Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Недбайло, П. Е.
О системе курса теории государства и права /П
. Е. Недбайло.
//Правоведение. -1959. - № 1. - с. 141 - 143
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • О системе курса теории государства и права.
      Недбайло, П. Е.

      П. Е. Недбайло, доктор юридических наук

      О системе курса теории государства и права.

      Система всякой науки, в том числе и науки теории государства и права, вытекает из предмета науки и обусловливается им. Система должна представлять собою такое логическое, последовательное раскрытие предмета науки, которое отражало бы историческое развитие изучаемого явления и позволило бы глубже и полнее раскрыть и изучить его сущность. Система теории государства и права должна отвечать также особенностям этой науки, как науки общетеоретической. Эти особенности состоят в том, что теория государства и права познает явления в наиболее общем и абстрактном их выражении. Общетеоретическая направленность теории государства и права позволяет ей устанавливать основные и ведущие закономерности развития государства и права, а также разрабатывать систему руководящих идей и принципов для всех отраслей юридических знаний.

      В связи с этим система науки теории государства и права должна быть такой, чтобы она давала возможность познать наиболее общие, родовые признаки государства и права, на основе которых можно было бы обратиться к изучению государственно-правовых явлений отдельных социально-экономических формаций, в особенности государства и права социалистического общества.

      Таким образом, система марксистско-ленинской теории государства и права — это такая последовательность в изучении материала о государстве и праве, которая отвечает историческому развитию государства и права в их основных и ведущих закономерностях и дает возможность наиболее полно познать их сущность и назначение в общественной жизни.

      В соответствии с этим должна строиться и система учебного курса по общей теории государства и права. Она должна воспроизводить систему этой науки, быть свободной от произвольных построений. Но это не означает, что система науки, а тем самым и система учебного курса неизменны. Она изменяется и совершенствуется с развитием и обогащением самой науки, с каждым новым проникновением в сущность вопроса, с расширением предмета и умножением материала изучения.

      Нам представляется, что нынешнее состояние марксистско-ленинской теории государства и права требует пересмотра существующей системы учебного курса этой науки, так как она не только не отражает качественных сдвигов в общественной жизни, выявившихся в последние годы, но и не учитывает развитие других наук — истории государства и права, истории политических учений, отраслевых юридических дисциплин. Основной порок системы курса теории государства и права заключается в том, что общие вопросы, например вопросы формы, функций, механизма государства, правовых норм, их источников, правопорядка и других государственно-правовых явлений, изучаются лишь в разделе социалистического государства и права.

      В разделе о происхождении и сущности государства и права изучаются лишь вопросы взаимоотношений экономики, политики, государства и права, классовая природа государства и права. В разделе об исторических типах государства и права эксплуататорских классов дается общая характеристика рабовладельческого, феодального и буржуазного права с точки зрения их классовой природы и назначения для господствующих классов. В темах этого раздела говорится о таких вопросах, как основные функции рабовладельческого государства, механизм феодального государства, разложение законности в период империализма, но говорится о них так, как будто студентам уже известно, общее учение о функциях и механизме государства и законности. Между тем это им еще неизвестно.

      Что же касается, например, видов и элементов правовых норм, правовых отношений, понятия системы права, то о них студенты вообще ничего не слышат при изучении тем о сущности права и эксплуататорских его типах. Лишь в теме “Нормы советского социалистического права” идет речь о видах правовых норм, структуре юридической нормы и только в теме “Правовые отношения в социалистическом обществе” рассматривается “понятие правоотношения, основные особенности правоотношений в социалистическом обществе”. Но это предпоследняя тема курса, до изучения которой студенты вообще не имеют представления о правоотношениях. Спрашивается, можно ли без учения о правоотношениях изучить и понять право эксплуататорских классов?

      То же самое можно сказать и о системе права. При изучении темы, скажем, о буржуазном праве студенты еще не знают, что такое система права вообще. Да, система буржуазного права изучается в теме “Система социалистического права”. Здесь впервые речь идет о частном и публичном праве в буржуазном обществе.

      Такое построение курса приводит, во-первых, к тому, что эксплуататорские типы государства и права изучаются не в теоретическом, а в описательном плане. Отсюда параллелизм и взаимное повторение с курсами по истории государства и права. Во-вторых, изучение общих, родовых признаков, скажем, правоотношений в разделе о правоотношениях в социалистическом обществе, т. е. при изучении одного из видов правоотношений, хотя и высших по типу, не дает возможности вскрыть в деталях особенности социалистических правоотношений. В таком случае, особенное, социалистическое подменяется общим. Так, по действующей программе отличие норм нравственности от правовых норм изучается в теме “Право, нравственность и правосознание в социалистическом обществе”. Но разве не было и нет общего отличия норм нравственности от норм права ео всяком обществе, в том числе и в буржуазном? При таком изучении этого вопроса изучающие невольно будут сбиваться на общие отличия, специфические же отличия норм коммунистической нравственности от правовых норм в социалистическом обществе будут покрываться этими общими различиями. Между тем задача и состоит в том, чтобы как можно глубже выявить качественные особенности институтов социалистического государства и права.

      Общеизвестно, что изучение видовых признаков всегда легче дается и лучше усваивается при изучении их в рамках; родовых признаков. В самом деле, почему, например, нужно изучать нормы социалистического права, их структуру и виды, не изучив перед этим вопрос о правовой: норме вообще и ее структуре? Почему мы к структуре и видам правовых норм обращаемся только в разделе о социалистическом праве? Разве до этого не было правовых наук, не было учения о них и т. д.? Всякой правовой норме свойственны такие элементы, как гипотеза, диспозиция и санкция. Так почему же структура нормы должна излагаться только в учении о нормах социалистического права, а при изучении буржуазного права это опускается? Не лучше ли изложить учение о правовых нормах вообще, а затем рассмотреть особенности их структуры в эксплуататорском и социалистическом обществе. Логика вещей говорит, что вначале студентам необходимо преподнести общие понятия, а затем изложить качественные особенности предмета в зависимости от исторического развития социально-экономических формаций. Только так и можно показать преимущество социалистического, в том числе советского, государства и права перед эксплуататорским.

      Такая перестройка системы курса помогла бы не только глубже изучить особенности социалистического государства и права, но и поднять уровень общетеоретических обобщений, создать обоснованные определения общих понятий не только государства и права, но и формы государства, законности, правопорядка, источников права, осуществление права и т. д.

      Как видим, правильное построение системы учебного курса способствует поднятию теоретического уровня науки в целом.

      Мы бы предложили следующую систему курса теории государства и права в качестве пока ее первоначальной схемы: 1. Введение. Предмет и метод марксистско-ленинской теории государства и права; 2. Возникновение государства и права. 3. Сущность государства; 4. Формы государства; 5. Механизм государства; 6. Этапы развития и основные функции государства.

      В этих темах следует изучать прежде всего общие вопросы для всех типов государства, общие для них понятия, скажем, механизма государства, а затем специфические для каждого типа, например механизм рабовладельческого строя, феодального, буржуазного и социалистического государства.

      То же следует сказать и о праве. Темы, посвященные праву, мы предлагаем располагать в таком порядке: 7. Сущность права (сущность права вообще и сущность права рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества). 8. Государство и право (в этой теме надо показать связь и взаимодействие государства и права вообще и в каждой социально-экономической формации в отдельности). В таком же плане следует изучать и последующие темы: 9. Место и роль правовых норм в системе социальных норм (нравственности, обычая и норм общественных организаций). 10. Экономика, политика и право. П. Правовое сознание и его роль в общественной жизни. 12. Нормы права, их классовая природа и виды. 13. Формы (источники) права. 14. Система права. 15. Законность и правопорядок. 16. Нарушение права (причины, виды и последствия правонарушений). 17. Применение норм права. 18. Правовые отношения. 19. Теория государства и права в системе юридических наук (заключительная лекция по курсу).

      Название тем можно уточнить. Здесь излагается лишь идея о системе учебного курса, которая призвана облегчить для студентов изучение общей теории государства и права и обеспечить более глубокое изучение ими общетеоретических вопросов. Это способствовало бы, по нашему мнению, и развитию самой науки общей теории государства и права.

      Содержание тем нами здесь не раскрывается. Это дело последующей работы, если бы была принята данная система курса. Конечно, преподавать по предлагаемой нами системе значительно труднее, так как здесь сама система заставляет, наряду с изложением общих понятий, внимательно и детально исследовать специфические особенности каждого исторического типа государства и права, прежде всего, социалистического государства и права.

      Разумеется, что при такой системе отпадает надобность в отдельных темах по изучению рабовладельческого, феодального и буржуазного государства и права.

      При построении данной системы мы учитывали ее элементарное требование, состоящее в том, чтобы один вопрос вытекал из другого с последующим нарастанием знаний у изучающего. Руководствуясь этим, мы полагаем, например, что вначале надо знать, что такое государство и право, установить их специфические признаки в отличие от других общественных явлений, а затем уже переходить к изучению их экономической и политической обусловленности. Очевидным является и то, что, не выяснив отличия правовых норм от моральных, нельзя достаточно полно изучить их надстроечный характер.

      По нашему мнению, нельзя также достаточно полно изучить вопрос о применении права и правоотношениях без знания системы права соответствующего государства. Поэтому мы предлагаем тему о системе права изучать раньше указанных вопросов. Конечно, и здесь может возникнуть ряд вопросов. Например, известно, что законность и правопорядок складываются в результате проведения в жизнь правовых норм, но в то же время применение правовых норм должно быть: основано на законности. Поэтому нам представляется, что раньше нужно дать понятие о законности и правопорядке, а затем рассмотреть вопрос о применении правовых норм.

      В предлагаемую нами систему курса общей теории государства и права включены новые темы: “Правовое сознание и его роль в общественной жизни”, “Нарушение права”. В действующей программе вопрос о правосознании явно не на месте, Он изучается в теме, в которой раскрывается соотношение права и нравственности, т. е. взаимоотношение двух нормативных явлений, а правосознание — идеологическая категория, имеющая самостоятельное значение в общественной жизни. Изучение правонарушений и их видов в общетеоретическом плане не вызывает сомнений.

      Наши соображения относятся к общему курсу теории государства, они не затрагивают специальных курсов, которые читаются студентам старших курсов высших учебных заведений. Система спецкурса определяется его направленностью и задачей, которая перед ним ставится, например задачей более углубленного изучения отдельных общетеоретических вопросов.

    Информация обновлена:02.10.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru