дохода и подоходного налога с кооперации и хозорганов общественных организаций.6 В других союзных республиках также происходит укрепление материально-финансовой базы областных Советов как за счет увеличения доходов от местного хо­зяйства, так и за счет общегосударственных доходов. Так, в I960 г. бюд­жетам областей БССР полностью переданы все поступления сельскохо­зяйственного налога, налога на холостяков, лесного дохода, 90% подо­ходного налога с колхозов, 34% подоходного налога с населения, 23,8% налога с оборота.7

      Бюджеты многих областей значительно увеличились в результате передачи ряда городов из республиканского в областное подчинение.8 Такое мероприятие явилось следствием возрастания авторитета област­ных органов государственной власти. В. результате бюджеты этих горо­дов, ранее входившие в состав Государственного бюджета союзной рес­публики как самостоятельные единицы наряду с бюджетами областей, теперь являются частью бюджета области, в связи с чем и бюджеты об­ластей значительно увеличились, расширился объем бюджетной дея­тельности областного Совета.

      Областным Советам предоставлено право полностью использовать дополнительно выявленные и полученные при исполнении бюджета об­ласти доходы. Облисполком имеет право направлять эти средства на финансирование жилищного, коммунального хозяйства и социально-культурных мероприятий (включая капиталовложения) сверх предусмо­тренной в государственном бюджете республики общей суммы расходов по бюджету области. Дополнительно выявленные доходы облисполком имеет право использовать на оказание единовременной денежной помо­щи отдельным гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, на оказание единовременной материальной помощи учащимся. Однако эти средства нельзя использовать на увеличение административно-управ­ленческих расходов.9 Предоставление этого права положительно сказа­лось на развитии местной инициативы, на более эффективном выполне­нии планов мобилизации бюджетных доходов, на выявлении резервов.10

      Оно является также серьезным материальным стимулом улучшения бюд­жетной работы.

      2. Повышение роли областных органов власти и управления в пла­нировании и использовании бюджетных средств проявилось в следую­щем.

      В целях устранения излишней централизации и повышения ответст­венности областных Советов, более оперативного руководства хозяйст­венным и культурным строительством областей было отменено лимити­рование в государственном бюджете союзной республики ассигнований по бюджетам областей на отдельные мероприятия. В государственном бюджете республики определяется теперь размер ассигнований только в целом на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, на содержание органов управления, на зарплату и дота­цию из бюджета. Областной Совет в пределах установленных лимитов ассигнований на народное хозяйство и социально-культурные цели рас­пределяет бюджетные средства на финансирование отдельных отраслей областного хозяйства, на отдельные виды социально-культурных учреж­дений и мероприятий (просвещение, здравоохранение и др.). В связи с этим на областном Совете лежит большая ответственность за правиль­ное и целесообразное расходование бюджетных средств в соответствии с учетом местных условий, а также и общегосударственных задач раз­вития народного хозяйства и культуры. В то же время это дает возмож­ность лучшего учета особенностей хозяйства данной области.

      Облисполкому предоставлено право:

      а) разрешать своим отделам и управлениям производить передви­жение кредитов, кроме ассигнований на зарплату и капиталовложения, из статьи в статью в пределах общей сметы административно-управлен­ческих расходов, доводя об этом до сведения областного финансового отдела;

      б) разрешать отделам и управлениям увеличивать или уменьшать по истечении первого квартала по согласованию с облфинотделом до 10% годовых ассигнований на финансирование прироста собственных оборотных средств, операционных и других затрат, на подготовку кад­ров, на научно-исследовательские учреждения, детские сады и другие
      мероприятия по просвещению и здравоохранению (кроме ассигнований на капиталовложения, зарплату и управленческие расходы);

      в) разрешать областному финансовому отделу увеличивать в необ­ходимых случаях по ходатайствам отделов и управлений облисполкома до 10% бюджетных ассигнований на квартал по данному управлению за счет ассигнований на те же цели, предусмотренные на следующий, квартал;

      г) разрешать облфинотделу в случае необходимости выдавать ссу­ды из бюджета области на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам районов и городов областного подчинения с погашением этих ссуд в пределах текущего года.11

      Были расширены права облисполкома и в решении других финансо­вых вопросов. Так, облисполкому предоставлены широкие права по пе­рераспределению сверхплановых накоплений предприятий областного подчинения ряда отраслей промышленности с тем, чтобы направлять эти средства на развитие областной, городской, районной промышленности, а также на жилищное, культурно-бытовое строительство и благоустрой­ство городов и рабочих поселков сверх утвержденных планов капиталь­ных работ.12 Все эти вопросы областные органы решают самостоятельно, без разрешения со стороны республиканских органов власти и управ­ления.

      В целях дальнейшего повышения роли областного советского звена представляется возможным проведение ряда мероприятий, направлен­ных: а) на дальнейшее устранение излишней централизации в решении отдельных вопросов местного значения, создание еще больших условий для развития местной инициативы, учета местных особенностей; б) на разгрузку облисполкома от рассмотрения отдельных вопросов и пере­дачу их на самостоятельное решение отделов и управлений облиспол­кома; в) на создание еще большей материальной заинтересованности местных органов в выполнении общегосударственных и республиканских народнохозяйственных и финансовых планов. Повышению роли област­ного Совета способствовало бы увеличение удельного веса закреплен­ных доходов в бюджете области.

      С целью создания материальной заинтересованности областных Советов в улучшении качественных показателей работы предприятий союзно-республиканского подчинения целесообразно определенную часть прибыли этих предприятий отчислять в бюджет области. При этом следовало бы установить отчисление в бюджет области от сверхплановой прибыли союзно-республиканских предприятий и в небольших размерах. Это вызовет материальную заинтересованность областного Совета не только в выполнении и перевыполнении союзно-республиканскими пред­приятиями своих планов, но и повысит его роль в развитии хозяйства области, даст ему возможность и основание активно заниматься вопро­сами работы предприятий вышестоящего подчинения, находящихся на территории области. Не следует устанавливать отчисления от сверхпла­новой прибыли в больших размерах, чтобы не допустить кассовых раз­рывов в исполнении бюджета области в случае, если предприятия не добьются перевыполнения планов. Проведение такого мероприятия облегчается тем, что в настоящее время расчеты по отчислениям от при­были предприятий союзно-республиканского подчинения производятся в децентрализованном порядке, самими предприятиями с местными фи­нансовыми органами, в связи с чем это не вызовет и расширения штатов финансовых органов.

      На разрешение областного Совета следует передать вопрос о переч­не мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложе­ния. Самообложение сельского населения имеет известное значение в удовлетворении общественных нужд села. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 сентября 1937 г. «О самообложении сельского населения»,13 а также постановлениями правительств союзных республик14 установ­лен перечень мероприятий, на которые могут быть использованы сред­ства самообложения. Однако из центра невозможно предусмотреть все нужды села, в большой степени определяемые местными особенностями. Все это может быть учтено только на местах. На областной Совет возло­жено руководство проведением самообложения сельского населения.15 Областному Совету следует предоставить возможность устанавливать и перечень мероприятий, на которые эти средства могут быть израсходо­ваны, что даст возможность лучше учесть нужды сельской местности данной области.

      В бюджете области необходимо создать резервный фонд облиспол­кома в размере 1—2% от объема бюджета для финансирования неот­ложных, непредвиденных мероприятий. В настоящее время в случае не­обходимости в проведении таких мероприятий облисполком вынужден обращаться к республиканским органам. Нельзя здесь полагаться цели­ком на дополнительно выявленные доходы, так как таких доходов, во-первых, может не быть или они будут получены в незначительной сумме, а, во-вторых, размер и наличие дополнительно выявленных доходов можно определить только по истечении довольно большого периода времени. Предложение о создании резервного фонда облисполкома высказывалось и на страницах печати и в выступлениях депутатов на сессиях Верховных Советов союзных республик.

      Принятым недавно законом о бюджетных правах Украинской ССР и местных Советов депутатов трудящихся (ст.ст. 11 и 38) предусмотрено образование в областных и городских (городов республиканского под­чинения) бюджетах фондов непредвиденных расходов для покрытия неотложных расходов по народному хозяйству, социально-культурным и другим мероприятиям, которые не могли быть предусмотрены при утвер­ждении бюджета.16 Это следовало бы предусмотреть и при разработке законодательства о бюджетных правах местных Советов в других союз­ных республиках с областным делением.

      Материально-финансовую базу областного Совета значительно укрепила бы передача полностью в его ведение и в ведение нижестоящих Советов предприятий, организаций и учреждений отдельных отраслей промышленности и социально-культурного назначения, расположенных на территории области, но находящихся в настоящее время в подчинении, как местных Советов, так и органов республиканского и союзного зна­чения. В задачу областного Совета входит забота о культурно-бытовых нуждах населения, проживающего на территории области. В выполнении этой задачи проявляется деятельность областного Совета как местного органа власти, учитывающего местные нужды и потребности населения. Для удовлетворения этих нужд в ведении областного Совета и ниже­стоящих Советов находятся соответствующие предприятия и учрежде­ния — школы, коммунальные предприятия и др. Однако областной Со­вет в настоящее время не ведает всеми коммунальными предприятиями, всеми общеобразовательными школами, детскими учреждениями и т. п., расположенными на территории области, в его распоряжение передается лишь часть финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели. Такое положение не только не в интересах дела (поскольку здесь неизбежны проявления узковедомственных тенденций, увеличение административно-управленческих расходов), но и не соответствует роли областного Со­вета как местного органа государственной власти, призванного «руково­дить культурно-политическим... строительством на своей территории».17 Рассматриваемые предприятия и учреждения целесообразно передать в ведение областного Совета и других местных Советов.

      То же можно сказать и о некоторых отраслях промышленности, которые также можно было бы передать в подчинение областного Со­вета. Сюда можно отнести некоторые отрасли, а возможно и всю пище­вую промышленность (в зависимости от местных особенностей). Так, на второй сессии Верховного Совета УССР пятого созыва отмечалось, что консервная промышленность Винницкой области подчинена нескольким хозяевам — частично областному Совету, частично совнархозу, что отри­цательно сказывается на ее работе. Было высказано предложение всю пищевую промышленность области сосредоточить в одних руках.18 Такое мероприятие обеспечило бы лучшее использование материальных и фи­нансовых ресурсов, планирование и специализацию предприятий, а так­же способствовало бы повышению роли областного Совета в руковод­стве хозяйством области. Все это, несомненно, должно привести и к росту бюджета области, увеличению его доходов и расходов.

      Представляется возможным передать отдельные вопросы, касаю­щиеся бюджета области, по которым в настоящее время требуется реше­ние облисполкома, на самостоятельное разрешение заведующих отде­лами и начальников управления по согласованию с областным финансо­вым отделом. Дело в том, что облисполкому ввиду обширности его ком­петенции приходится заниматься широким кругом вопросов. Но это не означает, что облисполком все вопросы должен рассматривать сам непосредственно. У облисполкома имеются отделы и управления. В его задачу как органа государственного управления общей компетенции входит руководство деятельностью этих органов, осуществление в отно­шении их контроля. Однако многие вопросы отделы и управления обл­исполкома не имеют права решить самостоятельно. Можно было бы, например, предоставить право руководителям отделов и управлений облисполкома производить передвижение кредитов из статьи в статью самостоятельно, без решения облисполкома, по согласованию с област­ным финансовым отделом.19 Это разгрузило бы облисполком, дало ему возможность больше заниматься организаторской работой, а также по­высило бы оперативность руководства.

      Расширение бюджетных прав областных органов власти и управле­ния должно сопровождаться дальнейшим укреплением финансовой дис­циплины, повышением ответственности за исполнение местных бюдже­тов и улучшением всей финансовой работы на местах.

      Вопрос о расширении бюджетных прав областных органов государственной власти и управления связан с вопросом о повышении роли областного Совета депутатов трудящихся как органа государственной власти, как органа народного представительства в разрешении бюджет­ных вопросов. В постановлении ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» от 22 января 1957 г. прямо говорится о том, что необходимо значительно расширить круг вопросов, рассматриваемых на сессиях Советов.20

      Выражением подлинного демократизма социалистического государ­ства является сосредоточение непосредственно в руках представитель­ных органов государственной власти — Советов наиболее важных полно­мочий, разрешение их на сессиях Советов. Советы должны сами решать важнейшие вопросы местной жизни и не передоверять их исполкомам.

      Такой порядок обеспечивает представителям широких народных масс возможность решать важнейшие вопросы политического, хозяй­ственного и социально-культурного значения и повышает руководящую роль Советов как органов государственной власти по отношению к орга­нам государственного управления, способствует усилению контроля Со­ветов за деятельностью исполнительно-распорядительных органов.

      Очень важно обеспечить руководящую роль Советов в бюджетной деятельности, поскольку бюджет является одним из основных (наряду с народнохозяйственным планом) рычагов руководства хозяйственной и социально-культурной жизнью данной административно-территориаль­ной единицы. В бюджете области сходятся нити хозяйственной и куль­турной жизни области в целом, а также отдельных районов и городов областного подчинения. К компетенции Советов депутатов трудящихся относится утверждение соответствующего бюджета. Бюджет области утверждается областным Советом. Следует иметь в виду, что в Консти­туции СССР и конституциях союзных республик говорится не об «утверждении» местных бюджетов, а об «установлении». Более точным представляется первый термин. Он точнее отражает полновластие Сове­тов в области местных бюджетов. Утвержденный Советом местный бюд­жет не требует дальнейшего утверждения вышестоящим органом госу­дарственной власти. Этот термин применен в принятых в последние годы в союзных республиках Положениях о местных Советах депутатов тру­дящихся.21 В ст. 7 Закона о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 30 октября 1959 г. также говорится об «утверждении» местных бюджетов Советами.22 Такую же формулировку следует при­нять и при разработке Положения об областном Совете депутатов тру­дящихся РСФСР, а также законов о бюджетных правах местных Со­ветов.

      Утверждение бюджета является важным государственным делом. Только деловое обсуждение бюджета на заседании сессии местного Со­вета с участием представителей от различных профессий, групп населе­ния позволяет всесторонне учесть потребности развития хозяйства и культуры данной местности. Особо важное значение это имеет при об­суждении и утверждении бюджета области, поскольку в нем отражается развитие хозяйственного и социально-культурного строительства об­ласти в целом, а также каждого района, каждого города областного подчинения. В связи с этим очень важно мнение «мест». Однако встречаются случаи, хотя и крайне редко, когда Совет устраняется от решения этого важного вопроса, передоверяя его исполкому.23 В праве областного Совета утверждать бюджет области проявляется вся полнота его власти по использованию переданных в его ведение бюджетных доходов. Утвер­ждение областным Советом бюджета области является исключительным правом областного Совета.24 Контролируя исполнение утвержденного бюджета, областной Совет ежегодно утверждает и отчет об исполнении бюджета области, что также является исключительным правом област­ного Совета депутатов трудящихся.

      В ходе принятия мер по исполнению бюджета областной Совет осу­ществляет контроль за бюджетной деятельностью облисполкома, его отделов и управлений, за финансовой и хозяйственной деятельностью находящихся в его ведении предприятий и организаций, руководит бюд­жетной деятельностью нижестоящих Советов. Советы должны больше внимания уделять вопросам бюджета, не ограничиваясь его утвержде­нием и утверждением отчета об исполнении бюджета, как это зачастую делается.

      На сессиях областных Советов можно было бы, например, периоди­чески заслушивать отчет исполкома (ежеквартально или по истечении первого полугодия) о ходе выполнения бюджета. Это не только повысит роль Совета в исполнении бюджета, но и даст возможность вовремя реагировать на недостатки и добиваться их устранения, заслушивать отчеты о ходе исполнения бюджетов отдельных районов, городов. Тем самым усилится организующая, регулирующая роль областного Совета по отношению к нижестоящим Советам.

      С целью активизации, а также контроля и руководства работой бюджетной комиссии необходимо практиковать отчеты бюджетной ко­миссии на сессии областного Совета. В Положении об областном Со­вете депутатов трудящихся УССР 1957 г. в числе полномочий областного Совета называется заслушивание отчетов постоянных комиссий об их деятельности. Использование этой нормы при разработке Положения об областном Совете РСФСР и на практике положительно отразится на деятельности постоянных комиссий областного Совета, в том числе бюд­жетной комиссии.

      Вопрос об установлении ставок местных налогов и сборов, о льготах для отдельных категорий объектов и групп плательщиков (за исключе­нием вопроса о льготах для отдельных плательщиков), о введении на территории области сбора с владельцев транспортных средств и с вла­дельцев скота целесообразнее отнести к компетенции Совета.25

      Вместе с тем возникает вопрос, каким путем возможно расширить повестку дня заседаний сессий областного Совета и рассмотреть поставленные в ней вопросы глубоко и всесторонне, не скатываясь к форма­лизму, поскольку сессии областного Совета в соответствии с Конститу­цией созываются только четыре раза в год и обстоятельное рассмотрение большого числа вопросов на них невозможно.26

      Представляется, что разрешение этого вопроса связано с продолжи­тельностью сессии областного Совета. Если обратимся к практике, то увидим, что заседания сессий всех местных Советов, в том числе и об­ластного, проходят в течение одного дня. Ясно, что за этот срок нельзя разрешить много вопросов. Однако компетенция областного Совета обширна. Большое место в его деятельности занимает руководство ни­жестоящими Советами, расположенными на территории области. Повы­шению роли областного Совета как органа народного представитель­ства и как высшего звена местных органов государственной власти спо­собствовала бы такая мера, как удлинение работы сессии областного Совета примерно до двух дней, что позволило бы рассмотреть на них больше вопросов и обстоятельно обсудить их. Эта мера будет способ­ствовать повышению активности депутатов как на сессии, так и вне ее.

      В последнее время заседания сессий многих областных Советов при рассмотрении бюджетов и народнохозяйственных планов проходят в те­чение двух дней.27

      Развитию активности депутатов при обсуждении и утверждении местного бюджета, а также в ходе его исполнения способствовало бы предварительное, за несколько дней до начала сессии, ознакомление депутатов с проектом бюджета, одобренным исполкомом Совета.

      Повышение роли Советов, расширение их прав представляет собою одно из звеньев широкой системы мероприятий по дальнейшему разви­тию социалистической демократии, вовлечению широчайших масс тру­дящихся в управление государственным, хозяйственным и культурным строительством, намеченных XXI съездом партии.

      В докладе Н. С. Хрущева на четвертой сессии Верховного Совета СССР пятого созыва отмечалось, что «расширение прав союзных респуб­лик, местных органов и общественных организаций, перестройка управ­ления промышленностью и строительством уже приносят свои большие плоды».28

      Рекомендована кафедрой государственного права Саратовского юридического института

      _________________________________________________

      1 Речь Н. С. Хрущева на встрече с избирателями Калининского избирательного округа г. Москвы 24 февраля 1959 г. «Известия», 25 февраля 1959 г.

      2 Там же.

      3 Данные приводятся с учетом нового масштаба цен и нового курса рубля.

      4 См. доклад министра финансов РСФСР И. И. Фадеева «О Государственном бюджете РСФСР на 1961 г. и об исполнении Государственного бюджета РСФСР за 1959 г.» на четвертой сессии Верховного Совета РСФСР пятого созыва («Советская Россия», 27 декабря 1960 г.).

      5 В 1957 г. местным Советам РСФСР было передано из состава упраздненных или реорганизованных министерств свыше 3000 промышленных предприятий. В ведение Куйбышевского областного Совета, например, было передано 90 крупных предприятий; в местное подчинение в Челябинской области переданы все хлебозаводы и хлебоком­бинаты, Магнитогорский кузнечно-прокатный, Миасский, Юрозанский, Саткинский обо- зостроительный, Бишкильский фарфоровый заводы и многие другие предприятия (см.
       «Советы депутатов трудящихся», 1958, № 3, стр. 38, 1959, № И, стр. 16). В Саратов­ской области продукция местной промышленности возросла в 1957 г. по сравнению с 1955 г. на 11,9%, а в 1958 г. — на 18,6% (Народное хозяйство Саратовской области. Статистический сборник. Саратов, 1959, стр. 37).

      6 См.: Закон о государственном бюджете РСФСР на 1958 г. («Ведомости Верхов­ного Совета РСФСР», 1958, № 2; ст. 39), Закон о государственном бюджете РСФСР на 1959 г. («Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1959, № 1, ст. 2), Закон о государ­ственном бюджете РСФСР на 1960 г. («Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1959, № 43, ст. 664).

      7 См. доклад министра финансов Белорусской ССР Ф. Л. Коханова на второй сессии Верховного Совета БССР пятого созыва «О государственном бюджете БССР на 1960 г....» («Советская Белоруссия», 21 ноября 1959 г.).

      8 В РСФСР, это мероприятие осуществлено на основании Указа Президиума Вер­ховного Совета РСФСР от 3 июня 1958 г. «О передаче городов Горького, Красноярска, Куйбышева, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Саратова, Свердловска, Сочи, Сталинграда, Челябинска из республиканского в краевое и областное подчинение» («Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1958, № 7).

      9См. Постановление Совета Министров РСФСР от 19 июля 1955 г. «О передаче решения некоторых вопросов советам министров автономных республик, крайисполко­мам, облисполкомам и горисполкомам городов республиканского (РСФСР) подчине­ния». Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и по­становлений правительства РСФСР, т. V. 1954—1956 гг. Госюриздат, 1959, стр. 250—261.

      10 Уже в 1955 г. облисполкомы выявили и использовали значительные суммы до­полнительных доходов. Так, Московский облисполком выявил дополнительных доходов в сумме 2,17 млн. руб., Ленинградский — 640 тыс. руб., Горьковский — 400 тыс. руб.. Брянский — 350 тыс. руб. и т. д. В 1956 г. Советы Министров АССР и местные Советы РСФСР выявили дополнительных доходов в сумме 3,43 млн. руб. Из этой суммы на развитие хозяйства и приобретение инвентаря и оборудования для социально-культур­ных учреждений направлено 28,3 млн. руб. В этом же году местные Советы Украины в соответствии с предоставленным правом мобилизовали резервы в хозяйстве местного подчинения в общей сумме 33 млн. руб. На эти средства построена 151 школа, 75 боль­ниц, 66 районных домов культуры, 70 клубов, 277 жилых домов, 40 бань, 37 гостиниц. В 1957 г. многие исполкомы и Советы Министров автономных республик РСФСР про­вели большую работу по исполнению бюджета и выявили дополнительных доходов в сумме 53,2 млн. руб. Эти средства были направлены сверх плана на развитие местного хозяйства и приобретение инвентаря, оборудования для социально-культурных учреж­дений. В 1958 г. таких доходов получено было по РСФСР уже более 70 млн. руб. и направлено на коммунальное и жилищное строительство, благоустройство городов, ремонт школ и т. д. [см.: Заседания Верховного Совета РСФСР четвертого созыва (вторая сессия). Стенографический отчет. Изд. Верховного Совета РСФСР, 1956, стр. 26; Заседания Верховного Совета РСФСР четвертого созыва (третья сессия). Сте­нографический отчет, 1957, стр. 51; Заседания Верховного Совета РСФСР четвертого созыва (пятая сессия). Стенографический отчет, 1958, стр. 60; Заседания Верховного Совета РСФСР четвертого созыва (шестая сессия), 1959, стр. 39; «Правда Украины», 14 марта 1957 г.].

      11 Постановление Совета Министров РСФСР от 19 июля 1955 г. «О передаче решения некоторых вопросов советам министров автономных республик, крайисполко­мам, облисполкомам и горисполкомам городов республиканского (РСФСР) подчи­нения».

      12 Там же.

      13 СЗ СССР, 1937, № 60, ст. 258.

      14 Например, постановление Совета Министров РСФСР от 25 ноября 1955 г. «Об установлении дополнительных мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложения». Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР, т. V. 1954—1956, стр. 308; постановле­ние Совета Министров РСФСР от 7 июня 1957 г. «О строительстве жилых домов для
      учителей сельских школ за счет средств самообложения».

      15 См., например, ст. 7 Положения об областном Совете депутатов трудящихся Украинской ССР, одобренного постановлением Президиума Верховного Совета Украин­ской ССР от 31 мая 1957 г.

      16 См. «Правда Украины», 2 июля 1960 г.

      17 Ст. 79 Конституции РСФСР.

      18 «Правда Украины», 20 ноября 1959 г., стр. 2.

      19 В соответствии с упоминавшимся постановлением Совета Министров РСФСР от 19 июля 1955 г. облисполком имеет право «разрешать... отделам и управлениям… производить передвижение кредитов (кроме ассигнований на заработную плату и капи­таловложения) из статьи в статью в пределах общей сметы административно-управ­ленческих расходов, с сообщением об этом... областному... финансовому отделу».

      20 Справочник партийного работника. Госполитиздат, М., 1957, стр. 451.

      21 Например, в Положении об областном Совете депутатов трудящихся Украин­ской ССР, одобренном постановлением Президиума Верховного Совета УССР 31 мая 1957 г., в Положении о сельском Совете депутатов трудящихся РСФСР, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 г. («Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1957, № 1, ст. 2).

      22 «Ведомости Верховного Совета СССР», 1959, № 44, ст. 221

      23 См. М. Паспортников. Строго соблюдать соцзаконность в деятельности местных Советов. «Калининская правда», 10 марта 1957 г.

      24  Необходимо отметить неточность формулировки относительно утверждения бюджета, содержащуюся в Положении об областном Совете УССР. В ст. 7 этого Поло­жения говорится о рассмотрении и утверждении областным Советом только област­ного бюджета и далее о руководстве исполнением также областного бюджета. При этом не упоминается об утверждении и руководстве исполнением бюджета области, в котором областной бюджет является лишь составной частью общего бюджета области.

      25 В ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах» от 10 апреля 1942 г. («Ведомости Верховного Совета СССР», 1942, № 13) этот вопрос относится к компетенции Совета наряду с исполкомом. Следует иметь в виду, что Положение о местных финансах РСФСР 1926 г. отнесло вопрос о ставках местных налогов к предмету ведения съездов Советов, а не исполкомов (см. Положение о мест­ных финансах РСФСР, утвержденное постановлением ВЦИК 19 ноября 1926 г., ст. 17; СУ РСФСР, 1926, № 92, ст. 68).

      26 Возвращение к увеличению числа сессий областного Совета в году нецелесо­образно.

      27 См., например, газеты «Коммунист» (г. Саратов), 10 июня 1960 г. и «Южный Урал» (г. Оренбург), 12 марта 1959 г.

      28 «Известия», 15 января 1960 г.

    Информация обновлена:25.10.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru